Цели и задачи:
- Научить детей различным способам деления на число суммы, каждое слагаемое которой делится на это число.
- Развивать внимание, память, мышление, речь, наблюдательность, умение классифицировать, анализировать, сравнивать, обобщать.
- Воспитывать культуру поведения, умение выслушивать и уважать мнение другого человека; прививать интерес к математике, расширение кругозора.
- Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: разрядные слагаемые, умножение суммы на число, табличное умножение.
Оборудование: демонстрационный экран, компьютер, проектор, учебник математики для 3 класса (1 часть), веер цифр.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
ΙΙ. Основная часть.
Учитель: Сейчас мы с вами отправимся на заочную экскурсию в Михайловский физкультурно – оздоровительный комплекс «Метеор».
Я вам загадаю загадку, а вы, отгадав её, узнаете, на каком виде транспорта мы совершим путешествие.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Дети: Автобус.
Учитель: Да, это автобус. (Слайд 2)
Возьмите, пожалуйста, проездные билеты. Отправляемся в дорогу. Готовы?
Дети: Да.
1. Устный счет.
Вставь пропущенные цифры и числа. (Ребята на карточках – билетах решают примеры).
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
28=□ х 7 | 24=□ х 3 | 21=□ х 7 |
60=□ х 6 | 16=□ х 8 | 25=□ х 5 |
9= □ х 9 | 49=□ х 7 | 28=□ х 4 |
48=□ х 8 | 54=□ х 9 | 81=□ х 9 |
35=□ х 7 | 72=□ х 8 | 64=□ х 8 |
45=□ х 5 | 36=□ х 6 | 48=□ х 6 |
Взаимопроверка.
Ответы на слайде 3.
Учитель: Итак, мы прибыли.
Слайд 4. Михайловский физкультурно-оздоровительный комплекс «Метеор».
Здесь нас ждут необычные соревнования.
Слайд 5. На борцовском ковре нас встречают: Заяц, Лиса и Белочка. Кто из них одержит победу, мы узнаем, если поможем им решить задачи.
Слайд 6. Заяц.
К 3 зайчатам в час обеда
Прискакали 3 соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок?
7 х (3 + 3) = 42 (м.)
Слайд 7. Лиса.
Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами веселых мышей.
Мыши услышали злую лису
И спрятались все под ёлкой в лесу.
Мам – мышек всего было 5,
у каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо под елью ветвистой сидят?
9 х 5 + 5 = 50 (м.)
Слайд 8. Белочка.
3 бельчонка маму-белку
Ждали около дупла.
Им на завтрак мама-белка
9 шишек принесла.
Разделила на троих,
Сколько каждому из них?
9 : 3 = 3 (ш.)
Вывод: кто победил?
2. Усвоение новых знаний.
Слайд 9. Бассейн.
А сейчас мы с вами подошли к бассейну. Здесь нас встречают наши одноклассники: …
Чтобы пройти в бассейн, нужно представить числа 17, 43, 18, 26, 14, 52, 28 в виде суммы разрядных слагаемых.
На дорожках 3 спортсмена. Им нужно проплыть дистанцию в 100 метров.
Помогаем решить примеры:
Бобер | Дельфин | Щука |
(8 + 4) : 2 | (6 + 4) : 2 | (4 + 2) : 2 |
Подробная запись (выработка алгоритма вычисления: по ходу решения выставляются таблички со словами, указывающими на выполненное действие).
Любую ли сумму можно делить на это число, используя это свойство?
Дети: Необходимо, чтобы оба слагаемых делились на это число.
Учитель: Какой вывод можно сделать.
Дети: Чтобы разделить сумму на число, можно каждое слагаемое разделить на это число и полученные результаты сложить.
3. Первичная проверка понимания.
А) Работа по учебнику стр. 85 № 4.
(16 + 12) : 4 | объясняет учитель | |
(14 + 2) : 7 | ученик у доски | |
(15 + 25) : 5 | ученик с места | |
(16 + 32) : 8 | самостоятельно |
Проверка.
(3 + 5) : 2 (можно ли решить этот пример)
Учитель: Какое математическое свойство будем использовать для нахождения значения таких выражений.
Дети: Деление суммы на число.
4. Физкультминутка.
Зайцы утром рано стали
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки)
Кто к зарядке не привык?
Вот голодная лиса (ходьба на месте)
Грустно смотрит в небеса. (потягивание – руки вверх)
Тяжело вздыхает,
И садится, отдыхает. (Дети садятся за парты)
III. Закрепление новых знаний, повторение пройденного.
Решение задач.
Слайд 10. А сейчас мы на соревновании по боксу. Здесь много зрителей. Мы к ним присоединимся, если решим задачу.
Послушайте задачу.
В зале было 49 мужчин и 21 женщина. Все зрители разместились поровну на 7 рядах. Сколько зрителей было на каждом ряду?
Реши задачу разными способами.
1 способ.
(49 + 21) : 7 = 10 (з.)
Ответ: 10 зрителей было на каждом ряду.
2 способ.
49 : 7 + 21 : 7 = 10 (з.)
Ответ: 10 зрителей было на каждом ряду.
Проверка.
Задание тестового характера.
А) Покажите, используя веер цифр, под каким номером находится верная запись.
- (8 + 6) : 2 = 8 + 6 : 2
- (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2
- (8 + 6) : 2 = 8 : 2 + 6 : 2
Б) Покажите ответ:
(9 + 5) : 2
(12 + 14) : 2
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Слайд 11.
Вот и подошло к концу наше путешествие.