Цели:
- Познавательные и регулятивные умения
Ход занятия
1. Введение в тему урока.
Учитель:
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
– Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего занятия, я предлагаю вам выполнить следующее задание: прочитайте слова, записанные на доске:
Звезда, буква, пример, планета, Солнце, минус, ударение, Луна, звук, сумма, плюс, Марс, слово.
– На какие группы можем разделить данные слова?
звезда | буква | пример |
планета | ударение | минус |
Солнце | звук | сумма |
Луна | слово | плюс |
Марс |
– Каким словом мы объединим каждую группу? (Космос, обучение грамоте, математика).
– Как вы думаете, с какой из этих групп будет связано наше занятие? Почему?
– Чтобы наше занятие прошло интересно, мы отправимся в фантастическое космическое путешествие, в котором нас ждут интересные и увлекательные задания. Наша задача – расшифровать название звезды. После выполнения задания будет открываться 1 буква.
– На чём летают космонавты в космос? (На ракете). На одной ракете мы все не поместимся, разделимся на экипажи. В путешествии вы будете получать фишки за правильные ответы. Какая команда наберёт больше всего фишек, первая достигнет Земли.
– Как вы думаете, какими качествами должны обладать космонавты?
– Ваша победа зависит не только от ваших знаний, но и от того, как вы умеете слаженно и дружно работать в командах.
– Итак, чтобы полететь в космос, нужна ракета. Сейчас каждый экипаж сделает свою ракету и выберет своего капитана.
– А сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга. Давайте поиграем в игру. 1 из вас кладёт руку на парту ладонью вниз и называет своё имя. Другой член команды кладёт свою руку на руку первого и так же называет своё имя. И так далее до последнего члена команды.
– Когда ваша команда будет готова к ответу, вы поднимаете руки вверх и берётесь за руки.
(Открывается буква Н).
2. Разминка
– Начнём предстартовую подготовку. Чтобы быть сильным и ловким, космонавты должны уметь прыгать с парашюта. Для этого нужно правильно ответить на вопросы разминки.
Кем (чем) они были раньше?
Цыплёнок – … (яйцом)
Лошадь – … (жеребёнком)
Корова – … (телёнком)
Дуб – … (жёлудем)
Рыба – … (икринкой)
Лёд – … (водой)
Мужчина – … (мальчиком)
(Открывается буква Р).
3. Развитие логического мышления
– Перед полётом нужно подкрепиться. В этом нам поможет задание №1 на с. 42
Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех? (Щука)
– Раскрасьте эту рыбу. (Каждая команда по очереди называют свои ответы).
– Как вы выполнили это задание? Покажем на прямой.
– Кто же был прав?
(Открывается буква А).
4. Решение анаграмм
Учитель:
Итак! Внимание! Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд!
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
– Космос – это неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С чем мы встретимся? Ещё неизвестно. Главное в космосе дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторе нашего корабля видна планета. Это планета Туманности. Почему она так названа? Её жители не могут справиться с заданием №5.
– Вам нужно отгадать зашифрованное слово.
Ответ:
дождь – (идёт)
ствол – (стебель)
месяц – (июнь)
(Открывается буква Г).
5. Физкультминутка
– Ребята, а вы знаете, что космонавты много занимаются спортом и всегда делают зарядку, даже в полёте они находят время для спортивных упражнений. И мы с вами сейчас проведём физ. минутку, чтобы снять усталость.
Полетаем на ракете
На носочки тихо встанем
Потолок сейчас достанем.
Мы наклонимся вперёд
В правый бок и в левый бок.
А потом ещё присядем,
Встанем все и тихо сядем.
6. Логически – поисковое задание
– Пока мы отдыхали, на борт корабля поступили сигналы о помощи. Необходимо помочь 1 планете. На этой планете воздух непригоден для дыхания, кругом масса мелкой пыли. Что случилось? Оказывается, на планете поселился космический пират, он стал пиратом потому, что не может выполнить задание №7.
Бабочка, стрекоза и божья коровка сели на разные цветы: ромашку, колокольчик и василёк. Стрекоза села не на василёк, бабочка не на ромашку и не на василёк. Напиши названия цветов, на которые сели насекомые.
(Дети выполняют задание в группе, затем читают правильные ответы).
– Такие задачи удобнее всего решать с помощью таблицы:
бабочка | стрекоза | божья коровка | |
ромашка | - | + | - |
колокольчик | + | - | - |
василёк | - | - | + |
– Молодцы! Планету очистили от разной пыли и пират покинул эту планету.
(Открывается буква И).
7. Тренировка зрительной памяти
-По дороге нас застал метеоритный дождь. Но он нам не страшен. Для того, чтобы спастись от дождя, выполним задание: прочитать 3 раза слова, записанные на доске:
УТКА, ЛЕТО, САЛАТ, ТРАВА, ОСИНА.
– Постарайтесь их запомнить. Теперь я закрою слова, а вы попытайтесь ответить на мои вопросы:
- Сколько букв в последнем слове? (5)
- Какие 2 слова начинались с гласной буквы? (утка, осина)
- Назовите слово, которое заканчивается на “о” (лето)
- Сколько слов заканчивалось на “а”? (3)
- Встречалась ли в словах буква “к”? (Да, в слове утка)
- Было ли среди слов название дерева? (Да, осина)
(Открывается буква А).
8. “Магический квадрат”
– Космос – это дорога без конца. Но пора возвращаться домой. Надо брать курс на Землю. Для этого нужно выполнить вычисления. Найдите задание №6. Что это за фигура? Кто вспомнит, почему его так назвали? (В магическом квадрате надо расставить числа так, чтобы суммы чисел по всем направлениям были равными).
Ответ:
5 | 0 | 4 |
2 | 3 | 4 |
2 | 6 | 1 |
(Открывается буква Г).
9. Итог.
– Какую же звезду мы сегодня с вами открыли ? (Гагарин)
– О чём вам говорит эта фамилия?
– Правильно, Юрий Алексеевич Гагарин – первый космонавт нашей планеты. Почти 50 лет назад, 12 апреля 1961 года Гагарин облетел нашу Землю на космическом корабле “Восток” за 108 минут. Этот год объявлен в нашей стране годом космонавтики. Почему его называют звездой? (потому что он знаменитый, его знает весь мир). Если вы интересуетесь темой космоса, в интернете вы можете найти много интересного.
Из полёта возвратились
Мы на Землю приземлились.
– Какое задание больше всего понравилось?
– Какое было самое интересное?
– Самое трудное?
– Давайте подведём итог: какая команда набрала сегодня больше фишек.
– А сейчас, как обычно оцените свою работу на уроке: раскрасьте звёздочку в нужный цвет и отправьте её на небо.
– Мне сегодня очень понравилось, как вы работали в группах. Все молодцы. Спасибо за урок!