Цель: продолжить формировать навыки правописания окончаний существительных 2-го склонения; развивать умение классифицировать слова, учить детей высказывать свою точку зрения, обосновывать свои слова; закрепление знаний о предложении; прививать любовь к поэзии, музыке, искусству.
Оборудование: портрет Пушкина; детские рисунки, посвященные Пушкину; репродукция картины "Царевна Лебедь"; звукозапись музыки Свиридова к повести Пушкина "Метель"; звукозапись оперы Римского-Корсакова "Сказка о Царе Салтане".
Ход урока
I. Индивидуальная работа у доски.
а) Исправить ошибки, обозначить падежи существительных:
Сакресных гор уже снига
Сбижали мутными ручями
Напатапленные луга.
б) Просклонять существительное МОРЕ.
в) Сделать морфологический разбор слова О РЫБКЕ.
г) Выписать существительные по склонениям, глядя на картину "Царевна Лебедь".
II. Чистописание.
Кккк ку ка ко ку капель
III. К О Колесо превратилось в букву О.
О Л Составить существительные, которые
С Е можно получить из данных букв, сгруппировать их и записать. (Око, кол, осел, лес, сок, колесо, сокол.)
Проверка. Как сгруппировали? Что их объединяет? (1-ая группа - око, колесо; 2-ая группа - кол, осел, лес, сок, сокол. Они все относятся ко 2-му склонению.)
Сегодня мы будем работать с существительными 2-го склонения.
IV. Что можно сказать об этой записи?
А.С.Пушкин (в) извес.ной ска.ке ра.казывает (о) прекрас.ной царевн. Лебеди.
Комментированное письмо этого предложения.
Самостоятельно сделать любой вид разбора предложения.
Проверка.
V. Проверка индивидуальных работ у доски.
VI. Сегодня мы говорим с вами о Пушкине, его стихах. Проверим ваше домашнее задание.
Вам нужно было сочинить четверостишья со словами: ЛЕЖИТ, БЕЖИТ, СНЕЖОК, БЛЕСТИТ, ЖУРЧИТ, ДРУЖОК.
Учащиеся читают свои четверостишья.
VII. Это строчка из стихотворения "Зимнее утро".
Мороз и солнце; день чудесный!
Найдите существительное, которое можно выделить в отдельную группу. (Солнце).
Просклонять существительное СОЛНЦЕ.
Проверка.
Что мы знаем об окончаниях существительных 2-го склонения? Составить предложение, чтобы слово СОЛНЦЕ стояло в предложном или творительном падеже, можно с предлогами.
Проверка.
VIII. Найти существительные единственного числа в отрывке из известной вам сказки, сгруппировать и записать их (звучит фрагмент из оперы "Сказка о царе Салтане").
В синем небе звезды блещут.
В синем море волны плещут.
Туча по небу идет.
Бочка по морю плывет.
Проверка. Как сгруппировали? (Небо, море - 1-ая группа, туча, бочка - 2-ая группа.)
IX. Мы с вами много говорили о Пушкине, много читали его произведений, рисовали рисунки по его произведениям. Пушкин - это великий русский поет. На его стихи Глинка, Чайковский писали романсы. Римский-Корсаков написал оперу "Сказка о царе Салтане", художники рисовали картины к его произведениям.
Напишите сейчас небольшое сочинение о Пушкине, поделитесь своими мыслями, впечатлениями об этом поэте.
Пусть в этом вам поможет музыка Свиридова к повести Пушкина "Метель". (Звукозапись).
Проверка.
Домашнее задание. Закончить работу над сочинением, обозначить падеж и склонение существительных.