Цель:
- Создание положительного эмоционального настроя в группе.
- Формирование и развитие произвольности (выполнение инструкций).
- Поддержание доброжелательного отношения в группе.
- Развитие тактильных ощущений.
- Формирование и развитие? коммуникативных навыков и контактности (улыбка).
- Развитие эмоционального принятия себя, повышение уверенности в себе (обратная связь).
- Развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать (подражательное воспроизведение) и полноценно переживать.
- Формирование сплоченности группы.
- Формирование и развитие навыков рефлексии.
- Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие мелкой моторики.
Материалы: салфетки, клей, цветная бумага, плотный лист белой бумаги, карандаш, фломастер черного цвета, мягкая игрушка "Буратино", магнитофон, компьютер, картинки с лесными животными, картинки гномов с различными эмоциями.
Ход занятия
Орг. момент.
(Дети под музыку входят в кабинет психолога, и становятся вокруг своих парт)
Педагог-психолог. Здравствуйте, друзья! Мы очень рады видеть вас! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей, представимся им.
Упражнения "А, ты:?" Ребенок произносит фразу, при этом два раза хлопает в ладоши. Затем показывает на рядом стоящего и спрашивает "А, ты?" и т.д. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.
(Дети садятся за парты).
Кто это? Из какой он сказки он к нам пришёл? Кто может мне рассказать, что это за сказочный персонаж. (Ответы детей).
Ребята к нам на занятие пришел ещё один гость - Буратино! Скажем ему здравствуй! (дети приветствуют).
Хорошо!
Ребята, Буратино приглашает нас в лес. В лесу очень много интересных животных. Назовите мне лесных животных, которые живут в наших лесах. (Ответы детей).
Молодцы!
Новая часть.
Сегодня мы отправимся к ним в гости, чтобы поближе познакомиться. Вставайте в паровозик. Поехали!
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
"Чу-чу-чу, чу-чу-чу", - гудит паровоз.
Далеко, далеко ребят он повез.
Первая остановка у норки полевых мышек. Раннее утро. Мышки ещё спят. Покажите, как спят мышки?
Пора, мышкам, просыпаться! Открываем глаза. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек, которые у них появляются при чтение стихотворения.
Сначала они удивились (покажите)
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как мышь на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер,
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щёчке скользнул нежно-гладкой.
И всё засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
- Ура! Мы веселыми стали!
(Дети садятся за парты).
Покажите на картинках какие эмоции вы изображали? (Картинки гномов с эмоциями: радость, печаль, удивление).
Как вы понимаете такое выражение в стихотворении "Как мышь на крупу, все надулись?" Это значит обидеться без причины. Представьте, что мышка обиделась на крупу, которую она ест. Это глупо, правда? (ответ детей. Да). Так и вы иногда обижаетесь, а сами не знаете на что.
Садитесь в свои вагончики, паровозик отправляется дальше. Повезет нас паровозик из Ромашкова.
Поле большое, зеленый лужок,
Сколько на свете путей и дорог.
Хорошо нам светит солнышко в пути .
Пожелай нам, ветер, доброго пути.
Вторая остановка у большого дуба, где в дупле живет белочка. Скажите, а как у белки зовут детёныша? (ответ детей - бельчонок). В семье белки, что-то происходит?! Мама-Белка очень сердита. Кто-то украл орехи из гнезда, которые она собирала на зиму.
Давайте вместе разберем эту сценку. Я буду мамой-Белкой, а вы моими бельчатами. Внимательно слушайте мои вопросы, а отвечайте жестом и мимикой лица.
- Кто украл мои орешки?
- Я не знаю.
- Убежал куда вор в спешке?
- Вон туда (каждый в свою сторону).
- Ростом был он сам какой?
- Вот такой (каждый свой размер.)
- Страшный иль хорош собой?
- Вот такой (мимика).
- Толстый он или худой?
- Вот такой (показ жестом).
- Старый иль молодой?
- Вот какой (пантомимикой).
- Как же может он быть разным?
Толстым, тонким, юным, старым?
Видно не найти воришку.
Побегу сбивать я шишки.
Бельчата, вы все хорошо изображали без слов, о чем спрашивала мама-Белка, но каждый изображал по-своему, поэтому она так ничего и не поняла. А если бы мы видели воришку, то показывали бы все одинаково, и тогда бы мама-Белка его поймала. Ну, ничего, времени впереди еще много, ведь на дворе время года осень и орехи мама-Белка еще успеет запасти.
Психолог-педагог. Садитесь в вагончики, мы снова переезжаем на другую полянку. Подпевайте мне песенку друзей.
Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Веселые соседи, хорошие друзья.
