ЦЕЛЬ: формировать нравственные качества личности учащихся на примерах жизни и деятельности русских богатырей - первых исторических защитниках Отечества.
ЗАДАЧИ:
- Расширить кругозор учащихся о боевых традициях защиты Отечества.
- Содействовать воспитанию патриотических чувств к своей Родине, её истории, своей родной земле.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Репродукция картины В.М. Васнецова “Три богатыря”, “После побоища”.
- Репродукции картин И.С. Глазунова из серии “Задонщина”, “Нашествие Едыгея”.
- Репродукция картины древнего Киева.
- Мультимедиапрезентация.
- Пословицы
- “Жить - Родине служить”,
- “Кто дрожит, тот от врага бежит”,
- “Родина – мать, умей за неё постоять”,
- “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
- Выставка книг о русских богатырях”.
ХОД УРОКА
I. Вступление.
- Ребята, кто знает, как называется наша страна?
- Какой праздник отмечают в нашей стране 23 февраля?
- Что такое Отечество?
- Кого называют защитниками Отечества?
- Каким человеком должен быть защитник Отечества?
- Каких защитников Отечества вы знаете?
Слайд 1:
Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас урок Мужества. И говорить мы будем о тех людях, которые во все времена защищали свою Родину, оберегали свою землю, помогали своему народу.
Слайд 2:
Сегодня мы будем вспоминать храбрых, мужественных, отважных, стойких, сильных людей – защитников Отечества. Людей, на которых мы должны стараться походить. Людей, которых мы должны помнить. Ведь, если бы их не было, то не было бы нашей страны и , может быть, не было бы и нас с вами.
II. Историческое путешествие по реке времени.
Ребята, вы учитесь в 4 классе и ещё многого не знаете об исторических событиях нашей Родины. Поэтому своё знакомство с защитниками Отечества мы начнём с древних времён.
Слайд 3:
Сегодня мы отправимся назад по реке времени.
В те далёкие времена наша страна называлась Русь. Главным городом на Руси был город Киев.
СЛАЙД 3 демонстрируются репродукция картины древнего Киева.
- Организация беседы по картине.
Киев стоял на высоких холмах, был окружён каменными стенами и глубокими рвами. С высоких киевских холмов хорошо были видны огромные хлебные поля, богатые сёла и пригороды.
Был виден голубой Днепр, по берегам которого умелые кораблестроители делали ладьи и челны. Были видны зелёные луга, на которых паслись большие стада. Были видны леса, в которых водилось много ценного зверья.
СЛАЙД 4-5.
А дальше простирались бескрайние степи из-за которых шло на Русь много горюшка. Жили там жестокие кочевники. Они не строили городов, не выращивали скот, не пахали землю. Они занимались разбоем и часто совершали набеги на русские земли. Жгли города и сёла, забирали хлеб, угоняли скот, а русских людей уводили в плен или убивали.
СЛАЙД 6-7: По краю степи были расставлены богатырские заставы- маленькие крепости, в которых русские богатыри несли дозор, смотрели не видно ли где вражеских костров, не слышно ли где топота чужих коней.
Русские богатыри – это первые защитники нашей Родины.
Ребята, давайте подумаем, кто же такие русские богатыри? Как их звали? Какими делами они прославились? На эти вопросы вы должны будете ответить в конце нашего урока.
III. Легенды и сказания о русских богатырях. Слад 8.
1. Итак, богатыри - это первые защитники нашей Родины. Они защищали русскую землю от нашествия врагов, а русских людей от жестокости кочевников.
2. Рассказы о богатырских подвигах передавались от человека к человеку, позже были записаны в русские летописи. Сейчас о них можно прочитать в книгах. А художник В.М.Васнецов написал свою знаменитую картину “Три богатыря”.
СЛАЙД 8: Беседа по картине “Три богатыря”.
- Имена богатырей.
- Краткий рассказ о каждом богатыре.
Слайд 9: - Вооружение богатырей.
Слайд 10: - Одежда богатырей.
Слайд 11: - Характеры богатырей.
- Общее впечатление о картине.
3. Былины об Илье Муромце. (Учитель читает текст былин)
- “Спасение Чернигова”.
- “Илья Муромец и Соловей разбойник”.
Слайд 12: После знакомства с черниговским подвигом Ильи Муромца, когда, в благодарность за спасение города, жители предложили богатырю золото, серебро, другие богатства и должность воеводы задаётся вопрос :
“А как вы думаете, что ответил черниговцам Илья Муромец?”
Организация работы с цитатой “Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять”
4. Итоги, обобщение по содержанию былин.
Ответы детей о тех качествах, которыми должны обладать защитники Родины.
IV. Работа с пословицами. Слайд 13.
- Прочитайте пословицы.
- Какие из них можно отнести к картине “Три богатыря” ?
- Докажите своими ответами.
- Как вы понимаете пословицу “Кто дрожит, тот от врага бежит” ?
- К какой картине можно отнести эту пословицу7
- Какую пословицу можно отнести к картине В.М.Васнецова “После побоища” ?
- Докажите своими ответами.
Конкурс знатоков жизни Ильи Муромца.
- Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под городом Черниговом, схватка с Соловьём разбойником).
- Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома).
- Назовите точное место рождения Ильи. (Село Карачарово под Муромом).
- Как величать Илью по отчеству? (Иванович).
- Как звали лошадь Ильи Муромца? (Бурушка-Косматушка).
- Кому из богатырей русских в бою смерть не писана? (Илье Муромцу).
- Кому принадлежат эти слова – “Не родом богатырь славен, а подвигом”? (И.М).
V. Выводы урока, систематизация полученной информации, итоги урока, ответы на поставленные вопросы.
Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает от опасности. Это сильный, отважный, мужественный, честный, ловкий, не жадный человек.
Самое главное в жизни – это служить Родине, оберегать свою землю, не жалеть своей жизни в борьбе с врагами.
Богатырь – это первый защитник Отечества. Человек большой силы, стойкости, отваги, мужества.
Русские богатыри – это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянович, Святогор – богатырь и другие, о которых можно прочитать в книге Б. Никитина “Русские богатыри”.
Слайд 14. Наш народ чтит воинскую славу своих предков и поддерживает их традиции. Недаром его называют народом – победителем.
Слайд 15. А вот так могут выглядеть современные богатыри.
Нам очень понравились русские богатыри и рассказы о их подвигах. Для того, чтобы походить на них нам нужно любить свою Родину, свой край, свою землю, хорошо учиться, много читать, заниматься спортом, не лениться, а трудиться, не бояться трудностей, работать над собой, бороться со своими недостатками, стараться быть первым во всех школьных делах, готовить себя к трудовой жизни. Всем спасибо за внимание.
Творческое задание: “Русский богатырь” (детям раздаются картинки. Задание: нужно раскрасить богатыря, дать ему имя).
Информационные ресурсы.
1. Карнаухова И.Б. Русские богатыри, Петразаводск “Петропресс”, 1994.
2. http://alvas.ru Универсальная энциклопедия Александра Васильева.