Урок мужества "Отчизны славные сыны". 4-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 4


ЦЕЛЬ: формировать нравственные качества личности учащихся на примерах жизни и деятельности русских богатырей - первых исторических защитниках Отечества.

ЗАДАЧИ:

  • Расширить кругозор учащихся о боевых традициях защиты Отечества.
  • Содействовать воспитанию патриотических чувств к своей Родине, её истории, своей родной земле.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Репродукция картины В.М. Васнецова “Три богатыря”, “После побоища”.
  • Репродукции картин И.С. Глазунова из серии “Задонщина”, “Нашествие Едыгея”.
  • Репродукция картины древнего Киева.
  • Мультимедиапрезентация.
  • Пословицы
    • “Жить - Родине служить”,
    • “Кто дрожит, тот от врага бежит”,
    • “Родина – мать, умей за неё постоять”,
    • “Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.
  • Выставка книг о русских богатырях”.

ХОД УРОКА

I. Вступление.

- Ребята, кто знает, как называется наша страна?

- Какой праздник отмечают в нашей стране 23 февраля?

- Что такое Отечество?

- Кого называют защитниками Отечества?

- Каким человеком должен быть защитник Отечества?

- Каких защитников Отечества вы знаете?

Слайд 1:

Сегодня у нас не просто урок. Сегодня у нас урок Мужества. И говорить мы будем о тех людях, которые во все времена защищали свою Родину, оберегали свою землю, помогали своему народу.

Слайд 2:

Сегодня мы будем вспоминать храбрых, мужественных, отважных, стойких, сильных людей – защитников Отечества. Людей, на которых мы должны стараться походить. Людей, которых мы должны помнить. Ведь, если бы их не было, то не было бы нашей страны и , может быть, не было бы и нас с вами.

II. Историческое путешествие по реке времени.

Ребята, вы учитесь в 4 классе и ещё многого не знаете об исторических событиях нашей Родины. Поэтому своё знакомство с защитниками Отечества мы начнём с древних времён.

Слайд 3:

Сегодня мы отправимся назад по реке времени.

В те далёкие времена наша страна называлась Русь. Главным городом на Руси был город Киев.

СЛАЙД 3 демонстрируются репродукция картины древнего Киева.

- Организация беседы по картине.

Киев стоял на высоких холмах, был окружён каменными стенами и глубокими рвами. С высоких киевских холмов хорошо были видны огромные хлебные поля, богатые сёла и пригороды.

Был виден голубой Днепр, по берегам которого умелые кораблестроители делали ладьи и челны. Были видны зелёные луга, на которых паслись большие стада. Были видны леса, в которых водилось много ценного зверья.

СЛАЙД 4-5.

А дальше простирались бескрайние степи из-за которых шло на Русь много горюшка. Жили там жестокие кочевники. Они не строили городов, не выращивали скот, не пахали землю. Они занимались разбоем и часто совершали набеги на русские земли. Жгли города и сёла, забирали хлеб, угоняли скот, а русских людей уводили в плен или убивали.

СЛАЙД 6-7: По краю степи были расставлены богатырские заставы- маленькие крепости, в которых русские богатыри несли дозор, смотрели не видно ли где вражеских костров, не слышно ли где топота чужих коней.

Русские богатыри – это первые защитники нашей Родины.

Ребята, давайте подумаем, кто же такие русские богатыри? Как их звали? Какими делами они прославились? На эти вопросы вы должны будете ответить в конце нашего урока.

III. Легенды и сказания о русских богатырях. Слад 8.

1. Итак, богатыри - это первые защитники нашей Родины. Они защищали русскую землю от нашествия врагов, а русских людей от жестокости кочевников.

2. Рассказы о богатырских подвигах передавались от человека к человеку, позже были записаны в русские летописи. Сейчас о них можно прочитать в книгах. А художник В.М.Васнецов написал свою знаменитую картину “Три богатыря”.

СЛАЙД 8: Беседа по картине “Три богатыря”.

- Имена богатырей.

- Краткий рассказ о каждом богатыре.

Слайд 9: - Вооружение богатырей.

Слайд 10: - Одежда богатырей.

Слайд 11: - Характеры богатырей.

- Общее впечатление о картине.

3. Былины об Илье Муромце. (Учитель читает текст былин)

  • “Спасение Чернигова”.
  • “Илья Муромец и Соловей разбойник”.

Слайд 12: После знакомства с черниговским подвигом Ильи Муромца, когда, в благодарность за спасение города, жители предложили богатырю золото, серебро, другие богатства и должность воеводы задаётся вопрос :

“А как вы думаете, что ответил черниговцам Илья Муромец?”

Организация работы с цитатой “Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять”

4. Итоги, обобщение по содержанию былин.

Ответы детей о тех качествах, которыми должны обладать защитники Родины.

IV. Работа с пословицами. Слайд 13.

- Прочитайте пословицы.

- Какие из них можно отнести к картине “Три богатыря” ?

- Докажите своими ответами.

- Как вы понимаете пословицу “Кто дрожит, тот от врага бежит” ?

- К какой картине можно отнести эту пословицу7

- Какую пословицу можно отнести к картине В.М.Васнецова “После побоища” ?

- Докажите своими ответами.

Конкурс знатоков жизни Ильи Муромца.

  1. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под городом Черниговом, схватка с Соловьём разбойником).
  2. Почему Илью прозвали Муромцем? (Он родом из города Мурома).
  3. Назовите точное место рождения Ильи. (Село Карачарово под Муромом).
  4. Как величать Илью по отчеству? (Иванович).
  5. Как звали лошадь Ильи Муромца? (Бурушка-Косматушка).
  6. Кому из богатырей русских в бою смерть не писана? (Илье Муромцу).
  7. Кому принадлежат эти слова – “Не родом богатырь славен, а подвигом”? (И.М).

V. Выводы урока, систематизация полученной информации, итоги урока, ответы на поставленные вопросы.

Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает от опасности. Это сильный, отважный, мужественный, честный, ловкий, не жадный человек.

Самое главное в жизни – это служить Родине, оберегать свою землю, не жалеть своей жизни в борьбе с врагами.

Богатырь – это первый защитник Отечества. Человек большой силы, стойкости, отваги, мужества.

Русские богатыри – это Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянович, Святогор – богатырь и другие, о которых можно прочитать в книге Б. Никитина “Русские богатыри”.

Слайд 14. Наш народ чтит воинскую славу своих предков и поддерживает их традиции. Недаром его называют народом – победителем.

Слайд 15. А вот так могут выглядеть современные богатыри.

Нам очень понравились русские богатыри и рассказы о их подвигах. Для того, чтобы походить на них нам нужно любить свою Родину, свой край, свою землю, хорошо учиться, много читать, заниматься спортом, не лениться, а трудиться, не бояться трудностей, работать над собой, бороться со своими недостатками, стараться быть первым во всех школьных делах, готовить себя к трудовой жизни. Всем спасибо за внимание.

Творческое задание: “Русский богатырь” (детям раздаются картинки. Задание: нужно раскрасить богатыря, дать ему имя).

Информационные ресурсы.

1. Карнаухова И.Б. Русские богатыри, Петразаводск “Петропресс”, 1994.

2. http://alvas.ru Универсальная энциклопедия Александра Васильева.

Презентация.