Цветок и его строение

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: изучить строение цветка, познакомиться с многообразием цветков.

Задачи урока:

Развивающие:

  • умение распознавать органы цветкового растения и их зарисовывать;
  • развитие умений сравнивать, анализировать и делать выводы;

Образовательные

  • раскрыть биологическое значение главных частей цветка и соцветия;
  • рассмотреть строение и функции частей цветка;
  • на основе установления сходства в строении цветков
  • различных растений показать родство цветковых растений.
  • сформировать понятия “обоеполые” и “однополые” цветки

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к живой природе;
  • способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Методы: словесные, наглядно-образные.

Формы работы: индивидуальные, фронтальные.

Вид урока: традиционный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, школьная доска, иллюстрации цветков, презентация.

Эпиграф к уроку:

“Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький Цветок”. (Ганс Христиан Андерсен)

Ход урока

I. Проверка знаний заполнить таблицу (слайд 2)

II. Подготовка учащихся к восприятию нового материала

Итак, сегодня мы будем говорить о цветах. А у всех ли растений они образуются? (Дети отвечают) Цветки образуются только у цветковых растений. Одни растения зацветают рано весной, другие летом, а третьи поздней осенью. Давайте более подробно познакомимся с их строением.

- Что же такое цветок? (Ответы детей)

Цветок – это генеративный орган цветкового растения.

Цветок – это видоизмененный, укороченный, неразветвленный побег с ограниченным ростом, предназначенный для опыления, полового процесса и образования семян и плодов. (Определение записывают в тетрадь) Слайд 3-4

III. Изучение нового материала

Строение цветка (слайд 5) Главные части цветка - тычинки и пестик.

Каждая тычинка (слайд 6 ) имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Она обозначается символом “марса” . Внутри пыльников развивается пыльца, а в каждом пыльцевом зерне находятся 2 спермия – мужские половые клетки. Снаружи пыльца покрыта плотной оболочкой с бугорками, шипами, зубчиками, бороздами. По внешнему виду пыльцы можно определить растение к которому она принадлежит.

Пестик (слайд 7 ) состоит из завязи, столбика и рыльца. Внутри завязи расположены семязачатки. Из них развиваются семена, а из завязи – плод. Пестик обозначается символом “зеркало Венеры” .

Рыльце – обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Служит для восприятия пыльцы.

Столбик – поднимает рыльце над околоцветником. При этом рыльце лучше улавливает пыльцу.

Завязь – нижняя, расширенная часть пестика. Содержит семязачаток в котором формируются женские половые клетки – яйцеклетки.

Самая заметная часть цветка – венчик. (слайды 8-9)

Именно он раскрашен в разные цвета. Венчик состоит из лепестков. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется свободнолепестным. Если венчик состоит из отдельных лепестков, то он называется раздельнолепестным.

Свободнолепестные цветки – лепестки венчика раздельные (вишня, яблоня, тюльпан)

Сростнолепестные – лепестки венчика срослись (ландыш, картофель) (Определение записывают в тетрадь)

Чашечка может быть раздельнолепестная и сростнолистная.

Двойной околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположены чашелистики и венчик из лепестков.

Простой околоцветник – вокруг тычинок и пестика расположен только венчик из лепестков.

Основная функция околоцветника: защита органов размножения цветка и привлечение насекомых. Чашечка состоит из чашелистиков и, как правило зелёного цвета.

Oколоцветник – простой или двойной.

Цветки обоеполые и однополые (слайды10-12) По наличию в цветке пестиков и тычинок, цветки подразделяются на обоеполые и раздельнополые. Большинство растений имеет цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это обоеполые цветки. Раздельнополые цветки делятся на тычиночные и пестичные. Если цветки имеют только пестики - пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки . Такие растения, как огурцы и кукуруза, называют однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Тополь и иву, ясень называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные - на других. Если раздельнополые цветки располагаются на одном растении, то растение называется однодомным. У двудомных растений мужские цветы располагаются на одной особи, а женские – на другой.

Разнообразие цветов: по форме (слайд 13) Правильные, неправильные цветки. Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (тюльпан, яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (орхидея, горох, шалфей).

Формула цветка – это краткая запись строения цветка (слайды 14-15) Как вы думаете, почему мелкие цветки на стебле собраны в группы, а крупные, расположены по одному? Группы цветков, расположенных близко друг к другу в определенном порядке называют соцветием (слайды 16-19) Это интересно (слайды 20-21)

IV. Закрепление знаний, полученных на данном уроке.

Информацию о строении и разнообразии цветков оформляем в виде логико-смысловой модели - ЛСМ (слайд 22). Цель данной работы: провести обработку полученной информации. Для этого выбираем объект конструирования (цветок), выделяем набор осей для каркаса, называем их (формула, пестик, тычинка, виды). Нам каждой оси выделяем, называем узловые точки (смысловые компоненты) в соответствии с типом оси.

С помощью биологического конструктора дети собирают обоеполый, мужской, женский цветок.

V. Рефлексия.

1. Что узнали нового на уроке? 2. Что вас удивило?

VI. Домашнее задание.

1. Параграф 31

2. Оформить лабораторную работу по инструктивной карточке. (приложение 1)

3. Творческое задание на выбор:

1. Вырежьте из цветной бумаги или картона силуэты частей цветка – из зеленой бумаги – силуэты чашелистиков и пестика, из желтой – силуэты тычинок, попробуйте смонтировать различные типы цветов – обоеполых и раздельнополых, с двойным и простым околоцветником.

2. Составьте свой кроссворд на тему “Строение цветка” (не меньше 10 слов).

Литература

1. “Приложение к газете 1 сентября”, 2001. - №33.

2. Проблемные задачи и вопросы по ботанике [текст]//биология в школе.-2001. №5, 7, 8.

3. Петросова Р.А. Дидактический материал по биологии [текст]/ Р.А. Петросова. М.: Цитадель 1997.

4. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак Биология 6 класс. М. 2010.