Цель: познакомить родителей с причинами снижения интереса к учению; дать рекомендации, благодаря которым обучение ребенка может стать более успешным и эффективным; создать комфортную атмосферу для конструктивного общения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
1. Вступительное слово. Определение темы беседы.
Здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада видеть вас.
Во время нашей прошлой встречи вам была предложена анкета (Приложение 1). Я благодарю вас за активность и искренность в работе.
Обработка результатов опросника показала, что нам с вами настало время обсудить один немаловажный вопрос, касающийся обучения детей.
Как вы думаете, о чём пойдёт речь? (Родители предлагают различные варианты, учитель фиксирует их на доске без комментариев).
Предлагаю вам посмотреть фотографии из школьной жизни детей нашего класса. Может быть, после просмотра вы сможете обозначить тему сегодняшней беседы.
Да, действительно, наша задача: постараться ответить на вопрос «Как формировать интерес ребёнка к обучению в школе».
2. Выступление учителя.
Почему у детей пропадает интерес к школьному обучению, а у некоторых он отсутствует с первых дней школьной жизни?
Дело в том, что, по мнению В.Д.Шадрикова, в жизни ребёнка выделяется три этапа. Первый – от рождения до двух лет, развитие ребёнка определяется его желаниями. Не имея возможности воздействовать на ребёнка словом, взрослый вынужден создавать условия, соответствующие потребностям ребёнка в текущий момент жизни.
Второй этап – от двух до шести – семи лет – желания ребёнка ограничиваются. Мы, взрослые, всё чаще и чаще вместо создания условий для удовлетворения потребностей ребёнка, говорим ему «можно» или «нельзя».
Третий этап – с семи лет – желания ребёнка предают забвению. На смену «хочу» приходит суровое «должен», в котором желанием пренебрегают, его стараются не замечать.
Таким образом, с момента поступления ребёнка в школу теряется связь с его интересами. Решением данной проблемы является возвращение к интересам ребёнка, т.е. «возрождение в нём аппетита к познанию, пробуждение его способностей».
Как вы считаете, каким образом можно формировать интерес ребёнка к учебной деятельности? (Выслушивание мнений родителей).
Ведущими педагогами – психологами сформулированы факторы, стимулирующие развитие познавательных интересов школьников. К ним относятся:
- Воспитание широких социальных мотивов учебной деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Ребенок с малых лет должен чувствовать ответственность за выполнение порученного ему дела, это должно войти у него в привычку. Есть родители, которые пренебрегают этим правилом, разрешают, например, переносить время приготовления домашних заданий: то погода хорошая, загулялись с мамой, то по телевизору фильм неотложно надо посмотреть и т. п. А домашние уроки делаются кое-как, поздно, а то и ночью. В результате ученик принимается за уроки усталый, перевозбужденный, рассеянный, на уроках он зевает, не воспринимает новый материал.
Конечно, такое отношение просто недопустимо. Оно воспитывает у школьника отношение к урокам если не совсем уж как к чему-то необязательному, то во всяком случае, как к делу второстепенному. Удивительно ли, что после этого ему будут непонятны расстройства и огорчения взрослых по поводу его неудач в этих второстепенных вещах? Удивительно ли, что столкнувшись с первыми же трудностями в учебе, он не захочет напрягаться ради второстепенных дел, а так как при этом они начнут становиться источником новых и новых огорчений – в конце концов невзлюбит учебу?
Выработка привычки делать вовремя домашние задания должна сопровождаться непременно выработкой подхода к урокам как к важному и серьезному делу, которое вызывает у взрослых уважительное отношение. Бывают случаи, когда в семье ребенок сел за уроки, а тут мама с поручением:
– Сходи за хлебом.
Только ребенок прочитал задачу, сосредоточился:
– Маша, посмотри, где там гуляет Ванечка.
Сестричка пошла посмотреть, да и сама заигралась, и т. п.
Это воспитывает у ребенка отношение к учебе как к маловажному делу. Вырабатывается у ребенка представление, что уроки стоят на одном из последних мест в ряду домашних дел и обязанностей.
