Цель урока:
- создавать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;
- вывести закон всемирного тяготения;
- способствовать развитию конвергентного мышления;
- способствовать эстетическому воспитанию учащихся;
- формирование коммуникационного общения;
Оборудование: интерактивный комплекс SMART Board Notebook.
Метод ведения урока: в форме беседы.
План урока
- Организация класса
- Фронтальный опрос
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Закрепление домашнее задание
Цель урока – научиться моделировать условия задачи и овладеть различными способами их решения.
Содержание
1 слайд – заголовок
2-6 слайд – как был открыт закон всемирного тяготения
Из истории физики...
Датский астроном Тихо Браге (1546-1601), долгие годы наблюдавший за движением планет, накопил огромное количество интересных данных, но не сумел их обработать.
Иоганн Кеплер (1571-1630) используя идею Коперника о гелиоцентрической системе и результаты наблюдений Тихо Браге, установил законы движения планет вокруг Солнца, однако и он не смог объяснить динамику этого движения.
Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но целых 9 лет не публиковал его, так как имевшиеся тогда неверные данные о расстоянии между Землей и Луной не подтверждали его идею. Лишь в 1667 году, после уточнения этого расстояния, закон всемирного тяготения был наконец отдан в печать.
Ньютон предположил, что ряд явлений, казалось бы не имеющих ничего общего (падение тел на Землю, обращение планет вокруг Солнца, движение Луны вокруг Земли, приливы и отливы и т.д.), вызваны одной причиной.
Окинув единым мысленным взором “земное” и “небесное”, Ньютон предположил, что существует единый закон всемирного тяготения, которому подвластны все тела во Вселенной — от яблок до планет!
В 1667 г. Ньютон высказал предположение, что между всеми телами действуют силы взаимного притяжения, которые он назвал силами всемирного тяготения.
Исаак Ньютон - английский физик и математик, создатель теоретических основ механики и астрономии. Он открыл закон всемирного тяготения, разработал дифференциальное и интегральное исчисления, изобрел зеркальный телескоп и был автором важнейших экспериментальных работ по оптике. Ньютона по праву считают создателем "классической физики".
7-8 слайд – закон всемирного тяготения
В 1687 г. Ньютон установил один из фундаментальных законов механики, получивший название закона всемирного тяготения: “Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, модуль которой прямо пропорционален произведению их масс и обратно пропорционален квадрату расстояния между ними”
.
где m1 и m2 – массы взаимодействующих тел, r – расстояние между телами, G – коэффициент пропорциональности, одинаковый для всех тел в природе и называемый постоянной всемирного тяготения или гравитационной постоянной.
9 слайд - Запомнить
- Гравитационное взаимодействие – это взаимодействие ,свойственное всем телам Вселенной и проявляющееся в их взаимном притяжении друг к другу.
- Гравитационное поле – особый вид материи, осуществляющее гравитационное взаимодействие.
10 слайд – механизм гравитационного взаимодействия
В настоящее время механизм гравитационного взаимодействия представляется следующим образом: Каждое тело массой М создает вокруг себя поле, которое называют гравитационным. Если в некоторую точку этого поля поместить пробное тело массой т, то гравитационное поле действует на данное тело с силой F, зависящей от свойств поля в этой точке и от величины массы пробного тела.
11 слайд - Эксперимент Генри Кавендиша по определению гравитационной постоянной.
Английский физик Генри Кавендиш определил, насколько велика сила притяжения между двумя объектами. В результате была достаточно точно определена гравитационная постоянная, что позволило Кавендишу впервые определить и массу Земли.
12 слайд – гравитационная постоянная
G - гравитационная постоянная, она численно равна силе гравитационного притяжения двух тел, массой по 1 кг. Каждое, находящихся на расстоянии 1 м одно от другого.
G - универсальная гравитационная постоянная
G=6,67 * 10 -11 Н м2 /кг 2
Сила взаимного притяжения всегда направлена вдоль прямой, соединяющей тела.
