Интегрированный урок "русский язык + география" по теме "Отрицательные местоимения. Шестой материк". 6-й класс

Разделы: География, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель - формировать и совершенствовать навык правописания отрицательных местоимений в ходе знакомства учащихся с новым материалом по теме "Антарктида".

Задачи:

  • образовательная - обобщить и закрепить полученные знания и умения учащихся по теме "Отрицательные местоимения", расширить географические представления учащихся об Антарктиде;
  • развивающая - развивать орфографическую и пунктуационную грамотность, монологическую речь, творческие способности учащихся, умение извлекать и анализировать информацию из различных источников, формировать интерес к изучению учебных предметов;
  • воспитательная - повышать мотивацию к изучению русского языка и географии, воспитывать чувство гордости за великие достижения русских первооткрывателей, уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.

Оборудование: презентация в PowerPoint, интерактивная доска, географические атласы, контурные карты, физическая карта полушарий.

Форма урока: интегрированный урок (русский язык и география)

Ход урока

I. Повторение изученного материала по теме "Отрицательные местоимения".

1. Игра "Верю - не верю". (Слайд 1-2)

Презентация.

- Отрицательные местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки, количества.

- Отрицательные местоимения НИКТО, НИЧТО изменяются по падежам, числам и падежам.

- Отрицательные местоимения образуются с помощью приставок НЕ и НИ.

- Отрицательные местоимения НЕКОГО, НЕЧЕГО не имеют начальной формы.

2. Работа учащихся в парах - повторение правила правописания отрицательных местоимений

1 вариант - рассказать, когда пишется приставке НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.

2 вариант - рассказать о слитном и раздельном правописании приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.

II. Вступительное слово учителя русского языка:

- На прошлом уроке мы познакомились с правописанием отрицательных местоимений. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке. Сформулируйте тему и цель урока. (Ответы учащихся).

- Сегодня у нас урок необычный. Мы, действительно, будем закреплять навыки правописания отрицательных местоимений, изучая новый материал по географии. (Слайд 3)

Вступительное слово учителя о географии материков и океанов.

Ребята, назовите и покажите, какие материки вы знаете?

- Сколько материков? (учащиеся отвечают)

- Сегодня мы поговорим только об одном материке. О каком материке пойдет речь, догадайтесь сами.

Чтение эпиграфа: "И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками или вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив, этот край". (А.М. Гусев), (Слайд 4)

- Этот материк - Антарктида. (Слайд 5-6)

Географический диктант.

Учитель предлагает в парах выполнить географический диктант с использованием атласа на контурной карте, один ученик работает на интерактивной доске.

Учащиеся должны отметить цифрами следующие географические объекты:

1 - Южный полюс

2 - Антарктический полуостров

3 - Южный полярный круг

4 - станция Мирный

5 - море Амундсена

6- море Беллинсгаузена.

Учащиеся класса проверяют и оценивают работу в парах.

- Почему Антарктиду называют шестым материком?

Тема нашего урока: "Шестой материк" (Слайд 7)

Сообщение учащегося об Антарктиде. (Приложение № 1) (Слайд 8-10)

Дифференцированное задание по русскому языку:

1 группа - расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы, найти местоимения, определить их разряд, объяснить правописание.

Откуда в лед....ной Антарктиде зал...жи каме...ного угля? Оказывает...ся, н...сколько тысячелетий назад ...десь р...сли какие(то) тепл...любивые р...стения. Н...кто (не)мог дог...дат...ся, каким образом в Антарктиде ок...зались останки южных ж...вотных. Но н...чего (не) уд...вило того, кто первым ...делал гениальное открытие. Альфред Венегер сказал Очень д...вно на нашей планете был всего один материк. [2]

2 группа - ответить на вопросы, используя, если возможно, отрицательные местоимения, записать предложения, обозначить орфограмму.

Проверка работы 2 группы. После каждого предложения комментарий учителя географии.

Какому государству принадлежит Антарктида?

Антарктида не принадлежит никакому государству.

Учитель географии комментирует: "Международный статус её таков, что Антарктида не принадлежит ни одной стране мира. На материке запрещено строительство военных баз, проведение маневров, испытание любых видов оружия, захоронение радиоактивных отходов".

Кто из людей живёт постоянно на материке?

