Цель. Помочь детям разобраться в вопросе: “Умеешь ли ты дружить?” Формировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом.
Задачи.
- Способствовать формированию дружеских отношений со своими одноклассниками.
- Помочь научить ценить дружбу, дорожить друзьями, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.
- Постараться довести до детей Законы дружбы и их значение, на примере конкретных ситуаций.
- Создавать тексты – описания в форме объявлений.
Тип. Комбинированный (смешанный). (Игры, упражнения. Дети сидят по кругу).
Оборудование. Проектор. На слайдах: “Законы дружбы”, сюжетные фотографии третьеклассников. Тексты – объявления, карточки.
Формируемые компетенции учащихся:
- учебно-познавательная компетентность;
- коммуникативная компетентность;
- компетентность самосовершенствования;
- компетентность здоровьесбережения.
Направления деятельности для формирования компетентностей
В начальном общем образовании
1. Познавательная деятельность
2. Речевая деятельность и работа с информацией
3. Организация деятельности
Примечание: Классный час проводится в 3 классе по рабочей тетради “Все цвета, кроме чёрного” авторы Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать других - М. Издательский центр “Вентана - Граф”, издательство “Просвещение”, 2007.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Приветствие.
У. – Сегодня у нас не совсем обычный классный час, т.к. присутствуют гости. Поприветствуем их, улыбнёмся и приступим к работе.
II. Мотивационное начало. Сообщение темы.
У. – Как вы понимаете пословицу “Нет друга – ищи, а найдёшь - береги!”
Д. Ответы детей.
У. – О чём мы будем говорить на классном часе?
Д. – О дружбе.
III. Изучение нового материала.
1. У. - Учёные – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением.
2. Так были определены десять законов дружбы - Презентация:
- доверять другу;
- делиться новостями, успехами или неудачами;
- уметь хранить чужие тайны;
- радоваться вместе с другом его успехам;
- предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;
- стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;
- не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);
- защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);
- уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);
- всегда выполнять свои обещания.
У. – Как вы можете объяснить (понимаете) тот или иной Закон?
3. Обсуждение каждого из вышеназванных Законов. Передача Игрушки соседу после высказывания своего мнения.
4. Деление на команды
У. – Выберете те качества, которыми должен обладать друг?
На карточках слова: скромность, решительность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба.
По – мнению учителя, дети должны выбрать следующие слова: скромность, решительность, настойчивость, общительность, отзывчивость.
Они и станут расчётом детей на 5 команд. Распределение ролей в команде:
У.
- Тот, у кого окажутся таблички - докладчик;
- Девочки, у которых самые длинные волосы - фиксатор мыслей;
- Тот, у кого самые тёмные глаза - фиксатор времени;
- Тот, у кого самые светлые волосы - отвечает за активность членов команды;
- Оставшийся участник - помощник докладчика.
5. Работа в группах
У. - Каждая группа получает листок с Законами дружбы, те которые были в Презентации. Знаком плюс отметьте те Законы, которые уже выполняют все дети вашей команды. Знаком минус – те, которые вам пока кажутся сложными и их ещё нужно научиться выполнять.
3 минуты.
6. Работа в большом круге.
У. – На доске выпишем номера тех законов, которые пока кажутся сложными.
Поразмышляем, почему их трудно выполнять?
IV. Закрепление нового материала.
Работа над объявлением.
1. У. – Предположим такую ситуацию. Вы оказались в чужом городе, где пока у вас нет друзей, а вам хочется познакомиться с кем-то, и вы решили написать объявление. В верхнем уголочке и на отрывных талонах пишите четырёхзначное число – свой код. Четыре минуты.
2. Чтение объявлений, выбор их. Дети вывешивают объявления, читают и отрывают талоны тех объявлений, которые их заинтересовали, не более 3.
3. Обсуждение объявлений, которыми заинтересовалось наибольшее количество детей.
У. – Почему именно этому объявлению вы отдали предпочтение? Подвести детей к мысли, что я хочу, что для меня важно, что я могу дать другому.
Д. – Мы ищем друга, чьи интересы сходны с нашими.
Кто во мне нуждается.
Более успешные те объявления, где описываются свои интересы, предпочтения, где говорится, что я могу дать другому.
Если человек делает что-то бескорыстно, испытывает потребность делать людям добро, умеет о себе говорить.
Вот какие объявления написали дети.
1). Объявление.
Здравствуйте!
Мне очень нужен друг! С хорошим чувством юмора, не обязательно красивый или богатый, но умный, умеющий хранить тайны.
О себе расскажу по телефону 2244 или по адресу ул. Мурысева, 52
2). Объявление.
Нужен друг! Добрый, скромный, не эгоист. Кто хочет дружить, просьба позвонить по телефону: 2770.
3). Объявление.
Ищу друга: чтобы делился тайнами, доверял, выполнял обещания, помогал. Чтобы не обзывался, не дрался.
Обращаться по телефону: 8081.
4). Объявление.
Ищу друга. Возраст от 9 до 13 лет. Характер: общительный, решительный, скромный. Обращаться по телефону: 20733.
5). Объявление.
Ищу друга хорошего, общительного, весёлого, дружелюбного. Человека, который может хранить секреты.
Обращаться по телефону: 2071.
6). Объявление.
Ищу друга. Характер добрый, отзывчивый, скромный и неравнодушный к моему мнению.
Обращаться по телефону: 3-03-2.
7). Объявление.
Ищу друга. Качества: отзывчивый, решительный, общительный. Любит гулять и решать задачи.
Обращаться по телефону: 3-45-8.
8). Объявление.
Я из города Елабуга. Недавно приехал в Казань. В этом городе у меня совершенно нет знакомых. Ищу друга или подругу лет 10-11.
Обращайтесь по адресу: ул. Ананасовая, д. 305. Телефон: 3-30-00
V. Рефлексия
Передаём игрушку соседу.
У. – Что нужно, чтобы стать настоящим другом?
Что вы поняли для себя, умеете ли вы дружить?
VI. Исполнение песни “Настоящий друг”.
Презентация – сюжетные фотографии третьеклассников.
Из мультфильма “Тимка и Димка”
Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий, верный друг!Мы поссоримся — и помиримся.
“Не разлить водой!” — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь
Вот что значит настоящий, верный друг!Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг!
VII. Обобщение. Благодарим за внимание. На память о нашей встрече примите сувениры “Солнышко”.<Рисунок 1>. Пусть оно будет символом тепла, дружбы, взаимопонимания.
Использованная литература.
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Все цвета, кроме чёрного. Книга для родителей. - М. Издательский центр “Вентана - Граф”, издательство “Просвещение”, 2007.
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. Учусь понимать других. Рабочая тетрадь. 3 класс. - М. Издательский центр “Вентана - Граф”, издательство “Просвещение”, 2007.
- Майорова Н.П. и др. Обучение жизненно важным навыкам. Санкт – Петербург, “Образование - Культура”, 2002.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., “Генезис”, 1998.