Опора тела и движение. Урок в 3-м классе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: формировать представление о опорно-двигательной системе, её роли в жизнедеятельности человека;

Задачи:

  • познакомить со скелетом человека, его основными частями;
  • познакомить с ролью скелета и мышц;
  • формировать представление о здоровом образе жизни;
  • прививать гигиенические навыки;
  • воспитывать чувство личной ответственности за состояние своего здоровья.

Оборудование для учителя:

  • компьютер
  • медио-проектор
  • презентация Power Point со слайдами
  • макет скелета человека

Ход урока

1. Организационный момент.

Цель: создать на уроке рабочую, психологически комфортную обстановку.

- Доброе утро, девчонки, мальчишки!
Все вы достали тетрадки и книжки?
А свой дневник и пенал не забыли?
Всё аккуратно на парте сложили?
Будем сегодня трудиться старательно,
Слушать друг друга очень внимательно
И к нам УСПЕХ придёт обязательно!!!

2. Проверка домашнего задания.

Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала.

Фронтальный опрос:

- Давайте вспомним, какую большую тему мы изучаем на уроках окружающего мира. (“Мы и наше здоровье”)

- О чём именно говорили на прошлом уроке? ( “Надёжная защита организма”)

- Назовите орган осязания человека. (Кожа)

- Какое значение для человека имеет кожа? (Защищает внутренние части тела человека от повреждений, от жары и холода, от болезнетворных бактерий).

- Какую роль выполняют пот и жир? (Пот охлаждает, жир делает кожу мягкой и упругой).

- Как надо ухаживать за кожей? (Мыть, вытирать насухо, смазывать кремом).

- Расскажите какую первую помощь оказывают при небольшой ранке.

- Расскажите какую первую помощь нужно оказать при ушибе.

- Расскажите как помочь, если у человека ожог или обморожение.

3. Сообщение темы и целей урока.

Цель: определить вместе с учениками тему и цель урока; нацелить каждого ученика на решение учебных задач урока;

- О чём будем говорить сегодня, вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. (слайд 2)

1. Не часы, а тикает. (Сердце)

2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества. (Кровь)

3. Когда сытый, он молчит, когда голоден - урчит. (Желудок)

4. Орган зрения. (Глаз)

5. Органы дыхания человека. (Лёгкие)

6. И говорит, и ест. (Рот)

- Какое слово получилось в выделенной строке? (Скелет)

- Как вы думаете, о чём будет идти речь сегодня на уроке, что будем изучать?

(Скелет человека)

- Какие цели поставим перед собой? (Узнать что такое скелет, из каких частей он состоит, зачем он нужен человеку, что приводит скелет в движение, как связаны скелет и наше здоровье). (слайд 3)

4. Изучение нового материала.

Цель: формирование новых знаний, умений.

- Находить ответы на эти вопросы мы будем с вами вместе.

- Хотели бы вы, ребята, заглянуть внутрь человеческого организма, то есть самих себя?

- Можно ли это сделать? (Рентген)

- Таких приборов у нас в классе нет, но есть указка, которая сегодня превращается в волшебную палочку и то место, до которого я ей дотронусь, вы сможете увидеть на нашей интерактивной доске, как на рентгене видит врач.

Рассмотрите рисунок (слайд 4).

- Что на нём изображено? (Скелет)

- Что он из себя представляет? (Кости человека)

-Скажите, из каких частей состоит скелет человека.

Используйте слова для справки: череп, позвоночник, рёбра, грудина, кости таза, кости рук, кости ног.

Теперь найдите все эти части на макете скелета, который находится перед нами.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Череп (слайд 5)

Твёрдый костяной панцирь черепа защищает головной мозг от повреждений. Кости черепа очень тверды. Археологи находят в земле черепа людей, умерших много тысяч лет назад. Все другие кости их скелетов давно истлели и превратились в пыль. А черепа сохранились до наших дней.

В черепе только одна кость подвижная – это нижняя челюсть.

Грудная клетка (слайд 6)

Грудная клетка состоит из двенадцати пар очень крепких, но гибких рёбер и грудины. У детей, занимающихся спортом, окружность грудной клетки больше на 6 – 8 см, чем у их сверстников, не занимающихся спортом.

- Нащупайте у себя рёбра, грудину.

- Как вы думаете, какие органы защищает грудная клетка?

Позвоночник (слайд 7)

Основная опора скелета – эластичный, пружинящий позвоночник, который состоит из отдельных позвонков. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться в разные стороны, кувыркаться, бегать, плавать.

Общее число позвонков у человека 33, но может колебаться от 30 до 35. Позвоночник заканчивается маленьким “хвостиком”. Называется он копчиком.

Шейных позвонков у человека и почти у всех животных 7, независимо от длины шеи – например, у мыши или жирафа. (слайд 8)

- Встаньте из-за парт. Разделитесь на пары, прощупайте друг у друга позвоночник при наклонах вперёд, влево, вправо, назад.

Кости таза (слайд 9)

Кости таза называют тазовый пояс. Он создаёт опору внутренним органам. Давайте подумаем каким. (Желудок, печень, кишечник и т. д.)

