Цели:
- Образовательные: обобщить первоначальные химические понятия, закрепить знания учащихся составлять химические формулы; формировать интерес к предмету, тщательно отбирая содержание изучаемого материала.
- Развивающие: дать возможность учащимся применять полученные знания на практике; объяснить связь между предметами химии, биологии, экологии, физики; развивать логическое мышление; совершенствовать навыки учащихся решать химические задачи.
- Воспитательные: воспитать убежденность в необходимости охраны природы; объяснить необходимость знаний в области химии и применение их на практике.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, формирование умений и навыков.
Вид урока: : компьютерный
Форма проведения: сюжетно– ролевая игра
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, дидактические игры
Оборудование: учебник, компьютер, компьютерные слайды, проектор, экран
План урока
I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний. Упражнения для закрепления по теме «Первоначальные химические понятия»
. Страна Веществ (Химическая разминка).1
2. Царство Явлений (задания о физических и химических явлениях)
3. Физкультминутка
4. Установление соответствия между символом и названием химического элемента
5. Королевство Формул
6. Дворец Знаний
III. Итог урока.
IV. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель. Ребята, сегодняшний урок – урок закрепления, обобщения материалов по теме “Первоначальные химические понятия» (Приложение 1, 1 слайд).
II. Актуализация знаний
1. Учитель. Далеко – далеко отсюда располагается континент Химия. Люди говорили, что в главном дворце страны Знаний этого континента хранится несметное сокровище. Чтобы добраться до сокровищницы Знаний, нужно пройти нелегкий путь. Многие смельчаки пытались проникнуть в этот дворец, но им не хватало главного ключа – химических знаний. Ребята, хотите стать героями? Хотите получить корону державы Знаний? Тогда вперед!
Перед собой ставим цель: пройти по стране Веществ, добраться до царства Явлений и через лабиринт королевства Формул войти во дворец Знаний.
(2слайд). Вы согласны с этой целью? Если согласны, представьте : перед нами расстилается равнина страны Веществ. (3слайд). Шагая по ней, проведем «химическую разминку». (4 слайд).
1. Что такое вещество?
2. Из каких веществ состоят (изготовлены) тела (предметы): пробирка, зерно пшеницы, гранит, гвоздь, стол, шкаф?
3. Каждое вещество обладает определенными свойствами или признаками, по которым его можно определить. Каким веществам характерны ниже предложенные физические свойства:
- твердый, белый, сладкий, водорастворимый (сахар);
- серебристо-белого цвета, твердый, притягивается к магниту (железо).
4. Дать определение простым и сложным веществам, привести примеры.
2. Учитель. Шагаем далее. Дует приятный попутный ветерок. И на ум приходят строки:
…Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит громады судов и небесные тучи разносит.
Стало быть. Ветры – частицы, не зримые нами…
– Как образуется ветер? (Молекулы, входящие в состав воздуха, движутся из области высоких давлений в область низких давлений).
– Как называется это явление? Вспомните из курса физики. (Диффузия –это перенос вещества, вызванный движением молекул).
– О каких частицах идет речь? (молекула, атом)
– Дайте понятия молекулы и атома. (Молекула – мельчайшая возможная частица вещества. Атом – мельчайшая возможная частица элемента).
3. Учитель. Ребята, наконец мы добрались до леса ( 5 слайд).За этим лесом – царство Явлений (6 слайд).
– (7слайд). Вспомните, какие различают явления? (Физические, химические).
– Какие явления называются физическими? (Явления, которые не сопровождаются образованием новых веществ, они проявляются в изменении формы тела или агрегатного состояния).
– Какие явления называются химическими? (Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие).
Физкультминутка (8 слайд). Определите, какие из перечисленных явлений относятся к физическим, а какие – к химическим: (при физических– руки поднимают вверх, при химических – в сторону): горение дров; растворение поваренной соли в воде;образование зеленого налета на медных предметах; скисание молока; испарение воды; плавление стекла; процесс фотосинтеза; образование ржавчины на железных предметах.
4. Учитель .Пока мы с вами пытались пройти через царство Явлений, в лесу совсем стемнело.А вот и чудесная лесная поляна. (9 слайд). Ребята, давайте немножко отдохнем,чтобы с успехом пройти через лабиринт королевства Формул и добраться до сокровищницы дворца Знаний. Не забыли ли мы символы химических элементов? Давайте вспомним.
(10 слайд). (На доске заранее написаны символы химических элементов).
– На одном столбике – символы, на другом -названия химических элементов. С помощью черточек составить их пары:
Ca
Cu
Ag
H
O
Na
Zn
Au
Fe
N
Cl
Iиод
азот
кальций
цинк
железо
кислород
медь
серебро
хлор
золото
водород
натрий
5. Учитель . Пока мы отдыхали, солнце взошло. Пора в путь-дорогу. Мы держим путь в королевство Формул (11, 12 слайды).