На материке никто постоянно не живёт.

Учитель географии комментирует: "С середины 1950 - х гг. на материке действуют полярные станции, на которых работают учёные из различных государств: России, США, Франции, Великобритании, Австрии и некоторых других. В Антарктиде нет постоянного населения. В зимнее время численность жителей материка не превышает тысячи человек. Это исследователи, находящиеся на полярных станциях. Врачи считают, что после зимовки полярникам нужно около трех лет, чтобы полностью восстановить свои силы".

3. Сделать синтаксический разбор предложения: Пингвин - главное украшение континента.

Учитель географии комментирует: "Типичные обитатели Антарктиды - пингвины. Самый распространенный вид - небольшой пингвин Адели. Особенно красивы императорские пингвины. Пингвины не умеют летать, но прекрасно плавают, питаются рыбой, моллюсками и рачками". (Слайд 11)

Учитель русского языка и литературы: Какие синонимы вам встретились? Материк - континент.

4. Сделать пунктуационный разбор предложения: В Антарктиде встречаются оазисы, покрытые лишайниками, пятнами мхов, цветковые растения, водоросли.

Учитель географии комментирует: "Большая часть Антарктиды находится в пределах Антарктической пустыни. Это по большей части безжизненная, лишенная растительного и животного мира территория. Современные организмы Антарктиды представлены мхами, лишайниками, микроскопическими грибами и водорослями. Жизнь присутствует практически повсюду. Даже в районе полюса холода в снегу обнаружены бактерии". (Слайд 12 - 16)

Проверка работы 1 группы: назвать разряд местоимений, объяснить их правописание. (Слайд 17)

- Какое открытие, названное гениальным, сделал Альфред Венегер?

Чтение текста об открытии Венегера учащимися, работа с атласами. (Приложение 2) (Слайд 18).

Вопросы учащимся:

  1. Как назывался единый материк 250 мил. лет назад?
  2. Какое море окружало Пангею?
  3. Как образовался Атлантический океан?
  4. Как образовался Индийский океан?

Запись текста:

В 1820 г. к берегам Антарктиды отправилась экспедиция. Никто не знал, какой нестерпимый холод ждал мореплавателей. Некому было рассказать морякам о том, сколько далеко не безопасных ледяных гор встречается на пути кораблей. Но никакой страх перед неизвестностью не мог помешать мореплавателям. "Нам нечего бояться", - говорили бесстрашные путешественники. Ничто не остановило русских мореплавателей Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. [2] (Слайд 19)

Видеосюжет о первом путешествии к берегам Антарктиды русских мореплавателей.

Вставьте в текст отрицательные местоимения:

Антарктиду называют "страной пурги". В пургу выходить "на улицу" без особой надобности не следует: видимости __________, ветер валит с ног. На расстоянии вытянутой руки уже _____________ не рассмотришь. Всюду снег, взгляду _____________ задержаться. Во время пурги невозможно ______________ услышать, все звуки перекрываются завыванием ветра.

Проверка выполнения задания (Слайд 20)

Сообщение учащегося о климате. (Приложение № 3), (Слайд21 )

Работа с учебником географии - параграф 57. [1]

Задание учащимся: найти сведения о значении Антарктиды. (Слайд 22)

Выполнение практической работы по теме "Рельеф и полезные ископаемые Антарктиды".

XIV. Домашнее задание (Слайд 23):

- по русскому языку:

1. Мини-сочинение об Антарктиде (использовать отрицательные местоимения)

2. 6 предложений об Антарктиде (использовать отрицательные местоимения)

- по географии:

Параграф 57, выполнить творческое задание № 4 стр. 311

Литература

  1. География. Страноведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.А. Климановой, В.В. Климанов, В.И. Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А. Климановой. - М.: Дрофа, 2007. - 336 с.: ил., карт.
  2. Иванова И.С. Концентрированный текст на уроке русского языка // Еженедельное приложение к газете "Первое сентября" "Русский язык" №46 (70) декабрь 1996
  3. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. - 31-е изд. - М.: Просвещение, 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7621/
  2. http://zagony.ru/2008/06/30/fotografii_antarktidy_7_foto.html
  3. urok.1sept.ru
  4. mirgeografii.ru>Удивительная Антарктида
  5. myshared.ru>Антарктида

prezentacii.com>География"Антарктида