Цели: совершенствовать умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.
Оборудование: лестница самооценки, смайлики, памятки “Глагол”, “Разбор по членам предложения”, таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Прочитайте предложение: Кто хочет – может!
- Как вы его понимаете? (Было бы хотенье, будет и уменье.) Я думаю, что сегодня на уроке вы постараетесь хорошо работать, и у вас всё получится.
- Начнём с минутки чистописания.
2. Минутка чистописания.
- Какие слова спрятались среди элементов букв? (Глагол, время, лицо, число)
- Запишите эти слова, соблюдая соединения, наклон и высоту элементов.
- Как вы думаете, почему мы прописываем эти слова? (Это опорные слова урока)
- Предположите тему нашего урока.
Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
3. Орфографическая разминка. Игра “Выбывание слов”.
- Прочитайте слова.
Отгоняет, не смогли, свистит, объясняешь, бежать, намело, оторвутся, ящерица.
- Проверьте, как вы умеете смотреть и видеть. Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (Безударная гласная в корне, кроме слова оторвутся). Докажите написание слов.
- Проведём игру на выбывание слов.
А) Ящерица – имя существительное, а остальные слова - глаголы.
Б) Бежать – глагол неопределённой формы.
В) Не смогли – отрицательная форма - частица не, пр. вр., мн. ч.
Г) Намело – прошедшее время, суффикс -л-, ср. р., ед. ч.
Д) Оторвутся – будущее время, возвратный глагол - частица -ся, мн. ч.
Е) Объясняешь – наст. вр., 2 лицо, единств. число.
Отгоняет, свистит – 3 л., ед. ч., наст. время. Запишите эти слова, разберём их по составу.
- Молодцы, много существенных признаков увидели в словах.
4. Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.
А) Работа с предложением.
- Прочитайте предложение.
Каждый день с книгой частицу мудрости прибавляет.
- Как понимаете пословицу?
- Разберём орфограммы.
- Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти.
- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах.
- Разберём предложение по членам предложения и частям речи. (1 чел. у доски)
Памятки.
Б) Работа с однокоренными словами.
- Прочитайте слова:
Молчу, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчим, промолчишь, неумолчно, отмолчится, умолчат, неумолчный.
- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные. Здесь слова разных частей речи)
- На какие группы их можно разделить?
- Назовите имена существительные. (Прилагательные, глаголы)
- Какое слово осталось? (Неумолчно) Это наречие.
- Выпишите только глаголы. (Молчу, замолчим, промолчишь, отмолчится, умолчат)
- Что означает слово отмолчится? А умолчат?
- Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная в корне слова).
- Подберите проверочное слово. (Молча.) А среди данных слов? (Неумолчно, неумолчный.)
- Устно дайте характеристику каждому глаголу (время, лицо, число).
- Разберём их по составу.
Физминутка для глаз “Цветик-семицветик”
В) Работа с синонимами.
- Прочитайте слова. К какой части речи относятся? Докажите.
- Подберите к данным глаголам близкие по значению и напишите их в том же лице и числе:
Шагаешь - …, сердишь - …, пылает - …, барабанят - …, смотрите - …, сохраняю - ….
Слова для справок: гореть, идти, стучать, злить, глядеть, беречь, спешить.
Работа в парах.
- Как называются такие слова? (Синонимы)
- Какое слово лишнее? (Спешить)
- Подберите к нему синоним. (Торопиться)
- Определите лицо и число глаголов. Выделите окончания.
Проверка: средства обратной связи.
Г) Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы:
Труд всегда …, а лень только ….
Мир …, а война ….
- Можно понять, о чём идёт речь? Почему?
- Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Какую работу выполняют глаголы? (Обозначают действия предметов)
- Обратите внимание, в предложениях есть союз а. Что мы о нём знаем? (Перед ним всегда ставится запятая.) Союз а противопоставляет однородные члены предложения или части сложного предложения.
- Какими эти слова должны быть по значению? (Противоположными, пропущены антонимы)
Слова для справок: строить, давать, разрушать, брать.
- Запишите, определите лицо и число глаголов.
- Подчеркните антонимы. Чем они являются в предложениях?
Д) Работа с фразеологизмами.
- Послушайте стихотворения:
Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
Если у вас язык заплетается,
То лучше держать язык за зубами,
Иначе потом будете корить себя:
“Кто дёрнул меня за язык?”
- Какие устойчивые выражения встретились?
- О чём эти стихи? Что хотел сказать автор? (Стыдно не знать урок.)
- Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказывались в такой ситуации, всегда были готовы к уроку.
- А эти стихи – это ваше домашнее задание. Ваша задача – найти значение каждого фразеологизма и письменно объяснить.
Е) Работа в парах с фразеологизмами.
- К данным фразеологизмам подбери и запиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.
Вставляет палки в колёса Обмануть
Обведёшь вокруг пальца мешать
Выбьетесь из сил запомнить
Пропускает мимо ушей устать
Зарубит на носу не замечать
5. Итог.
- Какую тему мы закрепляли?
- Какой вид работы вам больше всего понравился?
- Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке.
- На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?
Отметки.
Д/з: найти и письменно объяснить значение фразеологизмов.