Занятие по внеурочной деятельности "Путешествие в космос". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Познавательные и регулятивные умения: развитие зрительной памяти, внимания, мышления, умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать и опровергать.
  • Личностные и коммуникативные умения: воспитание взаимопонимания, дружеского отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения слушать, умение договариваться через организацию совместной деятельности (групповую работу).

Ход занятия

1. Введение в тему урока.

Учитель:

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

– Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:

Звезда, буква, пример, планета, Солнце, минус, ударение, Луна, звук, сумма, плюс, Марс, слово.

– На какие группы можем разделить данные слова?

звезда буква пример
планета ударение минус
Солнце звук сумма
Луна слово плюс
Марс    

– Каким словом мы объединим каждую группу? (Космос, обучение грамоте, математика).

– Как вы думаете, с какой из этих групп будет связано наше занятие? Почему?

– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы отправимся в фантастическое космическое путешествие, в котором нас ждут интересные и увлекательные задания. Наша задача – расшифровать название звезды. После выполнения задания будет открываться 1 буква.

– На чём летают космонавты в космос? (На ракете). На одной ракете мы все не поместимся, разделимся на экипажи. В путешествии вы будете получать фишки за правильные ответы. Какая команда наберёт больше всего фишек, первая достигнет Земли.

– Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?

– Ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах.

– Итак, чтобы полететь в космос, нужна ракета. Сейчас каждый экипаж сделает свою ракету и выберет своего капитана.

– А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте поиграем в игру. 1 из вас кладёт руку на парту ладонью вниз и называет своё имя. Другой член команды кладёт свою руку на руку первого и так же называет своё имя. И так далее до последнего члена команды.

– Когда ваша команда будет готова к ответу, вы поднимаете руки вверх и берётесь за руки.

(Открывается буква Н).

2. Разминка

– Начнём предстартовую подготовку. Чтобы быть сильным и ловким, космонавты должны уметь прыгать с парашюта. Для этого нужно правильно ответить на вопросы разминки.

Кем (чем) они были раньше?

Цыплёнок – … (яйцом)
Лошадь – … (жеребёнком)
Корова – … (телёнком)
Дуб – … (жёлудем)
Рыба – … (икринкой)
Лёд – … (водой)
Мужчина – … (мальчиком)

(Открывается буква Р).

3. Развитие логического мышления

– Перед полётом нужно подкрепиться. В этом нам поможет задание №1 на с. 42

Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех? (Щука)

– Раскрасьте эту рыбу. (Каждая команда по очереди называют свои ответы).

– Как вы выполнили это задание? Покажем на прямой.

– Кто же был прав?

(Открывается буква А).

4. Решение анаграмм

Учитель:

Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд!
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.

– Космос – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Ещё неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с заданием №5.

– Вам нужно отгадать зашифрованное слово.

Ответ:

дождь – (идёт)

ствол – (стебель)

месяц – (июнь)

(Открывается буква Г).

5. Физкультминутка

– Ребята, а вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведём физ. минутку, чтобы снять усталость.

Полетаем на ракете
На носочки тихо встанем
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок.
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.

6. Логически – поисковое задание

– Пока мы отдыхали, на борт корабля поступили сигналы о помощи. Необходимо помочь 1 планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что случилось? Оказывается, на планете поселился космический пират, он стал пиратом потому, что не может выполнить задание №7.

Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые.

(Дети выполняют задание в группе, затем читают правильные ответы).

– Такие задачи удобнее всего решать с помощью таблицы:

  бабочка стрекоза божья коровка
ромашка - + -
колокольчик + - -
василёк - - +

– Молодцы! Планету очистили от разной пыли и пират покинул эту планету.

(Открывается буква И).

7. Тренировка зрительной памяти

-По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, выполним задание: прочитать 3 раза слова, записанные на доске:

УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.

Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:

  • Сколько букв в последнем слове? (5)
  • Какие 2 слова начинались с гласной буквы? (утка, осина)
  • Назовите слово, которое заканчивается на “о” (лето)
  • Сколько слов заканчивалось на “а”? (3)
  • Встречалась ли в словах буква “к”? (Да, в слове утка)
  • Было ли среди слов название дерева? (Да, осина)

(Открывается буква А).

8. “Магический квадрат”

– Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой. Надо брать курс на Землю. Для этого нужно выполнить вычисления. Найдите задание №6. Что это за фигура? Кто вспомнит, почему его так назвали? (В магическом квадрате надо расставить числа так, чтобы суммы чисел по всем направлениям были равными).

Ответ:

5 0 4
2 3 4
2 6 1

(Открывается буква Г).

9. Итог.

– Какую же звезду мы сегодня с вами открыли ? (Гагарин)

– О чём вам говорит эта фамилия?

– Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт нашей планеты. Почти 50 лет назад, 12 апреля 1961 года Гагарин облетел нашу Землю на космическом корабле “Восток” за 108 минут. Этот год объявлен в нашей стране годом космонавтики. Почему его называют звездой? (потому что он знаменитый, его знает весь мир). Если вы интересуетесь темой космоса, в интернете вы можете найти много интересного.

Из полёта возвратились
Мы на Землю приземлились.

– Какое задание больше всего понравилось?

– Какое было самое интересное?

– Самое трудное?

– Давайте подведём итог: какая команда набрала сегодня больше фишек.

– А сейчас, как обычно оцените свою работу на уроке: раскрасьте звёздочку в нужный цвет и отправьте её на небо.

– Мне сегодня очень понравилось, как вы работали в группах. Все молодцы. Спасибо за урок!