Цели урока.
Образовательные
- Повторение, углубление и закрепление знаний учащихся о свойствах кислотных оксидов и кислот.
- Изучение свойств соединения серы – сернистого газа и сернистой кислоты его солей.
- Рассмотрение влияние сернистого газа на окружающую среду и здоровье человека.
Развивающие
- Практическое применение умения составлять уравнения реакций в молекулярном виде и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов.
Воспитательные
- Нравственное и эстетическое воспитание учащихся к окружающей среде.
Оборудование:
- Учебник “Химия 9 класс” Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.
- Мультимедийный проектор.
- Лабораторный опыт. Распознавание сульфид - ионов. (Раствор сульфита натрия и раствор серной кислоты)
- Презентация к уроку.
Ход урок
1. Организационный момент. Проверка домашнего задания.
2. Актуализация знаний:
Вопрос учащимся:
- Как вы думаете, какими способами можно получить оксиды?
Беседа с классом.
Слайд. Получение оксидов.
Задание классу: Написать уравнения реакций:
- горения серы на воздухе;
- горения сероводорода на воздухе.
Вопрос:
- Как называется полученное вещество?
Слайд. Получение оксида серы (IV).
3. Изучение нового материала.
Учитель объявляет тему урока.
Слайд. Тема и цель урока.
- Что вы знаете об этом веществе?
- Какая связь образуется, какая кристаллическая решетка вещества?
Слайд. Оксид серы (IV).Сернистый газ
- Определите степень окисления серы в этом соединении.
- Определите окислителя и восстановителя в уравнении реакции.
Слайд. Электронный баланс уравнения реакций.
Вопрос:
- Сернистый газ легче или тяжелее воздуха?
- Определите плотность сернистого газа по воздуху.
Слайд. Определение плотности по воздуху.
Получение оксида серы (IV).
Демонстрация получения сернистого газа.
1. Сульфит натрия +серная кислота;
2. Медь + конц. серная кислота
Слайд. Уравнение реакция получения сернистого газа.
Учитель вместе с учениками проговаривает физические свойства сернистого газа.
Слайд. Физические свойства.
Слайд. Нахождение в природе.
Учитель: SO2 — один из основных компонентов вулканических газов.
Вопрос:
- Какой характер оксида серы (IV) — SO2?
- В какие реакции вступает оксид серы (IV) — SO2.
Слайд. Химические свойства кислотных оксидов.
Задание: По образцу, напишите уравнения реакций оксида серы (IV), напишите названия полученных веществ.
Слайд. Химические свойства оксида серы (IV).
Вопрос:
- При взаимодействии оксида серы (IV) — SO2 и воды какое вещество получилось и как называется вещество, к какому классу относится вещество?
Учитель: Сернистая кислота – неустойчивое соединение, легко распадается на оксид серы (IV) и воду, поэтому существует только в водных растворах.
Вопрос: Какие химические свойства кислот вы знаете?
Слайд. Химические свойства кислот.
Учитель: Сернистая кислота - кислота средней силы, ей характерны все свойства кислот.
Задание: Составьте уравнение диссоциации сернистой кислоты.
Слайд. Соли сернистой кислоты.
Слайд. Качественная реакция на сульфиты.
Задание: Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Учитель: Сера, входящая в состав оксида серы (IV), имеет степень окисления +4. Это промежуточное значение степени окисления серы. Поэтому сернистый газ проявляет свойства и окислителя и восстановителя.
Слайд. Окислительные свойства оксида серы (IV).
Слайд. Восстановительные свойства оксида серы (IV).
Задание: Составьте электронный баланс к уравнениям реакций.
Закрепление знаний. Выполнить упражнение 4 на странице 34.
Слайд. Применение оксида серы (IV).
Учитель: Большая часть оксида серы (IV) используется для производства серной кислоты. Используется также в качестве консерванта (пищевая добавка Е220). Так как этот газ убивает микроорганизмы, им окуривают овощехранилища и склады. Оксид серы (IV) используется для отбеливания соломы, шелка и шерсти, то есть материалов, которые нельзя отбеливать хлором. Применяется он также и в качестве растворителя в лабораториях. Оксид серы (IV) применяется также для получения различных солей сернистой кислоты.
Слайд. Физиологическое действие на организм.
Учитель: SO2 очень токсичен. Симптомы при отравлении сернистым газом — насморк, кашель, охриплость, сильное першение в горле и своеобразный привкус. При вдыхании сернистого газа более высокой концентрации — удушье, расстройство речи, затруднение глотания, рвота, возможен острый отёк лёгких.
Интересно, что чувствительность по отношению к SO2 весьма различна у отдельных людей, животных и растений. Так, среди растений наиболее устойчивы по отношению к сернистому газу берёза и дуб, наименее — роза, сосна и ель.
Слайд. Воздействие на атмосферу.
Учитель: Из-за образования в больших количествах в качестве отходов диоксид серы является одним из основных газов, загрязняющих атмосферу.
Наибольшую опасность представляет собой загрязнение соединениями серы, которые выбрасываются в атмосферу при сжигании угольного топлива, нефти и природного газа, а также при выплавке металлов и производстве серной кислоты.
Антропогенное загрязнение серой в два раза превосходит природное. Серный ангидрид образуется при постепенном окислении сернистого ангидрида кислородом воздуха с участием света. Конечным продуктом реакции является аэрозоль серной кислоты в воздухе, раствор в дождевой воде (в облаках). Выпадая с осадками, она подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей, скрыто угнетающе воздействует на здоровье человека. Выпадение аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов химических предприятий чаще отмечается при низкой облачности и высокой влажности воздуха. Растения около таких предприятий обычно бывают густо усеяны мелкими некротическими пятнами, образовавшимися в местах оседания капель серной кислоты, что доказывает присутствие ее в окружающей среде в существенных количествах. Пирометаллургические предприятия цветной и чёрной металлургии, а также ТЭЦ ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн серного ангидрида.
Наибольших концентраций сернистый газ достигает в северном полушарии, особенно над территорией США, Европы, Китая, европейской части России и Украины. В южном полушарии содержание его значительно ниже.
4. Закрепление знаний.
Выполнить упражнение 5 на странице 34. (Уравнения реакций составить в молекулярном виде)
Домашнее задание. §12 стр34 №5 и составить уравнения реакций в ионном и сокращенном ионном виде.