Класс: 5.
Единица содержания: способ постановки знаков препинания при прямой речи.
Цель:
Обучающий аспект
- уметь применять знания по орфографии, полученные в начальной школе и в 5 классе;
- уметь находить прямую речь и слова автора;
- уметь применять способ постановки знаки препинания в предложениях с прямой речью;
- уметь использовать термины и понятия.
Развивающий аспект
- развивать и обогащать словарный запас через освоение новых терминов;
- развивать навыки управления собственной деятельностью (планировать учебную деятельность, контролировать выполнение, оценивать)
Воспитывающий аспект:
- воспитывать любовь и интерес к языку;
- воспитывать культуру сотрудничества;
- воспитывать уважение к мнению другого человека.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Этапы урока:
- Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.
- Усвоение нового материала и новых способов деятельности.
- Первичная проверка понимания.
- Подведение итогов на рефлексивной основе.
Граница знания – незнания
знают / умеют | не знают / не умеют |
Обладают первичными знаниями о прямой речи; знают простые и сложные предложения; ЗП в простых и сложных предложениях; знакомы с комиксами. | Не знают о, способе постановки ЗП при прямой речи, не умеют составлять комиксы. |
Ход урока
Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности | ||
Установление связи между изученным учебным материалом и данной темой 5-7 мин. Задача: обеспечение мотивации, актуализация знаний Метод: репродуктивный Форма работы: фронтальная |
||
Деятельность учителя Слуховой диктант (5 минут) Лень добра не даёт. Знание – половина ума. Лень одежду бережёт. Не работа дорога, а умение. Без работы и печь холодна. Полениться и хлеба лишиться. Раздаю тетради для словарных работ. Постановка вопросов: Можно ли объединить эти пословицы? Какие темы в них раскрываются? На оборотной стороне записаны эти предложения. Какие орфограммы здесь встретились? ЗП? |
Деятельность учащихся Ответ на вопрос с применением. Возможен выбор среди готовых графических форм, формул, правил, ответов, словосочетаний и т.д. |
|
Деятельность учителя (5-7 минут) Актуализация с использованием зрительной опоры. На доске записаны два предложения. Известный английский писатель Бернард Шоу говорил, что деятельность – единственный путь к знанию. Известный английский писатель Бернард Шоу говорил: «Деятельность – единственный путь к знанию». Вопрос: Кому принадлежат выделенные слова?В каком случае они переданы точно, от имени писателя? Вопрос: Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока? Запись темы на доске и в тетрадях с учениками «Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи». Что вам известно о прямой речи? – В предложениях с прямой речью говорит только одно лицо. Автор в разговоре не участвует, а только передает чью-либо речь, ничего в ней не изменяя. Обязательно есть две части: 1) прямая речь – П, п 2) слова автора – А, а. Вопрос: Знакома ли вам эта тема? Что вы уже о ней знаете? |
Деятельность учащихся Проявляют интерес к содержанию зрительной опоры или другого источника информации, погружаются в проблематику, выражают мотивацию к совместной учебной деятельности на уроке. |
|
Деятельность учителя Задание: попробуйте составить схемы. (5 минут) Парная работа. Инструктаж. Как работать в парах? (2 минуты) 1. Внимательно прочитайте задание. 2. Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга. 3. Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку. 4. Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их. 5. Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя. Схемы должны появиться на больших листах А4, пользуйтесь цветными карандашами или ручками. Результат появится на доске, вам на задание 5 минут. 1 пара. Гоша сказал: «Я не хочу делать уроки». «Ура! Каникулы!» – звонко прокричали ребята. 2 пара. «Учиться – всегда пригодится», – проговорил Андрей. «Помогите, пожалуйста, – попросила Катя, – сделать домашнее задание». 3 пара. Данила спросил: «Можно мне поиграть в приставку?» «Я хочу исправить оценку, – сказала Маша. – Можно мне дополнительное задание». 4 пара. Ксюша спросила: «Какое место я заняла на конкурсе чтецов?» «Мне так интересно, – пролепетала Настя, – а, главное, я всё поняла». 5 пара. «Я опять плохо сделала домашнее задание?» – спросила Настя. «У нас контрольная? – удивился Гриша. – Я так и знал». 6 пара. «Я ничего не понимаю», – произнесла Настя. «Здравствуйте! – прокричали ребята. – Как мы /рады вас видеть!» |
