В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать словарные слова грамотно. Сделать процесс усвоения слов, написание которых следует запомнить, интересным и эффективным – задача сложная. В настоящее время в публикуемых материалах можно найти большое количество рекомендаций и педагогических находок по данной теме. Я постаралась отобрать материал, который поможет учителям, работающим с первоклассниками.
На мой взгляд, важно умело организовать первичное знакомство с написанием словарного слова. Оно должно быть ярким, требующим от учащихся активности и внимательного отношения к слову. Именно это подвигло меня на создание презентации “Учим словарные слова. 1 класс”. Презентация поможет организовать знакомство со словарными словами в интересной и занимательной форме. Перечислю способы предъявления нового слова: сказки, пословицы, поговорки, рифмовки, ребусы, загадки, шифровки, рисунки, нахождение общих признаков, вычленение лишнего, рисунки-подсказки. Уже с первого класса при знакомстве с новым словарным словом придумываем с ребятами рисунки-подсказки, которые помогают запомнить слово. Ученики с большим удовольствием фантазируют. Творческая работа вносит в запоминаемый материал личную составляющую, облегчая тем самым его усвоение.
Рисунки-подсказки
пальто |
карандаш |
тетрадь |
медведь |
ягода, яблоко |
В презентации “Учим словарные слова. 1 класс” слова представлены в порядке их изучении в учебнике “Русский язык. 1 класс” Т.М. Андриановой и В.А Илюхиной. Характерной особенностью данного учебника является ежедневная работа со словарными словами. На страницах учебника представлено около 40 слов. Из них лишь 19 являются обязательными для запоминания (ветер, ученик, язык, русский, воробей, заяц, мороз, сорока, ребята, медведь, тетрадь, девочка, собака, Москва, хороший, ворона, берёза, Россия, фамилия). Работа с остальными словами носит ознакомительный характер. План работы над словом: 1) введение слова; 2) запись слова, выделение орфограммы; 3) подбор однокоренных слов, составление словосочетаний или предложений с новым словом; 4) рисунки – подсказки (этот вид работы может быть предложен учащимся в качестве проектной деятельности). В учебниках словарные слова включены в упражнения и задания. Это способствует закреплению изученного материала. Надеюсь, что данная презентация поможет учителям, работающим по УМК “Планета Знаний”.
Порядок изучения словарных слов в 1 классе.
№ слайда | словарное слово | способ предъявления слова | ||||||||||||||||||||||||||||||
2, 3. | газета, газетный киоск | загадка Языка не имеет, а у кого побывала, тот много знает. (газета) фотографии |
||||||||||||||||||||||||||||||
4. | ученик, ученица, ученический | шифровка Отгадай слово, используя алфавит: 21, 25, 6, 15, 10, 12 подбери слово |
||||||||||||||||||||||||||||||
5. | город, городской, городок | шифровка Отгадай слово, используя алфавит: 1- перед буквой д 2- после буквы н 3- перед буквой с 4- между буквами н и п 5- перед буквой составь предложение с одним из слов |
||||||||||||||||||||||||||||||
6. | класс, классный, первоклассник | шифровка и иллюстрация 4,5,1,7,7 Ключ:
|
||||||||||||||||||||||||||||||
7, 8. | дорога, дорожка, дороженька, дорожный, подорожник | шарада, ребус Начало-нота, потом оленя украшение. А вместе – место оживлённого движения. Почему так назвали? |
||||||||||||||||||||||||||||||
9. | язык, язычок, языкознание | шифровка Отгадай слово, используя алфавит: 1- после буквы ю 2- перед буквой и 3- после буквы ъ 4- между буквами й и л Работа с картинками. |
||||||||||||||||||||||||||||||
10. | русский | шифровка и письмо по памяти Отгадай слово, используя алфавит: 18, 21, 19, 19, 12, 10, 11 |
||||||||||||||||||||||||||||||
11. | берёза, берёзка, подберёзовик | небылица Белая берёза, Странная берёза, Вместо листьев у неё Буква Е и буква Ё. обращаем внимание на словосочетание белая берёза Почему так назвали?(подберёзовик) |
||||||||||||||||||||||||||||||
12. | корова, коровушка, коровник, коровье молоко, молочко, молочный, молочница | стихи Чтоб не обиделась корова, |
||||||||||||||||||||||||||||||
13. | воробей, ворона, сорока | нахождение общего признака Когда так говорят: “Старого воробья на мякине не проведёшь”, “Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь”. |
||||||||||||||||||||||||||||||
