В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий” [4] . В широком значении термин “универсальные учебные действия” и означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования универсальных учебных действий.
Иными словами, универсальные учебные действия (далее – УУД) должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида УУД: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Личностные действия отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.
Регулятивные действия обеспечивают обучающимся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность.
Познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:
-
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
-
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
-
УУД могут быть сформированы на основании использования технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение обучающимися основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивающих развитие умения самостоятельно искать, находить и усваивать знания, т.е компетенцию “научить учиться”. Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания имеет определенные возможности для формирования УУД. Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД.
УУД |
Русский язык |
Литературное чтение |
Математика |
Окружающий мир |
Технология |
|
Личностные. |
жизненное |
нравственно-этическая ориентация |
смыслообразование |
нравственно-этическая ориентация |
творческая самореализация |
|
Регулятивные. |
целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий |
|||||
Познавательные |
моделирование (перевод устной речи в письменную) |
смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания |
моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
широкий спектр источников информации |
Моделирование и отображение объекта преобразования |
|
Познавательные логические. |
Формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия |
Формирование внутреннего плана на основе поэтапной
отработки |
|||
Коммуникативные. |
Использование средств языка и речи для получения и
передачи информации, участие |
Итак, связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
-
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
– коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
– познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
– регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности,
– личностные – определяющие мотивационную ориентацию. -
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
-
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
-
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
-
Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебного плана по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
-
Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
-
Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.
В каждой школе, каждым педагогом содержание УУД должно варьироваться в зависимости от различных условий: от возраста обучающихся и их индивидуальных особенностей, от класса, от педагогического стиля и приоритетных педагогических подходов учителя, предметной специфики и др.
Рассмотрим деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те УУД, которые могут быть сформированы при правильной организации процесса обучении [6].
1. Целеполагание.
Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию. Обучающимся важно осознать на данном этапе границы своего знания и незнания. Данная деятельность способствует формированию познавательных, регулятивных (целеполагание), коммуникативных (предметное общение) и личностных (мотивация) УУД.
2. Планирование.
Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует. При этом у обучающихся формируются регулятивные УУД (планирование).
3. Практическая деятельность обучающихся.
Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану. Здесь возможно использование групповой работы или индивидуальной. Учитель консультирует обучающихся. При этом развиваются познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД.
4. Контроль.
Обучающиеся осуществляют контроль сами (это может быть самоконтроль, взаимоконтроль). Учитель также выполняет роль консультанта.
Формируются УУД: регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные.
5. Коррекция деятельности.
Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют самостоятельно коррекцию. Задача учителя – оказать необходимую помощь.
Формируются УУД: регулятивные, коммуникативные.
6. Оценивание обучающихся.
Обучающиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, взаимооценка). Учитель консультирует.
Формируются УУД: регулятивные (оценивания, самооценивания), коммуникативные.
7. Итог урока.
Проводится рефлексия. В этой деятельности формируются УУД: регулятивные (саморегуляции), коммуникативные, личностные.
8. Домашнее задание.
Полезно предлагать обучающимся задания на выбор (с учетом индивидуальных возможностей). При этом формируются познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.
Конечно, здесь представлены УУД в обобщенной форме. Но именно такая работа помогает увидеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты можно сформировать, если правильно организовать деятельность обучающихся.
А сейчас рассмотрим более конкретно, какие методы, приемы, средства обучения, формы организации деятельности обучающихся можно использовать при проведении урока, направленного на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов[6] .
1. Целеполагание. Ведение проблемного диалога.
2. Планирование. Работа с картой урока.
3. Практическая деятельность обучающихся.
а) Групповая, парная, индивидуальная формы организации
деятельности обучающихся.
б) Работа по решению проектных задач.
в) Проведение ролевых игр.
г) Работа с учебником. Необходимо максимально использовать возможности главного
средства обучения – учебника, ведь все учебники прошли экспертизу на
соответствие требований ФГОС НОО и позволяют достигать необходимых результатов.
д) Применение словарей, справочников, энциклопедий, ИКТ – технологий.
4. Контроль.
а) Применение методики безотметочного обучения (“волшебные
линеечки” – автор Г.А. Цукерман).
б) Самоконтроль и взаимоконтроль по заранее
определенным критериям.
5. Коррекция деятельности.
а) Организация взаимопомощи;
б) использование различных памяток.
6. Оценивание обучающихся.
а ) Применение методики безотметочного обучения – автор Г.А.
Цукерман;
б) самоконтроль и взаимоконтроль устных и письменных ответов по критериям,
определенным заранее.
