Развитие интегративных качеств у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).

В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования содержание основной общеобразовательной программы должно включать совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Исходя из этого, свою работу строили в соответствии с образовательными областями.

Образовательная область Вид деятельности Методы и приемы
Познание Познавательно-исследовательская Экскурсии (в театр оперетты Урала, в кукольный театр города “Сказ”);

Рассматривание фото, иллюстраций, репродукций (полочка красоты в группе);

Составление и разгадывание ребусов, викторин и кроссвордов о театре:

– детьми;
– совместно детьми и педагогами;
– совместно детьми и родителями.

Художественное творчество Продуктивная деятельность Рисование:
  • Афиш, масок, декораций, элементов костюмов;
  • Иллюстрации к художественным произведениям;
  • Изготовление реквизитов к спектаклям;
  • Своих впечатлений после показа спектакля.
Чтение художественной литературы Восприятие художественных произведений
  • Озвучивание художественных произведений;
  • Чтение, рассказывание, знакомство с текстом;
  • Обыгрывание отдельных сценок, диалогов;
  • Творческие задания;
  • Развитие речевой выразительности;
  • Придумывание сказочных историй;
  • Пересказ знакомых сказок.
Коммуникация Коммуникативная деятельность, коммуникативные тренинги
  • В утренние и вечерние часы, на прогулке: обыгрывание сценок, сцен спектакля, через театрализованную игру;
  • Загадывание загадок;
  • Викторины о театре, сказочные викторины;
  • Составление описательных рассказов – загадок детьми о персонажах спектакля.
Социализация Игровая деятельность
  • Сюжетно-ролевые игры и театрализованные игры;
  • Дидактические игры и упражнения ;
  • Изготовление детьми музыкально-дидактических игр “Узнай сказку”, “Собери картинку”.
Музыка Театрально – музыкальная деятельность
  • Разучивание и исполнение песен, песен – инсценировок, песен – загадок (о театре, сказочных песен, образных песен персонажей спектакля и т.д.);
  • Мини-пластические двигательные импровизации для передачи образа персонажа и развития двигательной выразительности;
  • Музыкально-театрализованные представления;
  • Придумывание песен для персонажей спектакля.

Музыкальные игры:

  • Лото “Узнай сказочного героя”, “Придумай песенку”, “Собери картинку сказочного персонажа”;
  • Мини-спектакли с самодельными инструментами – игрушками для малышей (озвучивание песен, стихов и сказок).

Программа “Успех”, построенная в соответствии с Федеральными Государственными требованиями определяет основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как: любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в театрализованной деятельности

Как отмечает Доронова Т.Н., анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играют важную роль в их развитии, приобщая детей к театральному искусству, воспитывая художественный вкус и помогая ребенку лучше понимать окружающий его мир.

Доронова Т.Н. выделяет следующие задачи развития детей в театральной деятельности:

1. Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

2. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.

3. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений).

4. Вовлечь дошкольников в разные виды детской деятельности при решении интеграции образовательных областей, таких как:

Образовательная область Вид деятельности
Познание Познавательно – исследовательская
Коммуникация Коммуникативная
Социализация Игровая
Чтение художественной литературы Восприятие худ. произведений
Художественное творчество Продуктивная
Музыка Музыкально-театрализованная

5. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.

6. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.

7. Утверждать позицию ребенка в ситуации семьи и детского сада.

Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развивать всесторонне свои социально – личностные качества.

Приложение 1