14-15. | город деревня, деревушка, деревенька |
отгадай слово 1. Крупный населённый пункт, в котором есть заводы и фабрики. 2. Населённый пункт в сельской местности. Найди лишнюю фотографию. Объясни своё мнение. |
||||||||||||||||||||||||||||||
16. | Россия, россияне, российский | шифровка Какая страна занимает 1/8 часть всей суши, вы узнаете, если разгадаете зашифрованное слово. П, М, И, Р, Ч, Ф, О, Ш, С, Х, Я, З, Д, С, Г Ключ: 4, 7, 14, 14, 3, 11 |
||||||||||||||||||||||||||||||
17-18. | пальто, пальтишко, пальтецо | шифровка Если убрать повторяющиеся буквы, вы узнаете, как называется предмет верхней одежды. в п и л ь к т к а в и о небылица Что за чудо, посмотри, рисунок-подсказка |
||||||||||||||||||||||||||||||
19-20. | карандаш | сложи слово Что за птица? Почему она на этой странице? стихотворение Я – малютка карандашик, исписал я сто
бумажек. рисунок-подсказка |
||||||||||||||||||||||||||||||
21-22. | ребята, работа | рифмовка Ре-ре-ре – ребята во дворе. Ра-ра-ра –работа не игра. Найди пару |
||||||||||||||||||||||||||||||
23. | медведь, медведица, медвежонок | шифровка Отгадай слово, используя алфавит: 14, 6, 5, 6, 3, 6, 5, 30 Медведь – ведающий (“знающий”), где есть мёд. Узнали сказку? |
||||||||||||||||||||||||||||||
24. | мороз, заморозки, морозный | загадки Береги нос в большой… |
||||||||||||||||||||||||||||||
25. | народ, народный, международный | отгадай слово Население государства, жители страны. |
||||||||||||||||||||||||||||||
26. | январь, январские морозы | отгадай слово Как называется первый месяц года? Когда так говорят? |
||||||||||||||||||||||||||||||
27-28. | учитель, учительница, учительская | шифровка Уберите повторяющиеся буквы и отгадайте слово. Составь предложение с одним из слов. |
||||||||||||||||||||||||||||||
29-30. | машина | Что общего? рисунок-подсказка |
||||||||||||||||||||||||||||||
31-32. | заяц, заячьи следы | сказка Жил-был трусливый заяц в лесу. Всего он боялся. Однажды надоело ему бояться. Пришёл он на полянку, а тут уж много зайцев. Вот он и начал им хвастать: - У меня не усы, а усищи, не лапы лaпищи, не зубы, а зyбищи — я?никого не боюсь. Я самый бесстрашный, я самый сильный, я самый храбрый… “Я-я-я-я”, - слышалось по всему лесу. “Я-Я-Я-Я-Я-я!” Так буква “Я” навсегда поселилась в слове “ЗАЯЦ”. |
||||||||||||||||||||||||||||||
33. | яблоко, яблочный | рисунок-подсказка Составьте предложения. |
||||||||||||||||||||||||||||||
34. | девочка, девчушка, девчонка | ребус | ||||||||||||||||||||||||||||||
35-36. | ягода, ягодка, ягодный | Назови одним словом. Составь предложение с одним из слов. |
||||||||||||||||||||||||||||||
37. | отец, отчество, Отечество | Что общего? | ||||||||||||||||||||||||||||||
38. | собака, собачка, собачья будка | загадка Не говорит, не поёт. рисунок-подсказка |
||||||||||||||||||||||||||||||
39. | Москва, москвичи, Подмосковье | фотография Как называется город? А его жители? |
||||||||||||||||||||||||||||||
40. | фамилия | Отгадай слово
|
||||||||||||||||||||||||||||||
41. | дежурный, дежурство, дежурить | шифровка Отгадай слово, используя алфавит: 5,6,8,21,18,15,29,11 |
||||||||||||||||||||||||||||||
42. | до свидания | рисунок | ||||||||||||||||||||||||||||||
43. | хорошо | пословицы Вставь пропущенное слово.
|
||||||||||||||||||||||||||||||
44. | рисунок | вставь пропущенное слово Солнечный
круг, небо вокруг – |
||||||||||||||||||||||||||||||
45. | малина, малинник, малиновый | стихи вставь словечко Хорошо в лесу, ребята! |
||||||||||||||||||||||||||||||
46. | тетрадь | загадка То я в клетку, то в
линейку. Рисунок-подсказка |
||||||||||||||||||||||||||||||
47. | ветер | загадка Ветер буквы все сорвал, Какие? |
Используемая литература.
- Андрианова Т.М., В.А.Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику “Русский язык” Т.М.Андриановой, В.А. Илюхиной: Программа, методические рекомендации, поурочные разработки.- М.: Издательство АСТ, 2009.
- Клюхина И.В. Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.:ВАКО, 2011.
- Русский язык. 1 класс: поурочные планы по учебнику Т.М.Андриановой, В.А. Илюхиной /авт.сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Панова Н.В.Практические материалы учителя начальной школы.- СПб.: ИПК СПО, 2004.
- В.В. Волина.Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/ Авт.В.И.Зимин, С.Д.Ашурова и др. – М.: Школа- Пресс, 1994.