Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.
Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.).
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования содержание основной общеобразовательной программы должно включать совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Исходя из этого, свою работу строили в соответствии с образовательными областями.
Образовательная область | Вид деятельности | Методы и приемы |
Познание | Познавательно-исследовательская | Экскурсии (в театр оперетты Урала,
в кукольный театр города “Сказ”); Рассматривание фото, иллюстраций, репродукций (полочка красоты в группе); Составление и разгадывание ребусов, викторин и кроссвордов о театре: – детьми; |
Художественное творчество | Продуктивная деятельность | Рисование:
|
Чтение художественной литературы | Восприятие художественных произведений |
|
Коммуникация | Коммуникативная деятельность, коммуникативные тренинги |
|
Социализация | Игровая деятельность |
|
Музыка | Театрально – музыкальная деятельность |
Музыкальные игры:
|
Программа “Успех”, построенная в соответствии с Федеральными Государственными требованиями определяет основные интегративные качества ребенка дошкольного возраста, такие как: любознательный, активный, инициативный, эмоционально отзывчивый, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми, которые активно развиваются в театрализованной деятельности
Как отмечает Доронова Т.Н., анализ отечественной и зарубежной литературы свидетельствует о том, что семейные театральные постановки для детей и с их участием играют важную роль в их развитии, приобщая детей к театральному искусству, воспитывая художественный вкус и помогая ребенку лучше понимать окружающий его мир.
Доронова Т.Н. выделяет следующие задачи развития детей в театральной деятельности:
1. Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
2. Развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно держаться при выступлении на сцене.
3. Побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений).
4. Вовлечь дошкольников в разные виды детской деятельности при решении интеграции образовательных областей, таких как:
Образовательная область | Вид деятельности |
Познание | Познавательно – исследовательская |
Коммуникация | Коммуникативная |
Социализация | Игровая |
Чтение художественной литературы | Восприятие худ. произведений |
Художественное творчество | Продуктивная |
Музыка | Музыкально-театрализованная |
5. Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, деликатно и тактично помогать детям в создании выразительных образов.
6. Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, побуждать согласовывать свои действия с действиями партнера, выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие предложения и фразы от лица какого-нибудь персонажа.
7. Утверждать позицию ребенка в ситуации семьи и детского сада.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развивать всесторонне свои социально – личностные качества.