“ Не мыслям надобно учить, а учить мыслить”
Э. Кант.
Цель занятия: формирование умения решать нестандартные задачи.
Оборудование: Экран, мультимедийный проектор, компьютер, таблица перевода римских цифр в арабские, маршрутные листы для каждой группы (2), бумага для записей, кроссворды, маркеры.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Найдите пропущенное число Cлайды 2–10
Восстановите цепочку вычислений: Cлайд 11
Какое число стоит в конце цепочки? Cлайд 12
Четвертый лишний. Одно число в каждой строке – лишнее. Исключите его. Cлайд 13
III. Формирование умения решать нестандартные задачи
1 группа: Варя, Егор.
2 группа: Катя, Марина.
Каждая группа получает маршрутные листы с заданиями. Задания разные по уровню сложности (для первой группы задания сложнее, чем для второй).
1 группа
1. Перед вами решенный кроссворд. Постарайтесь по ответам восстановить вопросы к нему. Cлайд 15
2. Перед вами уравнение, записанное римскими цифрами. Запишите его в современном виде и найдите его корень.
CXXVII+y=CCCLVII-LXXXVII
127+у=357-87
127+у=270
у=143
ММММММDCCCLXXI+p:CXXI=MMMMMMM
6871+р:121=7000
p:121=129
р=15609
3. Примените правила и приемы быстрого счета для вычисления значений следующих выражений.
164+55+136+45+139=(164+136)+(55+45)+139=539
187+(238+113)=187+238+113=(187+113)+238=538
154+(98-54)=154+98-54=(154-54)+98=100+98= 198
25*11=275
73*11=803
47*9=47*10-47=470-47=423
55*9=55*10-55=550-55=495
8*123*125=123000
15*25*4=1500
4. Разгадайте числовой ребус.
ДА+ДА+ДА=ЕДА (50+50+50=150)
5. Разгадайте судоку. Cлайды 20, 21
2 группа.
1. Решите кроссворд. Cлайд 16
По горизонтали:
- Цифра обозначающая “ничего”.
- Ее решают на уроках математики.
- Записывают с помощью цифр.
По вертикали:
2. Вспомните, какой год наступает, и запишите его римскими цифрами.
ММХIII
3. Примените правила и приемы быстрого счета для вычисления значений следующих выражений.
164+55+136+45+139=(164+136)+(55+45)+139=539
187+(238+113)=187+238+113=(187+113)+238=538
154+(98-54)=154+98-54=(154-54)+98=100+98= 198
25*11=275
73*11=803
8*123*125=123000
15*25*4=1500
4. Разгадайте числовой ребус.
ЧАЙ:АЙ=5 (125:25=5)
5. Разгадайте судоку. Слайды 20, 21
IV. Домашнее задание. Придумать собственный числовой ребус.
V. Итог урока.
Частушки: (автор Щирикова Н.А.)
Как-то деда мы спросили:
Сколько лет, Вам, дед Василий,
Быстро скинул он сапог
Десять рук и пара ног.
Мы сначала удивились -
Ну, при чем тут пальцы?
Просто дедушка считает,
Как неандертальцы!
Чисел им не надо много -
Руки есть у них и ноги
Выйдут мамонтов считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Шли года, века летели,
Только люди все умнели,
Ну, а поумнев совсем,
Напридумали систем.
Все по-своему считали
Греки, майя, Вавилон.
Цифры шествуют рядами -
Словно римский легион!
Но были трудности у всех
Информационные -
Потому, что все системы
Непозиционные!
В Индии стекольщик жил
Очень наблюдательный,
Из осколков цифры сделал
Так изобретательно!
Нам арабы привезли
Его изобретение
Для Европы благом было
То приобретение!
Я благодарю вас, ребята, за отличную работу на занятии, и хочу отметить, что вы достойны звания “Великий путешественник по стране чисел”.
I | 1 | XI | 11 | XXX | 30 | CD | 400 |
II | 2 | XII | 12 | XL | 40 | D | 500 |
III | 3 | XIII | 13 | L | 50 | DC | 600 |
IV | 4 | XIV | 14 | LX | 60 | DCC | 700 |
V | 5 | XV | 15 | LXX | 70 | DCCC | 800 |
VI | 6 | XVI | 16 | LXXX | 80 | CM | 900 |
VII | 7 | XVII | 17 | XC | 90 | M | 1000 |
VIII | 8 | XVIII | 18 | C | 100 | MM | 2000 |
IX | 9 | XIX | 19 | CC | 200 | MMM | 3000 |
X | 10 | XX | 20 | CCC | 300 |