7. Итог урока. Проведение рефлексии с использованием:
а) Прием “ладошка” (чем выше активность на уроке, тем выше
положение карандаша на ладошке);
б) смайлики;
в) цветные кружки в листах обратной связи и др.
8. Домашнее задание.
а) Применение творческих заданий, практико-значимых заданий;
б) использование дифференцированных заданий.
Безусловно, это не единственные возможности построения урока, направленного на формирование УУД. Новый стандарт, определив требования к образовательным результатам, требует от учителя строить урок по – новому. Однако, если методы работы, которыми пользовался учитель раньше, могут работать на новые результаты, им, безусловно, необходимо найти применение в новой образовательной среде.
Итак, успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий. Развитие УУД обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин. Если в начальной школе у обучающихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то им будет несложно учиться в основном звене школы.
Для контроля овладения обучающимися УУД, их важно диагностировать (дважды в год). Критерии оценки сформированности универсальных учебных действий должны учитывать две составляющие:
-
соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-
соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формируются для каждого вида УУД с учетом определенной стадии их развития. Свойства действий, подлежащие оценке, включают: уровень выполнения действия, полноту, сознательность, обобщенность, критичность и освоенность. [3]
Остановимся на тех позициях, которые мы диагностируем при изучении уровня сформированности УУД младших школьников через выполнение заданий [2].
Для изучении сформированности познавательных УУД диагностируются умения:
-
определять необходимость и достаточность информации для решения задачи;
-
отбирать источники информации, необходимые для решения задачи;
-
извлекать информацию их текстов, таблиц, схем, иллюстраций;
-
сравнивать и группировать факты и явления;
-
определять причины явлений и событий;
-
делать выводы на основе обобщения знаний;
-
представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм.
Для изучении сформированности регулятивных УУД диагностируются умения:
-
самостоятельно формулировать цель деятельности;
-
составлять план действий;
-
действовать по плану;
-
сверять действия с целью, находить и исправлять ошибки;
-
проверять и оценивать результаты работы.
Для изучении сформированности коммуникативных УУД диагностируются умения:
-
вычитывать информацию, данную в явном виде;
-
объяснять смысл слов и словосочетаний;
-
вычитывать информацию, данную в неявном виде;
-
понимать смысл текста в целом (главную мысль);
-
истолковывать текст (через творческий пересказ).
Для изучении сформированности личностных УУД диагностируются умения:
-
оценивать поступки с позиции нравственных ценностей;
-
объяснять оценку поступка с позиции нравственных ценностей;
-
определять важные для себя и окружающих правила поведения;
-
выбирать поведение, соответствующее общепринятым правилам;
-
отделять оценку поступка от оценки самого человека;
-
определять поступок как неоднозначный (его нельзя однозначно оценить как хороший или плохой).
Нужно помнить, что личностно-ориентирванный подход к диагностике УУД не предполагает сравнения результатов ученика с результатами его одноклассников, а личностные результаты не оцениваются индивидуально, а только в целом по классу.
Результаты диагностики дают возможность учителю определять эффективность реализации образовательного процесса, корректировать при необходимости собственную деятельность и содержание образования, видеть возможности осуществления индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося. Неоднократное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику формирования универсальных учебных действий и влиять на их дальнейшее развитие.
В заключении необходимо отметить, что если формированию УУД не уделять должного внимания, это приведет к острым проблемам школьного обучения: несформированности учебно-познавательных мотивов и низкой любознательности значительной части обучающихся, трудностям произвольной регуляции учебной деятельности, низкому уровню общепознавательных и логических действий, трудностям школьной адаптации, росту отклоняющегося поведения [1]. Именно целенаправленная планомерная работа по формированию УУД является ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых условиях развития общества.
Список литературы:
-
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
-
Бунеев Р.Н. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В.Горячев, Д.Д. Данилов. – М.. 2011
-
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П.Я. Гальперин. – М., 1985
-
Завьялова О.А. Метапредметные виды деятельности в обучении: с чего начать учителю? / О.А.Завьялова. – М., 2012
-
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова Е.Л. – М. , 2006
-
Михеева Ю.В. Урок. В чем суть изменений с введением ФГОС НОО: (статья)// Науч.– практ. жур. “Академический вестник”/ Мин. Обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – с. 46–54.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. /М-во образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2010.
-
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – Академкнига, 2010
-
Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности: в помощь учителю начальных классов / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск, 1993.
-
Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь / Г.А Цукерман , К.Н. Поливанова. – М., 1999.
-
Цукерман Г.А. Оценка без отметки: / Г.А Цукерман http:// exsperiment.lv/rus/ biblio/cukerm_ocenka.htm