Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности (отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровне рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка) и др.
Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке, определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, работать с иллюстрациями, толковым словарем, осуществлять поиск и выделение необходимой информации, применять на практике
Предметные УУД: знать основное содержание: обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва и бат-мицва, свадьба. Синагога. Происхождение и назначение синагоги, отличие синагоги от храма. Значение синагоги в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство синагоги. Правила поведения в синагоге. Правила молитвы в синагоге. Раввины и их роль в религиозной и повседневной жизни еврейской общины.
Вариативное содержание: Особенности облачения для совершения молитвы в иудейской традиции. Иудейские притчи.
Основные понятия: обрезание, бар-мицва и бат-мицва, синагога, раввин.
Межмодульные связи: обряды, ритуалы, священные сооружения.
Ход урока
I. Организация класса готовность
II. Эмоциональный настрой
– С каким настроением вы пришли на урок?
– Как вы думает, каким будет сегодняшний урок?
- Урок будет необычным
- Узнаем много нового
- Поработаем творчески
- Урок доставит радость общения
- Порадуем своими успехами
- Будет интересно на уроке
III. Введение в тему
Кроссворд по загадкам
7) Кто снежинками играет,
Как букетом белых роз?
Кто метелью управляет?
Добрый Дедушка …. Мороз
2) С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее …. Снегурка
5) Время ёлку зажигать
Веселится и плясать
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)
3) Дед мороз спешит на елку,
Тянет за собою санки.
А на них мешок тяжелый,
И в мешке лежат … (подарки)
6) Мне у елки на верхушке
Никогда не страшно.
Я сверкаю на макушке,
Как на Спасской башне. (Звезда)
4) На него приходят в маске,
Чтобы оказаться в сказке,
В той, где заяц дружит с волком,
И не ловит кот мышей.
Он бывает возле елки,
Для него костюмы шей. (Маскарад, карнавал)
1) Мы его учили долго,
Чтобы прочитать.
Скоро Новый год и Елка,
Нужно выступать.
В нем все строчки складные,
Ровные и ладные. (Стихотворение)
– Что обозначает это слово? (одна из мировых религий)
– Запишите в таблицу, что вы знаете по этой теме.
- Символы религии
- Священная книга – Тора
- Заповеди Торы и чему они учат
IV. Изучение нового материала.
1.– С каким праздником связаны все загадки и отгадки? (Новый год)
– А вспомните какие либо действия, которые вы выполняете в этот праздник каждый год? (наряжать елку, дарить подарки, загадывать желание)
– Кто знает, как это называется? (традиции)
Традиция – То, что переходит или перешло от одного поколения к другому путем предания, устной или литературной передачи (напр. идеи, знания, взгляды, образ действий, вкусы и т.д.)
– Как вы думаете, а одинаково ли празднуют новый год в разных странах? (нет, по разному).
А что такое обряд? – спросил Маленький принц у Лиса. … Так что же это все-таки такое — обряд? Обряды связаны с обычаями народа, его традициями. – водить хороводы, петь новогодние песни
РИТУАЛ. торжественная церемония, культовый обряд – наряжать елку
Обычай – Традиционно установившиеся правила – собираться всей семьей за новогодним столом
Назовите тему урока: традиции, обряды, ритуалы в иудаизме.
– Запишите в таблицу, что бы вы хотели сегодня узнать по этой теме.
- Какие праздники отмечают иудеи
- Какие обычаи, традиции этих праздников
- Как называется праздничная одежда
- Какие праздничные блюда готовят
2.Лизните сейчас краешек вашего учебника. У евреев есть красивый обычай, связанный с началом учебы ребенка. Важно, чтобы он почувствовал сладкий вкус учения. Для этого страницы букваря мажут медом, который ребенок должен слизнуть.
Работа в группах.
3. Новый год
Праздник «Рош ашана»
Это праздник обновления человека, очищения его души.
В эти дни подводятся итоги всем добрым делам, человека записывают в «книгу жизни», люди желают друг другу доброго Нового года. На празднике, сказав хвалу хлебу, его макают в мёд, чтобы предстоящий год был «Добрым и сладким». Самый известный обычай этого праздника – есть яблоки, обмакнув их в мёд. Перед началом праздничной трапезы принято есть голову рыбы. При этом говорят: «да будет воля твоя, чтобы мы были во главе, а не в хвосте». К праздничному столу подают гранаты, потому что в них есть десятки маленьких зёрнышек, каждое зёрнышко – символ мицвы – доброго, благородного дела, которое евреи хотели бы сделать в будущем году.
И обязательно играет национальный инструмент. Шофар — еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Он имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею. В него трубят во время богослужения в синагоге.
4. Еврейская свадьба
Еврейская свадьба – это не просто обряд, это традиция, за которой стоит много тысячелетий. Мужчина должен просить руки своей будущей невесты у ее отца и закрепить договор, уплатив выкуп. Во время этой церемонии разбивают тарелку, которая символизирует разрушение Храма Иерусалимского и напоминает, что евреи и в праздничный день помнят горе от потерь. Перед свадьбой жених покупает перстень своей любимой. По еврейским обычаям, обручальное кольцо должна быть простое, без лишних деталей, камней. Свадьба может проводиться в любой день недели, за исключением шаббата. За неделю до свадьбы для жениха в синагоге устраивается специальная церемония. Невеста тем временем отправляется в ритуальный бассейн, для процедуры духовного очищения. Вообще всю неделю перед свадьбой молодые не должны встречаться. Свидетель и гости– мужчины одевают белые шапочки – ермолки. Еврейскую свадьбу часто называют хупа. Это потому, что оно проводится под специальным балдахином. Невеста обходит своего жениха семь раз. Потом молодые пьют с одного бокала, который после этого нужно разбить. Свадебный банкет проходит весело и пышно. Обязательно выполняется традиционный еврейский танец – Хора. Молодежи держатся за носовой платок. Их поднимают в воздух на стульях, гости их почитают как короля с королевой.
Полностью текст статьи приведен в Приложении.