13 слайд - границы применимости закона
Закон всемирного тяготения имеет определенные границы применимости; он применим для:
1) материальных точек;
2) тел, имеющих форму шара;
3) шара большого радиуса, взаимодействующего с телами, размеры которых много меньше размеров шара.
Закон неприменим, например, для взаимодействия бесконечного стержня и шара.
Сила тяготения очень мала и становится заметной только тогда, когда хотя бы одно из взаимодействующих тел имеет очень большую массу (планета, звезда).
14 слайд - почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?
Воспользуемся законом всемирного тяготения и сделаем некоторые расчёты:
Два корабля массой 50000 т каждый стоят на рейде на расстоянии 1 км друг от друга. Какова сила притяжения между ними?
Д А Н О:
F - ?
Решение:
Ответ: F = 0,17 Н
15 слайд - задача
Известно, что период обращения Луны вокруг Земли составляет 27,3 суток, среднее расстояние между центрами Луны и Земли равно 384000 километров. Вычислить ускорение Луны и найти во сколько раз оно отличается от ускорения свободного падения камня вблизи поверхности Земли, то есть на расстоянии равном радиусу Земли ( 6400 километров ).
16 слайд – выведение закона
С другой стороны, отношение расстояний от Луны и камня до центра Земли равно:
Нетрудно заметить, что
17 слайд – прямо пропорцианальня зависимость
Из второго закона Ньютона следует, что между силой и ускорением, которое она вызывает, существует прямо пропорциональная зависимость:
Следовательно, сила тяготения так же, как и ускорение, обратно пропорциональна квадрату расстояния между телом и центром Земли:
18-19 слайд – прямо пропорцианальная зависимость
Галилео Галилей экспериментально доказал, что все тела падают на Землю с одним и тем же ускорением, называемым ускорением свободного падения (опыт с падением разных тел в трубке с откачанным воздухом)
Почему это ускорение одинаково для всех тел?
Это возможно только в том случае, если сила тяготения пропорциональна массе тела: F ~ m . Действительно, тогда, например, увеличение или уменьшение массы в два раза вызовет соответствующее изменение силы тяготения в два раза, но ускорение по второму закону Ньютона останется прежним
С другой стороны, во взаимодействии всегда участвуют два тела, на каждое из которых по третьему закону Ньютона действуют одинаковые по модулю силы:
Следовательно, сила тяготения должна быть пропорциональна массе обоих тел.
Так Ньютон пришёл к выводу, что сила тяготения между телом и Землёй прямо пропорциональна произведению их масс:
20 слайд – итоги урока
Обобщая всё выше изложенное относительно силы тяготения плане-ты Земля и любого тела, приходим к следующему утверждению : сила тяготения между телом и Землёй прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между их центрами, что можно записать в виде
Выполняется ли этот закон только для Земли или является всеобщим?
Чтобы ответить на этот вопрос, Ньютон использовал кинематические законы движения планет Солнечной системы, сформулированные немецким учёным Иоганном Кеплером на основании многолетних астрономических наблюдений датскогоучёного Тихо Браге.
21-22 слайд - Подумай и ответь
- Почему Луна не падает на Землю?
- Почему мы замечаем силу притяжения всех тел к Земле, но не замечаем взаимного притяжения между самими этими телами?
- Как двигались бы планеты, если бы сила притяжения Солнца внезапно исчезла?
- Как двигалась бы Луна, если бы она остановилась на орбите?
- Притягивает ли Землю стоящий на ее поверхности
человеке? Летящий самолет? Космонавт,
находящийся на орбитальной станции?
- новый слайд-
Некоторые тела (воздушные шары, дым, самолеты, птицы) поднимаются вверх, несмотря на тяготение. Как вы думаете, почему? Нет ли здесь нарушения закона всемирного тяготения? - Что нужно сделать, чтобы увеличить силу тяготения между двумя телами?
- Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
- Почему мы не замечаем гравитационного притяжения между окружающими нас телами?
23 слайд - Вопрос-ответ
Составьте вопросы и затем дайте ответ к рисункам 1-4.
24 слайд - Спасибо за внимание.