Использование информационных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе

Разделы: Иностранные языки


Английский язык как учебный предмет представляет собой идеальный резервуар всевозможных идей, связанных с использованием информационных технологий в учебном процессе.

В отличие от обычных технических средств обучения информационные и коммуникационные технологии позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем.

Внедрение новых информационных технологий позволяет учителю активизировать учебный процесс, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Использование ИКТ на уроках английского языка позволяет учащимся в яркой интересной форме овладевать основными способами общения: говорением, чтением, аудированием, письмом, закреплять пройденный учебный материал в необычной привлекательной форме, с использованием медиаиллюстраций, интерактивных тестов, упражнений, тренажеров, что способствует четкому восприятию материала по теме.

Таким образом, к положительным аспектам присутствия ИКТ в учебно-воспитательном процессе относится повышение уровня образования, улучшение качества знаний учащихся, а также рост профессиональной компетенции учителя.

Исходя из этого, я считаю, что использование компьютерных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. В наше время каждому учителю представилась возможность спроектировать свой урок самому и сделать его ярким, интересным, запоминающимся и соответствующим поставленным целям обучения иностранному языку.

Основными целями применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам на уроках являются:

– совершенствование навыков и умений чтения на основе аутентичных текстов;
– совершенствование умений аудирования на основе аутентичных звуковых текстов;
– совершенствование умений письменной речи, пополнение своего словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка ;
– развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
– развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка;

Практика показывает, что при изучении английского языка хорошие результаты дает применение мультимедийных обучающих программ, тестов, электронных учебников и учебников с электронным приложением. Использование подобных обучающих программ делает сам процесс обучения более увлекательным, разнообразным и нескучным. Наиболее эффективным, на мой взгляд, является применение мультимедийных учебников на уроках английского языка Использование данных пособий позволяет при минимальных затратах времени повысить наглядность и увлекательность урока, визуализировать урок с помощью мультимедийных элементов. Кроме того, занятие можно проводить не только в специально оборудованном классе, но и в любом другом помещении, в котором можно установить видеопроекционное оборудование с компьютером (ноутбуком).

В течение последних двух лет мною была апробирована программа мультимедийного учебника “Уроки английского языка Кирилла и Мефодия”(5 класс), которая тематически совпадает с материалом, изучаемым в курсе УМК “Spotlight” в 2–3 классах.

Учебник может быть использован как самостоятельно, так и в дополнение к традиционным школьным учебным комплексам по английскому языку. Озвученные носителями языка интерактивные игры, веселые песни и сказки, красочное оформление, разнообразие упражнений облегчают запоминание предложений и фраз, восприятие и понимание грамматических правил, помогают развитию навыков правильной разговорной речи.

Данный интерактивный учебник содержит 47 тематических уроков; более 800 медиаиллюстраций,470 интерактивных текстов; боле 400 интерактивных упражнений и тренажеров: из них 54 с функцией звукозаписи; в том числе 38 на тренировку произношения; 48 анимаций и анимированных песен и интерактивный озвученный словарь.

Использование данного учебника на уроках, дополнительных занятиях и кружках позволяет мне:

– излагать лексический и грамматический материал более доходчиво, за меньшее время, с большим пониманием со стороны учеников;
– находить основные и дополнительные материалы для уроков или кружковых занятий;
– выполнять речевые и фонетические упражнения ,озвученные носителями языка ;
– развивать навыки правильной разговорной речи;
– работать с интерактивным словарем и медиаиллюстрациями;
– проводить интерактивные игры и разучивать веселые песни;
– выполнять разнообразные упражнения по лексике и грамматике;
– знакомить учащихся со страноведческим материалом;

Формы работы с мультимедийным учебником:

Во время урока я могу очень оперативно организовать индивидуальную, групповую и фронтальную работу с классом, провести итоговое тестирование учебной деятельности учащихся. Работать можно по следующим вариантам:

Вариант № 1: сильный ученик работает самостоятельно Р1,при необходимости задает вопросы учителю.

Вариант № 2: два ученика работают вместе Р1–Р2 ,сильный и менее подготовленный

Вариант № 3: Работает группа из 4–6 человек, изучает материал ,выполняет заданные упражнения и сдает итоговое тестирование по теме. Сильный ученик координирует работу группы.

Вариант № 4:Работаем вместе с группой. Учитель и учащиеся Т-Cl и так далее.

Следует отметить, что при использовании такой формы работы все ученики, независимо от уровня подготовки и степени активности на обычных уроках, стремятся попасть к компьютеру, чтобы ввести свой ответ с клавиатуры. Также можно отметить необычное внимание к ответу одноклассника: вся группа превращается в единое целое, следящее за ответом ученика, что говорит о повышении мотивации к изучению предмета и умении работать плодотворно в единой команде.

Приведем несколько видов заданий:

– Listen and read the new words;
– Listen to the descriptions and match them with the right pictures;
– Listen to the statements and fill in the blanks;
– Listen to the story. Tick the false statements;
– Listen to the song and sing along;
– Fill in the blanks;
– Fill in the missing letters;
– Match the words and the pictures;
– Make sentences;
– Make questions; etc.

Как показывают исследования и собственный опыт работы, использование мультимедийных учебников на уроках английского языка исключает такую возможность как страх ошибки, который для ребенка является одним из самых мощных барьеров на пути становления творческих способностей: компьютер не ругает ребенка за неудачу и не проявляет негативные эмоции, а помогает исправлять ошибки и хвалит за успешно выполненную работу, стимулируя мотивацию изучения английского языка. Также использование современных технологий в учебной и внеурочной деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои умственные возможности и способности.

Во внеурочной работе школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, то есть демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность и качество обучения.

Использование данного учебника позволило мне:

– продолжить работу по развитию фонематического слуха учащихся с использованием дополнительного аудитативного материала хорошего качества (запись носителей языка);
– повысить качество произношения учащимися предлагаемых лексических единиц;
– расширить активный словарный запас учащихся;
– освоить правописание новой лексики в игровой форме и закрепить использование новой лексики при выполнении компьютерных упражнений;
– развить навыки чтения благодаря использованию упражнений на чтение, включающих подбор новой лексики с возможностью прослушивать предложенные тексты.

Необычная занимательная форма заданий в учебнике обеспечивает мотивацию учащихся и повышает темп, объем и качество изучаемого учебного материала, а также дает возможность сильным учащимся активно продвинуться в изучении предмета, а слабым устранить пробелы в знаниях и подтянуться.

В заключение отметим, что использование современных технологий на уроках английского языка – это необходимость, продиктованная временем. Описанный в статье мультимедийный учебник апробирован. Его применение на уроках и на занятиях в кружках дает хорошие результаты.

Литература.

  1. Е.. В.. Муковникова “Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка”.газета “Английский язык” – 2009 г. № 4 – с 4–7.
  2. С. Л. Литвинова Использование ИКТ для повышения мотивации учащихся на уроках английского языка http://pedsovet.org/component/option,com
  3. Е. В. Пушкарева Ресурсы Интернет в помощь учителю английского языка http://www.eltarea.ru