Деятельность учащихся Составляют схемы. |
|
Этап усвоение нового материала и новых способов деятельности. 20 мин. |
||
Деятельность учителя Вопрос: 5 минут. Какие слова нас предупреждают о том, что сейчас прозвучат или уже прозвучали чьи-то слова? Посмотрите на свои примеры. Правильно, это глаголы говорения. Самыми распространенными из них являются сказать, спросить, ответить. Но у них много синонимов. Задание. Прочитайте предложения из книги Николая Носова «Приключение Незнайки». Укажите в них глаголы говорения. "Кто же это меня ударил? – думал Незнайка. – Может быть, сверху упало что-нибудь?" "Значит, это на меня с солнца что-то свалилось, – решил Незнайка. - Наверно, от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове". «Слушай, Стекляшкин, – сказал ему Незнайка. – Ты понимаешь, какая история вышла: от солнца оторвался кусок и ударил меня по голове». «Что ты. Незнайка! – засмеялся Стекляшкин. – Если бы от солнца оторвался кусок, он раздавил бы тебя в лепешку. Солнце ведь очень большое. Оно больше всей нашей Земли». 5) «Не может быть, – ответил Незнайка. – По-моему, солнце не больше Тарелки». Вы, наверное, заметили, что слова сигналы при прямой речи – это не только глаголы говорения, но и слова со значениями «услышать», «подумать», «обрадоваться» и их синонимы. Ребята, у нас с вами получается какой-то традиционный урок. Как можно сделать этот урок более интересным? Ваши предложения. А у меня для вас следующий вариант – будем создавать комиксы! Вы согласны? Это интересно, это актуально. Во всем мире признана не только развлекательная сторона комиксов, но и обучающая. Попробуем? У вас перед глазами комиксы. Чего не хватает, как вам кажется? (слов героев) – Давайте с вами проговорим, что изображено на этих рисунках. – Ваша задача… 1) Ввести речь в наш комикс. 2) Составить по этому комиксу текст, используя прямую речь (максимум 12 предложений). 3) Обратить внимание на постановку знаков препинания при прямой речи. Чем будем пользоваться? Нашими схемами! |
Деятельность учащихся Ответ: сказал, прокричали, проговорил, попросила, спросил, пролепетала, произнесла. Вывод:Осмысление и принятие учебной задачи. Организация работы в группе. Представление продукта, оценивание, рефлексия по итогам работы. |
|
Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе 6 мин. |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организация рефлексии. Повторение целей урока. Рефлексия по содержанию учебного материала: – Что мы сегодня узнали? – Чему научились? – Что было интересным? – Что было трудным? Работа с оценочным листом. |
Воспроизводят формулировки целей (проблем, вопросов), поставленных ими в начале урока, и делают вывод: получен ли на него ответ. Высказываются о том, что они освоили на уроке, какие приемы и способы они для этого использовали. Определение личной комфортности на уроке. Выражение удовлетворенности совместной учебной деятельностью и мотивация к ее дальнейшему продолжению. |
|
Этап информации о домашнем задании 5 мин. |
||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Д/з. Всем: 1) П.47 (схемы знать). Задание по выбору. 2) Если у вас возникли сложности в постановке знаков препинания при прямой речи, выполните упр.240. 3) Если тема вам показалась лёгкой, вы поняли, как составлять комиксы, и вам понравилась эта работа, дома составьте комикс по высказыванию известного английского писателя Бернарда Шоу: «Деятельность – единственный путь к знанию». 4) Если вы заинтересовались историей комикса, подготовьте сообщение на эту тему на 3-5 минут. Используйте в своем сообщении прямую речь. НЕТСКУЛ вас ждёт! На заметку!!! Знаете ли вы, что быстрый поиск синонимов можно осуществить с помощью словаря синонимов, а еще с помощью редактора WORD? Для этого нужно лишь установить курсор на слове, к которому вы хотите подобрать синоним, щёлкнуть правой кнопкой мыши и навести на команду «Синонимы». Попробуйте. Полезные ссылки: murzilka.org ru.wikipedia.org›wiki/Комикс understanding-comics.ru/Скотт Маклауд. Понимание комикса. academia-f.narod.ru/COMICS_ARTICLE.htm/ Евгений В. ХАРИТОНОВ. ДЕВЯТОЕ ИСКУССТВО academia-f.narod.ru/comixxx.html/ Графическая проза. Путеводитель по миру фантастического комикса |
В условиях предложения выбора дифференцированного задания – осуществляют его в соответствии с комментариями учителя. Записывают домашнее задание в дневник (или вклеивают в рабочую тетрадь), знакомятся с его содержанием, при необходимости задают уточняющие вопросы. Готовы к его самостоятельному выполнению. |