Нам весело живется,
Нам не о чем грустить.
Покуда сердце бьется,
На свете можно жить.
Тра-та-та, тра-та-та,
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку, Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая,
Вот компания какая.
Остановка около большого куста. Но что этот куст так трясется? А, за ним сидит зайчишка и весь трясется от страха. Посмотрите, никого рядом нет, а он чуть не умирает от страха. Давайте поможем зайчику. Я буду изображать страшного волка, а вы - смелых зайчат. Здесь будет ваш домик (отгороженное стульями место или темный уголок за шкафом).
Педагог-психолог.
Я злой, зубастый серый волк!
И я в зайчатах знаю толк!
У-у-у-у (изображает волка).
Дети.
Нам не страшен серый волк, (веселятся)
Глупый волк, страшный волк.
Где ты ходишь, глупый волк,
Глупый серый волк.
Педагог-психолог.
Я сейчас как дуну, и ваш домик рассыплется! Вот тогда я и наемся зайчатинки! (Дует.)
Дети.
Мы тебя не боимся, волк. Уходи! Наш домик крепкий. Ты его не разрушишь.
Педагог-психолог.
Молодцы, дети. С вашей помощью зайка стал смелым и теперь не боится волка.
Педагог-психолог.
Вы были вместе дружны, помогали друг другу и тем самым сумели прогнать, победить волка. Ребята, а как вы понимаете эту пословицу "Дружба дороже денег".
Игра "Да-да-да - нет-нет-нет"
Ребята, вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте: "да-да-да" или "нет-нет-нет".
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Нашей дружбой дорожить? (Да-да-да.)
Мы научимся играть? (Да-да-да.)
Другу будем помогать? (Да-да-да.)
Друга нужно разозлить? (Нет-нет-нет.)
А улыбку подарить? (Да-да-да.)
Чай с друзьями будем пить? (Да-да-да.)
Будем крепко мы дружить? (Да-да-да.)
Педагог-психолог.
Молодцы! Правила дружбы вы знаете.
Как долго мы путешествовали в лесу! Все устали, и пора отдохнуть. Спит барсук в своей норке, и мы с ним рядом. Ложитесь на коврики (звучит музыка).
Читает стихотворение В. Викторова "Конкурс лентяев". (Медленно, тихим голосом.)
Хоть и жарко, хоть и зной.
Занят весь народ лесной.
Лишь барсук - лентяй изрядный
Сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон,
Будто делом занят он.
И в заре и на закате
Все не слезть ему с кровати.
Так сладко спит барсук, ему тепло, хорошо... все тело расслаблено. Лень разлилась по всем мышцам. И не может двинуть ни рукой, ни ногой (смена музыки).
Отдохнули барсучки, а теперь пора вставать. Садитесь в вагончики, поехали назад в школу.
Вот поезд наш едет, колеса стучат,
А в поезде этом ребята сидят.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу, - гудит паровоз.
И в класс, и в класс ребят он привез.
Вот мы в школе и сказочный гость Буратино хочет, чтобы мы с вами сделали поделку одного из лесных жителей "зайчишку".
Но для этого выполним пальчиковую игру "Зайка".
Скачет зайка косой (показали с помощью пальчиков зайку правой рукой).
Под высокою сосной (пальцы правой руки широко расставлены вверх).
Под другою сосной (пальцы левой руки широко расставлены вверх).
Скачет зайка второй (показали с помощью пальчиков зайку на левой руке).
Изготовление "Зайчика".
Посмотрите, что нам понадобится для изготовления.
Заготовки из белой бумаги лапки и голову зайчика (№1 голова зайки, №2 лапки) покажите эти детали. Рис.1
Украсим мордочку аппликацией из цветной бумаги (вырезанные глазки, а носик и усики нарисуем черным фломастером). Рис.2
Из салфеток скатай два комочка: один большой - для туловища, другой поменьше - для хвостика. Рис.3
Наклейте на туловище хвостик. Рис.4
Приклейте голову. Рис.5
Заключение.
Буратино прощается с вами. Вы настоящие друзья, у вас все получилось сегодня. Вы умеете выражать свои чувства, эмоции, вы умные и находчивые пока мы с вами были в лесу, я сочинил стихотворение.
Вы, сегодня молодцы!
Поиграли от души.
Все ребята высший класс!
И теперь сюрприз для вас.
Возле домика зайчишки.
Ждет сюрприз вас из мешочка зайчишки. Пока.
Вот и закончилось наше путешествие с Буратиной в лес. Скажем ему до свидания, мы ждем встречи снова!
Итог:
Какие эмоции остались у нас от занятия?
Что вам было интересно?