Цель урока: изучить основной алгоритм решения текстовой задачи алгебраическим способом; формировать универсальные учебные действия: умение наблюдать, анализировать, делать умозаключения, правильно высказывать свои мысли.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний. Устный счет. (Фронтальная работа с классом)
1.
- х +17 =60
- 59 +х=59
- а – 51 =60
- 78- а =78
- 60 = а+31
- а +45 = 45
- с -43 = 81
- х – 0 =82
- 62 = 100 – у
- 70 – с = 68.
- назовите номера уравнений, в которых надо найти слагаемое
- сформулируйте правило: как найти неизвестное слагаемое
- назовите номера уравнений, в которых надо найти уменьшаемое
- сформулируйте правило: как найти неизвестное уменьшаемое
- в каких уравнениях надо найти вычитаемое?
- сформулируете соответствующее правило.
2. Составьте числовое или буквенное выражение для решения задачи:
- В одной команде у человек, а в другой – на 2 человека больше. Сколько человек во второй команде? Сколько человек в двух командах вместе?
- Ботинки стоят х рублей и они на 20 рублей дешевле шляпы. Сколько стоит шляпа? Сколько стоят ботинки и шляпа вместе?
- Рабочий делает х деталей в минуту. Сколько деталей он сделает за час?
- В одной капле сидит х микробов, а в другой на 17 микробов больше. Сколько микробов засядут в ученом Иннокентии, если он перепутает эти капли с валерьянкой и выпьет их залпом?
- В доме а чашечек, а блюдечек на 3 меньше. Сколько чашек и блюдец разбили дети, если после их игры в доме не осталось никакой посуды?
- В комнате веселилось у мух. К ним на праздник прилетело 12 мух, но отважный кот Васька все же сумел выгнать 7 мух. Сколько мух продолжают веселиться в комнате?
- Рост Митеньки сейчас 86 сантиметров. Сколько месяцев потребуется ему, чтобы дотянуться до верхней полки шкафа, на которой стоит клубничное варенье, если полка находиться на расстоянии 1м 24 см и он подрастает в месяц на 2 см?
II. Создание проблемной ситуации, выход на тему урока.
Учитель «демонстрирует» классу «фокус»: задумайте число, прибавьте к нему 5, из результата вычтите 2, к полученному числу прибавьте 7. Назовите полученный результат. (Дети называют свои результаты, а учитель каждому «угадывает» задуманное число)
– подумайте, в чем секрет «фокуса»? Что мне помогло «угадать» задуманные вам числа? (Дети высказывают свои предположения)
Если правильного ответа в процессе обсуждения не возникает, учитель сам начинает «раскрывать секрет»: я решила задачу с помощью уравнения.
а мы можем решать таким способом задачи? (нет)
– так что мы должны научиться на сегодняшнем уроке? Какой будет тема нашего урока?
Сформулированная тема записывается на доске и в тетрадях учащихся.
III. Решение проблемы.
– Давайте проанализируем, что делала я, когда вы задумали число. Открываю записи на обратной стороне доски:
Задумайте число Прибавьте к нему 5 Из результата вычтите 2 К результату прибавьте 7 Назовите ваш результат |
Х Х+5 (х+5) -2 (х+5) -2 +7 (х+5) -2 +7 =13 |
– Я знала наперед, какое число вы задумали?
– нет
– как я поступила в этом случае?
– обозначила его буквой х
– Итак, давайте подведем первый итог: с чего надо начинать решение задачи с помощью уравнения? (открывается часть опорного конспекта)
1. Обозначить неизвестную величину буквой |
– в ходе обсуждения появляется опорный конспект
– я составила буквенное выражение
2. составить буквенное выражение |
– что называли мне вы?
– значение буквенного выражения
– я приравнивала составленное буквенное выражение к тем значениям, которые вы называли и получала равенство, содержащее букву, т.е. уравнение.
3. Приравнять буквенное выражение и его значение |
(алгоритм учим, рассказываем)
– Ну а теперь я хочу задать вам «коварный» вопрос: посмотрите на это уравнение и скажите, какую задачу я решала?: (комментирую: что-то обозначила через х; составила буквенное выражение, приравняла его к 75, решила уравнение)
Х + 27 = 75 (обратная сторона левого крыла)
Х = 75 – 27
Х = 48
– можно ли по этим записям понять, какую задачу я решала и правильно вообще составила уравнения? (нет)
– а чего тут не хватает? (пояснения)
– откройте учебники, стр.60 № 373а
– прочитайте задачу
О чем говорится в задаче?
Что требуется найти?
Что же мы можем обозначить буквой?
Сколько стало грибов в корзине?
Какое выражение можем составить?
Чему равно значение этого выражения по условию задачи?
(в тетрадях и на доске записывается образец пояснения к задаче, решается уравнение, записывается ответ)
Аналогично обсуждается и записывается задача №373 б.
IV. Работа в парах.
составьте задачу, которую удобно решать с помощью уравнения. Поменяйтесь задачами с соседом по парте и решите его задачу.
После истечения указанного времени подводятся итоги работы в парах. Дети делятся своими впечатлениями, оценивают свой уровень усвоения нового материала с помощью «рожиц»:☺☺☺.
V. Домашнее задание.
- Решите с помощью уравнения задачу: Мишка Дуки получил посылку весом 36 кг. Конфет в ней было на 6 кг больше, чем пряников. Сколько килограммов пряников мишка Дуки получил в подарок?
- Составьте задачу, которая решалась бы с помощью такого уравнения: 2х – 6 = 36