Правильно делают те родители, которые дают понять ребенку с первых дней учебы, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьезными делами, которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Если его занятия нельзя прервать подобно тому, как нельзя мешать папе и маме, когда они работают, если старшие стараются его не тревожить, не шуметь и не позволяют (пусть с извинениями) делать это даже гостям, значит уроки столь же важны, как работа, которую выполняют взрослые.
- Предоставление ученикам возможности проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность. Например, при выполнении домашнего задания ребёнок предлагает нестандартное решение задачи, отличное от вашего. Не спешите настаивать на своём. Выслушайте аргументы ребёнка. Если они правомерны, согласитесь с его решением и обязательно похвалите за сообразительность.
- Создание проблемной ситуации. Лёгкий материал, не требующий умственного напряжения, не вызывает интереса. Но трудность учебного материала приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима; в противном случае интерес быстро падает. Например, при подготовке домашнего задания не давайте ребёнку готовых ответов, у него должна быть возможность подумать (времени на обдумывание ребёнку требуется больше, чем взрослому). Другой пример: при обнаружении ошибки в работе не указывайте сразу на неё, попросите ребёнка проверить ещё раз написанное.
- Использование разнообразных учебных материалов. Не пренебрегайте словарями, энциклопедиями, интернетом для ответа на вопросы ребёнка. При этом желательно, чтобы ребёнок сам отыскал ответ на свой вопрос.
- Существенный фактор возникновения интереса к учебному материалу – это эмоциональная окраска. Т.е., занимаясь с ребёнком, поддерживайте доброжелательную атмосферу, шутите, приводите примеры из собственного детства и др.
М.В.Матюхина отмечает: «Важно, чтобы учащийся с самого первого дня учения видел своё движение вперёд, своё ежедневное обогащение знаниями, умениями».
На развитие познавательных интересов учащихся и, как следствие, на успешность их обучения в школе большое влияние оказывают и особенности семейного воспитания. Выделяют три фактора, относящихся к родительскому поведению и определяющих школьную успешность детей:
- Родители успевающих детей имеют реалистичные представления о текущих достижениях своих детей, но при этом верят, что в будущем их дети обязательно преуспеют в своей карьере. Такие родители помогают детям развивать уверенность в себе, поощряя их к выполнению соответствующих возрасту задач в школе и дома.
- Отношения родителей и детей отличаются теплотой и любовью. Используемые родителями методы контроля и поддержания дисциплины характерны скорее для авторитетного, чем авторитарного стиля родительского поведения. Дети знают границы дозволенного, но при этом чувствуют себя в безопасности и знают о том, что они желанны и любимы.
- И, наверное, наиболее важный фактор: родители успевающих в школе детей, постоянно общаются с ними. Они читают детям книги, внимательно их выслушивают и регулярно разговаривают с ними. Родители поддерживают интерес детей к познанию и исследованию и сами служат для них ролевыми моделями.
Данные три модели взаимоотношений родитель - ребёнок в наибольшей степени способствуют развитию положительной мотивации к обучению.
3. Обратная связь.
Попробуйте сами для себя сейчас ответить на следующие вопросы:
- Можете ли вы твёрдо сказать, что в вашей семье один из трёх примеров взаимоотношений?
- Выберите себе ту модель, из трёх предложенных, которую вы бы хотели видеть в своей семье. Постарайтесь следовать этой модели.
В заключение сегодняшнего разговора хотелось бы, чтобы вы поделились своим мнением о нашей встрече. С чем вы не согласны? Что бы вы добавили, может быть, из собственного опыта?
Опираясь на ваши замечания и предложения, предлагаю составить памятку «Как способствовать формированию учебных интересов и мотивов у ребёнка». (Родители вносят предложения, учитель фиксирует их на доске).
На память о нашей сегодняшней встрече предлагаю вам памятку – рекомендацию по данной теме (Приложение 2).
Надеюсь, что наша совместная работа принесёт свои положительные плоды в ближайшем будущем.
Спасибо за сотрудничество!