Кости рук (слайд 10)

Это плечо, предплечье и кости кисти. Они обеспечивают прочность и подвижность руки.

Кости ног (слайд 11)

Это бедро (самая длинная кость человеческого скелета), голень и кости стопы. Они обеспечивают прочность и подвижность ноги.

В скелете взрослого человека более 200 костей. Кости соединены друг с другом. Там, где они не двигаются, например, в черепе, между ними образуется неподвижное соединение. В подвижных органах, таких как рука, кости скреплены подвижно. Такое подвижное соединение костей называется суставом. (слайд 12)

Кости не двигаются сами, их приводят в движение мышцы, прикреплённые к ним. (слайд 13)

Название “мышца” произошло от латинского слова “мускулюс”, что в переводе означает “мышь”. Учёные, наблюдая сокращения скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей.

- Прощупайте мышцы руки при её сгибании и разгибании и вы заметите это.

Мышцы придают форму нашему телу. Все мышцы прикреплены к костям с помощью сухожилий. По команде мозга мышцы сокращаются и расслабляются. Благодаря этому мы можем ходить, бегать, плавать, выполнять любую физическую работу.

Мышцы при сокращении (работе) выделяют тепло, которое согревает наше тело.

Физкультминутка.

Цель: сохранение здоровья детей.

Давайте сейчас отдадим нашим мышцам команду встать из-за парт.

А теперь будем давать команды нашим мышцам, проговаривая слова хорошо знакомой нам физкультминутки:

Руки на пояс поставим вначале,
Влево и вправо качаем плечами,
Сможем достать мы мизинцем до пятки.
Если сумели, всё в полном порядке!!!

Скелет и мышцы образуют опорно-двигательную систему человека. (слайд 14)

От скелета и мышц зависит осанка человека. (слайд 15) Осанка – это то, как мы сидим или стоим. Хорошая осанка в положении стоя означает, что плечи у нас слегка отведены назад, грудная клетка расправлена. Когда мы сидим, хорошая осанка означает, что спина у нас прямая, а голова поднята. Правильная осанка – это не только красиво, она ещё полезна для здоровья. Если с детства приучить себя держаться прямо, тогда в более старшем возрасте тебя не будут мучить боли в спине. Ведь плохая осанка приводит к перенапряжению мышц и сухожилий, которые прикрепляются к позвоночнику. От этого перенапряжения и болит спина. К тому же человеку с плохой осанкой труднее дышать, у него хуже работают сердце и другие внутренние органы.

- Как вы думаете, почему?

Осанка вырабатывается в детстве. Дети часто сами портят свою осанку. Как это происходит, вы поймёте, ответив на следующий вопрос:

- Как вы думаете, может ли ребёнок стать “молодым старичком”? (слайд 16)

- Послушайте историю об одном таком мальчике.

“Молодой старичок”

Я знал одного ленивого мальчишку. Когда он проходил по коридору мимо моей комнаты, я всегда мог догадаться, кто идёт, хотя дверь была закрыта: только он один во всей квартире волочил ноги, словно дряхлый старик.

А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрёт голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. А почему?

Только потому, что он не любил давать работу своим мышцам. Ребята бегут трудиться: зимой на дворе снег разгребать, весной цветы сажать, осенью – новые деревья, а он всякий раз найдёт предлог, чтобы увильнуть. Даже на уроках физкультуры он вечно присаживался на скамеечку у стены – у него, мол, на прошлой неделе был насморк, и он себя плохо чувствует.

Вот так он и стал молодым старичком. (По А. Дорохову)

- Почему мальчик стал молодым старичком?

- Что нужно делать, чтобы этого не произошло?

Ещё одно правило хорошей осанки нам подскажет следующий слайд. Давайте посмотрим, кто из детей будет иметь хорошую осанку, а кто плохую. (слайд 17)

А теперь давайте попробуем с помощью нашего учебника (стр. 135-136) сформулировать третье правило, позволяющее сохранять хорошую осанку.

Итак, сформулируем все правила хорошей осанки. (слайд 18)

5. Итог урока

Цель: сообщение результата достижения поставленных целей урока.

- Ребята вспомните, какие цели мы ставили перед собой в начале урока? (слайд 3)

- Узнали ли мы что такое скелет человека?

- Из каких частей он состоит?

- Для чего служит каждая из этих частей и весь скелет?

- Что приводит скелет в движение?

- Как связаны скелет и наше здоровье?

- Что нужно делать для того, чтобы иметь правильную осанку?

- Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке?

- Изменится ли ваше поведение после сегодняшнего урока? Как?

6. Оценивание работы учащихся.

Цель: оценка работы каждого ученика, самооценка учеником своих учебных достижений.

- Давайте подумаем, кто из вас особенно старался при изучении этой темы?

- Кто активно работал на уроке?

- Есть ли ребята, которые что-то не поняли? Их прошу подойти ко мне после записи домашнего задания.

Дом. задание: стр. 134-136 пересказ, стр. 60-61 рабочая тетрадь.