Путешествие в страну чисел

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (255 кБ)


“ Не мыслям надобно учить, а учить мыслить”

Э. Кант.

Цель занятия: формирование умения решать нестандартные задачи.

Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, компьютер, таблица перевода римских цифр в арабские, маршрутные листы для каждой группы (2), бумага для записей, кроссворды, маркеры.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Найдите пропущенное число Cлайды 2–10

Восстановите цепочку вычислений: Cлайд 11

Какое число стоит в конце цепочки? Cлайд 12

Четвертый лишний. Одно число в каждой строке – лишнее. Исключите его. Cлайд 13

III. Формирование умения решать нестандартные задачи

1 группа: Варя, Егор.

2 группа: Катя, Марина.

Каждая группа получает маршрутные листы с заданиями. Задания разные по уровню сложности (для первой группы задания сложнее, чем для второй).

1 группа

1. Перед вами решенный кроссворд. Постарайтесь по ответам восстановить вопросы к нему. Cлайд 15

2. Перед вами уравнение, записанное римскими цифрами. Запишите его в современном виде и найдите его корень.

CXXVII+y=CCCLVII-LXXXVII

127+у=357-87

127+у=270

у=143

ММММММDCCCLXXI+p:CXXI=MMMMMMM

6871+р:121=7000

p:121=129

р=15609

3. Примените правила и приемы быстрого счета для вычисления значений следующих выражений.

164+55+136+45+139=(164+136)+(55+45)+139=539

187+(238+113)=187+238+113=(187+113)+238=538

154+(98-54)=154+98-54=(154-54)+98=100+98= 198

25*11=275

73*11=803

47*9=47*10-47=470-47=423

55*9=55*10-55=550-55=495

8*123*125=123000

15*25*4=1500

4. Разгадайте числовой ребус.

ДА+ДА+ДА=ЕДА (50+50+50=150)

5. Разгадайте судоку. Cлайды 20, 21

2 группа.

1. Решите кроссворд. Cлайд 16

По горизонтали:

  1. Цифра обозначающая “ничего”.
  2. Ее решают на уроках математики.
  3. Записывают с помощью цифр.

По вертикали:

  1. Математическая загадка, в которой цифры заменяют буквами или фигурками.
  2. Родина современных цифр.
  3. Бывает переместительный, бывает сочетательный…
  4. Первое “счетное устройство”.
  5. Так ошибочно называют современные цифры.

2. Вспомните, какой год наступает, и запишите его римскими цифрами.

ММХIII

3. Примените правила и приемы быстрого счета для вычисления значений следующих выражений.

164+55+136+45+139=(164+136)+(55+45)+139=539

187+(238+113)=187+238+113=(187+113)+238=538

154+(98-54)=154+98-54=(154-54)+98=100+98= 198

25*11=275

73*11=803

8*123*125=123000

15*25*4=1500

4. Разгадайте числовой ребус.

ЧАЙ:АЙ=5 (125:25=5)

5. Разгадайте судоку. Слайды 20, 21

IV. Домашнее задание. Придумать собственный числовой ребус.

V. Итог урока.

Частушки: (автор Щирикова Н.А.)

Как-то деда мы спросили:
Сколько лет, Вам, дед Василий,
Быстро скинул он сапог
Десять рук и пара ног.

Мы сначала удивились -
Ну, при чем тут пальцы?
Просто дедушка считает,
Как неандертальцы!

Чисел им не надо много -
Руки есть у них и ноги
Выйдут мамонтов считать:
Раз, два, три, четыре, пять!

Шли года, века летели,
Только люди все умнели,
Ну, а поумнев совсем,
Напридумали систем.

Все по-своему считали
Греки, майя, Вавилон.
Цифры шествуют рядами -
Словно римский легион!

Но были трудности у всех
Информационные -
Потому, что все системы
Непозиционные!

В Индии стекольщик жил
Очень наблюдательный,
Из осколков цифры сделал
Так изобретательно!

Нам арабы привезли
Его изобретение
Для Европы благом было
То приобретение!

Я благодарю вас, ребята, за отличную работу на занятии, и хочу отметить, что вы достойны звания “Великий путешественник по стране чисел”.

I 1 XI 11 XXX 30 CD 400
II 2 XII 12 XL 40 D 500
III 3 XIII 13 L 50 DC 600
IV 4 XIV 14 LX 60 DCC 700
V 5 XV 15 LXX 70 DCCC 800
VI 6 XVI 16 LXXX 80 CM 900
VII 7 XVII 17 XC 90 M 1000
VIII 8 XVIII 18 C 100 MM 2000
IX 9 XIX 19 CC 200 MMM 3000
X 10 XX 20 CCC 300