Оборудование: компьютер, проектор, экран или Smart доска.
Материалы: таблички с надписями выбранных групп, бумага (тонированная), клей, ножницы, фломастеры. Словари, справочный материал.
1. (Слайд 1)
Ребята, сегодня у нас в гостях представитель законодательной власти…
Мы приготовили несколько сюжетов, заставивших нас ужаснуться тому, что происходит сегодня в мире. Давайте откроем их.
На экране, как на печатной машинке, появляются тексты:
- В США пожарные смотрели, как горел дом человека, который не заплатил 75S земельной пошлины. (Слайд 2)
- В Калифорнии спасатели смотрели, как человек тонул. У них не оказалось лицензии на спасательные операции в данном районе. (Слайд 3)
- Россия. На автобусной остановке подростки избивали ребёнка. Ни один взрослый человек не подошел разнять их. Ребёнок умер. (Слайд 4)
- В Гусь Хрустальном дети звонили на скорую помощь с просьбой помочь раненой женщине, им не поверили. Женщина умерла. (Слайд 5)
- Молодая мама одиночка, попавшая под сокращение, не смогла выплатить кредит – её пришли выкидывать на улицу. (Слайд 6)
Кл/р:
1. Как вы думаете, кто или что является причиной существования в нашей жизни этих страшных ситуаций? (Люди, общество, государство)
2. Кем являются участники этих событий? (Дети, женщины, пожарные, спасатели, врачи, руководители предприятий).
Давайте выделим наиболее яркие понятия, которые прозвучали в Ваших ответах:
Во всём, что происходит с нами в социальной среде, ответственность ложится на: человека, общество, государство. (Слайд 7)
Отношениея между государством и гражданским обществом
“Никогда не делай того, что не пожелал
бы себе”.
Конфуций, китайский мудрец
2. Попробуйте найти в различных справочниках определения таких понятий, как ЧЕЛОВЕК и ОБЩЕСТВО.
ЧЕЛОВЕК м. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою – это сердце и думка.
Термин ОБЩЕСТВО в широком смысле – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
(Слайд 8)
“Человек – существо социальное”. А значит, человек и общество неразделимы. Как сделать общество лучше? Какой должна быть власть? И каким – государство?
3. (Слайд 9)
Сегодня мы поделим наше небольшое общество на разные группы по разным признакам. Более подробно с делением общества на группы вы познакомитесь в следующем классе на уроках обществознания. А сейчас, подойдите по одному человеку от (стола) к столу, на котором разложены перевёрнутые таблички и вытащите табличку с названием группы, чьи интересы Вам предстоит представлять. Стол, за которым сидят родители, тоже принимает участие. (Дети, пенсионеры, трудящаяся интеллигенция, приезжие, семья, спортсмены, актёры, водители)
Задание: У вас на столах лежат таблицы. Вам необходимо их заполнить, указав в первом столбике – что на ваш взгляд хорошего сделало государство для вашей группы людей, во втором столбике, чем вы не довольны и в 3 столбике, разместите ваши предложения: что бы вы хотели, чтобы оно (государство), сделало для вашей группы.
Вам даётся 2 минуты на обсуждение и 2 минуты на заполнение таблицы. Приступайте к работе. Помните, чьи интересы вы представляете.
+ |
- |
Наши предложения |
Во время работы звучит музыка “Я возьму этот большой мир…” (из к/ф “Москва –Кассиопея”). Кликнуть по 9 слайду.
Кл/р: Представьте пожалуйста ваши мнения, а члены остальных групп, на обратной стороне таблицы укажут, к кому конкретно они адресованы, т.к понятие – государство достаточно широкое.
Выводы: (Слайд 10)
следует предположить, что за любым конкретно сделанным или не сделанным делом стоит человек, а потому, мне хочется подытожить это задание словами замечательного русского поэта Владимира Корнилова:
Считали: всё дело в строе,
И переменили строй,
И стали беднее втрое
И злее, само собой.
Считали: всё дело в цели,
И хоть изменили цель,
Она как была доселе,
За тридевять земель.
Считали: всё дело в средствах,
Когда же дошли до средств,
Прибавилось повсеместно
Мошенничества и зверств.
Меняли шило на мыло
И собственность на права,
А необходимо было
Себя поменять сперва.
4. И сейчас, когда мы с Вами увидели, что каждый человек является важной частью государства, давайте вернёмся к предыдущему слайду и попробуем раскрыть последнее определение. Определим, какие признаки государства мы хотим оставить для себя, для государства, в котором нам с вами жить.
Любое государство, обладает такими общими признаками и чертами, как наличие публичной власти, специального аппарата управления и принуждения, суверенитета и т.д.
Выберите отличительные признаки государства. (Приложение 2)
Учитель или учащийся заполняет на экране сравнительную таблицу по итогам работы ребят. (Слайд 11) На экране появляются не зачёркнутые признаки правового государства. Какой вывод вы можете сделать?
Кл/р: Давайте спросим у историков, что такое государство и какое государство построили бы Вы, определив его основные признаки. Экспертом в области истории у нас выступит: ___________. С этими понятиями вы знакомились в 6 классе. Ей (ему) заранее было предложено отобрать признаки различной государственной власти и найти определения в различных источниках.
ГОСУДАРСТВО (Слайд 12) есть организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определённой территории.
Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует. (Слайд 13)
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством.
Подводится вывод: Все граждане общества, независимо от возраста и пола хотят жить в правовом государстве.
Кл/р: Ребята, а кто-нибудь из вас может объяснить откуда пошло слово ГОСУДАРСТВО? Попробуйте подобрать ему однокоренные слова.
Ребятам предлагается видеоматериал о происхождении слова.
(Слайд 14 - кликнуть в центре слайда)
Кл/р: Назовите пожалуйста два ключевых слова, определяющий суть нашего государства. (ДОБРО и МУДРОСТЬ). Можно только мечтать жить в государстве в котором правят законы добра и мудрости – нравственные законы.
(Слайд 15)
Мы сегодня уже говорили о необходимости начинать с себя, о том, что от каждого из нас зависит качество нашей жизни. Вы уже личности, граждане общества. Будьте самими собой.
На последок мне хочется прочесть Вам стихотворение Дугласа Мелока:
“Раз тебе не дано стать сосной на холме,
Стань кустом у подножья холма,
Стань листком – самым лучшим листком на траве,
Чтобы тобою гордилась трава…
Раз тебе не дано стать большим осетром,
Не горюй, в этом нету греха.
Стань форелью – но лучшей форелью при том,
Чтоб тобою гордилась река…
Не дано стать дорогой, стань горной тропой,
Не луною, так яркой звездой,
Сделай так, чтобы люди гордились тобой.
Стань собой – самым лучшим собой.
Кл/р: Спасибо вам за активную работу, искренние суждения и неравнодушное отношения к проблемам. Давайте подведём итоги. На чистых листах обведите свою ладошку.
Каждый палец, это позиция, по которой мы оцениваем сегодняшнее мероприятие.
- Большой палец – Важным и интересным сегодня было…
- Указательный палец - Я увидел (а) … проблему, которую считаю необходимой включить в наш проект: “Нам не всё равно!”
- Средний палец - Оценка психологической атмосферы на мероприятии.
- Безымянный палец - Мне было трудно…
- Мизинец – хотелось бы поговорить ещё о …