Цель: предоставить возможность учащимся 5 класса усовершенствовать свои знания по теме: «Строение Земли. Природные явления.»
Задачи:
Образовательные:
- расширить знания учащихся о многообразии тел живой и неживой природы, о природных явлениях и строении Земли определить уровень усвоения темы
Воспитательные:
- продолжить умение работать в парах (коммуникативная культура общения)
- развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,
- создание условий для эмоционально приятной интеллектуальной деятельности
Развивающие:
- научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.
- продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;
- развивать умение делать выводы;
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная.
Оборудование: учебник «Природоведение 5 класс. Сонин Н.И.» , рисунки в учебнике, листы с тестовыми заданиями, плакаты с изображением вулкана, тел и веществ.
Ход урока
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Постановка целей урока перед учащимися.
3. Работа с классом по следующим вопросам:
- Что такое гипотеза?
- Рассказать о современной гипотезе возникновения Земли и всей Солнечной системы.
- Задание в учебнике на стр.54 "Кто из перечисленных учёных выдвинул эти гипотезы?"
- Чем схожи гипотезы Ж. Бюффона и Дж. Джинса?
- Чем схожи гипотезы И. Канта, П. Лапласа и О.Ю. Шмидта?
- Перечислить оболочки Земли.
- Что такое горные породы и на какие группы они делятся?
- Что такое землетрясение и как оно происходит?
- Что такое очаг землетрясения, эпицентр?
- На картинке указать части вулкана.
- Дать определение тела и вещества, привести примеры
- Дать определение физического и химического явления, привести примеры
Работа с классом может быть организована двумя путями:
Ребята работают в парах, отвечая друг другу на поставленные вопросы (вопросы проецируются на экране или распечатываются на отдельных листках на каждую парту)
Учащиеся работают фронтально.
Учитель решает сам, какой вид работы он будет использовать
4. Для выяснения степени усвоения материала предлагается тестовая работа по вариантам:
1 вариант:
1. Планеты образовались в результате катастрофы, столкновения кометы с Солнцем. Это точка зрения:
- Лапласа
- Бюффона
- Канта
- Шмидта
2. Солнечная система образовалась из холодного пылевого облака. Это гипотеза:
- Лапласа
- Бюффона
- Канта
- Шмидта
3. Солнце и планеты возникли из раскаленного вращающегося газового облака.
- Лапласа
- Бюффона
- Канта
- Шмидта
4. Земля состоит из:
- Ядра и мантии
- Мантии и земной коры
- Ядра, мантии и земной коры
- Ядра и земной коры
5. Место наибольшего проявления землетрясения на поверхности земли называется:
- Сейсмографом
- Эпицентром
- Очагом
- Жерлом
6. Действующий вулкан Ключевская Сопка находится:
- На Камчатке
- На Курильских островах
- В Индонезии
- В Японии
7. Тело – это:
- Всё то, что нас окружает
- Неживая природа
- Живая природа
- То, что создано человеком
8. Превращения веществ, идущие с изменением цвета растворов или выпадением осадка – это пример:
- Физического явления
- Химического явления
- Обоих одновременно
- Ни того, и ни другого
2 вариант:
1. Частицы холодной пыли и замерзшего газа, вращаясь вокруг Солнца, образовали планеты Солнечной системы. Это точка зрения:
- Лапласа
- Бюффона
- Канта
- Шмидта
2. Гипотеза – это:
- Точка зрения большинства людей
- Научное предположение
- Строгое доказательство чего-либо
- Предсказание какого-либо явления
3. .Звезда, пролетая рядом с Солнцем, вырвала из него своим тяготением часть вещества, которое дало начало планетам. Это точка зрения:
- Канта
- Лапласа
- Шмидта
- Джинса
4. Известняк – это горная порода:
- Магматическая
- Метаморфическая
- Осадочная
- Минеральная
5. Районы, где особенно часты землетрясения, находятся:
- На равнине
- В низине
- Вблизи границ плит
- На дне водоемов
6. Углубление в верхней части вулкана называется:
- Жерло
- Кратер
- Очаг
- Лава
7. Тело состоит из:
- Других тел
- Веществ
- Других тел и веществ одновременно
- Не состоит не из ничего
8. Выпадение осадков – это явление
- Химическое
- Физическое
- Химическое и физическое
- Нет правильного ответа
5. Взаимопроверка, выставление отметок (учащиеся смотрят правильные ответы на доске или на слайде)
6. Рефлексия – что было сложно на уроке, какие вопросы вызвали затруднения, что знали хорошо.
7. При выходе из кабинета учащиеся прикрепляют на плакат с изображённым деревом листочки:
- Красные – я себя на уроке чувствовал отлично
- Зелёные – на уроке мне было хорошо
- Жёлтые – на уроке я себя чувствовал плохо
Учитель анализирует полученные цвета, выясняет количество учащихся, кто слабо усваивает материал и чувствует себя на уроках некомфортно (информация для размышления)