Это королевство расположено в горах, за которыми страна знаний. Преодолеем горные тропы. У подножия горы лежит большой камень, на котором написано: «Поднимаясь в гору, вспомни!» (13 слайд).
-Что такое химическая формула вещества? (Условная запись вещества, отражающая его количественный и качественный состав).
– Распределите формулы веществ на простые и сложные: K2O, Na, CuSO4, BaO, Mg, O2, CO2, Fe, N2
– Задача (один ученик решает на доске). В промышленности алюминий получают из его природного соединения с кислородом– глинозема. Составьте его химическую формулу, зная что в составе глинозема на 2 атома алюминия приходятся 3 атома кислорода.
– Рассчитайте массовые доли алюминия и кислорода в Al2O3 .
(Учащиеся сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (14 слайд).
6. Самостоятельная работа (15 слайд).
1 вариант. Mr (CaO) = ? Mr (Na2O) =? W (Na) =? W(O)=?
2 вариант. Mr (K2O) =? Mr (FeS) = ? W (Fe) =? W(S)=?
(Учащиеся сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (16 слайд).
7. Учитель. Продолжаем путь под палящими лучами солнца. Впереди бурлит горная река. Вы можете хлебнуть глоток воды, чтобы утолить жажду, если посчитаете относительную молекулярную массу воды (17 слайд).
(Учащиеся вычисляют относительную молекулярную массу воды).
Вода!.. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью… Ты самое большое богатство на свете. Вода – это удивительное чудо природы, это наша жизнь. И пусть обращение «Берегите воду!» станет важным и главным для каждого из нас, кто живет на нашей планете Земля.
Продолжаем свой путь. Мы недалеко от цели. Для того, чтобы добраться на вершину горы, нам нужно подняться по лестнице. Давайте, сыграем в игру «Лестница». Какая команда быстрее поднимется? (18 слайд).
(Ступени лестницы начерчены на доске заранее. Учащимся необходимо вычислить относительные молекулярные массы веществ).
– Мы на вершине горы. Для того, чтобы открыть двери дворца Знаний нам нужно выполнить следующие задания:
– один мальчик увлекался химией.Особенно он любил писать химические формулы и был уверен, что никогда не допускает ошибок при составлении этих формул. Это действительно так? Ребята, давайте проверим.
(19 слайд). (Дается формулы с неправильными индексами) :
Ca2O, HO2 , Na3O, Al3O2
– Составить формулы: NaO,MgO IVC O,IIIFeO, BaO
– Определить валентность: NH3, H2S, CH4 , SiH4
, Fe2O3,Cu2O
(Учащиеся сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (20 слайд).
8. Учитель. Наконец, мы во дворце Знаний! Его сокровище в ваших руках (21 слайд).
Ребята, во время путешествий вы убедились в том, что какая нужная наука химия. Для того, чтобы понять все тайны этого предмета, необходимо много знаний и старания.
Без химии нельзя выплавить металл, построить корабль, сделать автомобиль, обеспечить чистоту и уют в доме, поддерживать здоровье. Об этом мы узнаем в процессе изучения химии.
Поздравляю вас с открытием дверей дворца Знаний. Кто знает, может, некоторые из вас выберут профессию из области химии. Будут великими учеными. Для этого нужно хорошо учиться и любить этот предмет.
Вернувшись, с дальнего путешествия вы устали. Давайте отдохнем. Я подготовила вам сюрприз.
– Химические анаграммы (22 слайд).Какой химический элемент спрятан?
т | а | з | о |
с | о | р | ф | о | р |
м | н | и | к | р | е | й |
д | о | р | с | л | о | и | к |
(Анаграммы – это загадки, ответы на которые состоят из одних и тех же букв, но, переставляя слоги, буквы, получаются новые слова).
– (23 слайд).Запишите химические знаки следующих элементов: алюминий, золото, серебро, медь, натрий, азот, углерод, сера, фосфор, железо, водород, кислород, цинк, ртуть.
– Составить формулу вещества, которая состоит из 2 атомов водорода, 1 атома серы и 4 атомов кислорода.
(Учащиеся сверяют правильность ответов по компьютеру. Делают выводы) (24 слайд).
– Разгадывание кроссворда (Написать названия химических элементов) (25 слайд).
(Кроссворд заранее изображен на доске. Учащиеся по одному выходят к доске и отгадывают).
III. Итог. (26 слайд). На этом уроке мы обобщили, закрепили материалы по теме «Первоначальные химические понятия». На уроке все были активны. Материал усвоили хорошо . Дали правильные ответы на задания. Молодцы!
(Учитель комментирует оценки учащихся).
IV. Домашнее задание. (Перепишут задания с компьютера .Учитель объясняет). (27 слайд).
V. Вывод (28 слайд).
Учитель. Всем вам желаю здоровья, счастья и счастливой жизни. Будьте здоровы!