Цели урока:
- Образовательная: дать природную и экологическую оценку морям, омывающим берега страны. Сформировать представление о природе морей. Расширить знания о природных комплексах.
- Развивающая: развивать способность применять уже имеющиеся знания и умения в поисках решения проблемных ситуаций.
- Воспитательная: воспитывать чувство прекрасного и любовь к природе родной страны.
– Что такое природный комплекс?
– Дайте определение морю.
Море – аквальный природный комплекс, окраинная часть океана, ограниченная обычно выступами материковой суши, островами
– Вы много знаете о морях. Почему моря привлекают человека?
Море
Безмолвное море, лазурное море,
Стою, очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твое необьятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
Василий Жуковский
– Морями каких океанов омывается Россия?
Атлантического |
Северного Ледовитого |
Тихого |
3 |
6 |
3 |
Балтийское Азовское Чёрное |
Баренцево Белое Карское Лаптевых Восточно-Сибирское Чукотское |
Берингово Охотское Японское |
Моря по ГП
Внутренние | Окраинные |
находятся внутри материка или почти со всех сторон окружены сушей | находятся на окраине материка и имеют широкую связь с океаном |
Чёрное Азовское Балтийское Белое |
Все остальные моря РФ |
– Чем они отличаются друг от друга?
(У внутренних морей меньше солёность, нет высоких приливов, другие сроки замерзаемости, другой видовой состав).
Моря
По происхождению
Подвижных зон | Платформенные |
(в том числе некоторые внутренние) | (как правило окраинные) |
|
|
– Приведите примеры
Моря Тихого океана | Моря Северного Ледовитого океана |
– Дать характеристику любого моря по данному плану.
Итак, самые многочисленные моря – это моря Северного Ледовитого океана.
Характеристика морей Северного Ледовитого океана
– В каком направлении вытянуты?
– В каком направлении возрастает суровость морей. (с запада на восток по мере удаления от Атлантики).
– В каком направлении возрастает продуктивность морей?
– По глубине?
– По происхождению?
– По замерзаемости? (Баренцево не замерзает). Почему?
– Незамерзающий порт?
– В каком море самые высокие приливы? (2-9 м.)
– Как человек использует приливы? (Кислогубская ПЭС на Белом море в Кислой губе мощностью 400квт).
– Какой путь проходит по морям СЛО? (СМП – 5600 км – за 1 месяц. Самый короткий водный путь от западных до восточных окраин РФ. Впервые пройден за одну навигацию экспедицией О.Ю. Шмидта в 1932 г.)
– Его значение?
– Занятие человека на шельфе?
– Что необычного нам может встретиться в морях СЛО?
- Пак.
- Полынья.
- Торосы (до 10 м).
- Полярная ночь.
- Полярное сияние.
- Береговой припай (лёд, связанный с берегом).
- Айсберги.
- Дрейф льда.
- Шхеры (группы мелких островов).
– Каково же самое главное значение данных морей?
- Транспортное.
- Промысловое (треска, сельдь, палтус, нерпа, пикша, белуха, ледяная рыба.
Все моря круглый год покрыты плавающими льдами. В конце лета на два месяца освобождаются ото льда лишь прибрежные части. Но и в это время северные ветры могут пригнать к берегам многолетние льды с торосами высотой до 10 м. Ф Нансен назвал эти края “страной льда и тьмы”, а немецкий писатель С. Цвейг “страной белой смерти”.
- Баренцево названо в честь В. Баренца. Прозрачность воды 40 м.
- М. Лаптевых Сибирское) названо в честь братьев Лаптевых.
- Карское море названо от названия реки Кара, впадающей в него.
- Чукотское море названо в честь народа, проживающего по его берегам.
- Восточно-Сибирское море (Колымское, Индигирское) получило название в 1935 г.
Характеристика морей Тихого океана
Особенности
- Берингово – самое большое в РФ.
- Охотское (названо по реке Охота, которая в свою очередь произошло от эвенкийского “окат” – “река”. Имеет самые высокие приливы до 13 м.
- Самый длинный пролив России – Татарский.
- Самый большой остров РФ.
Ответьте на вопросы:
– каково их происхождение?
– какова глубина? (Курило-Камчатская впадина – 9717 м, Алеутская)
– какие явления встречаются в этих морях? (цунами, вулканы и землетрясения)
– назовите острова Тихого океана (Алеутские, Курильские, командорские – лежбище морских котиков)
– назовите проливы (Лаперуза – между Сахалином и Японией, Кунаширский – между Курилами и Японией, Татарский – между Евразией и Сахалином)
– Каково главное значение этих морей? (промысловое – лососевые (90% добычи), сайра (100% добычи), котик, калан, треска, камбала (70% добычи), морской окунь (80%), сельдь (50%), камбалы (70%), мидии, Моллюски и водоросли (по 50%), устрицы, креветки (95%), калан, котик, нерпа, киты.
Моря Атлантического океана
Балтийское (Янтарное)
- самое западное;
- самое молодое (четвертичный период);
- самое пресное 2-8%;
- много заливов (Финский, Гданьский);
- добыча нефти, янтаря;
- порты Санкт-Петербург, Калининград – не замерзают;
- добыча балтийской кильки, салаки, трески, сига, угря.
Чёрное
- тектоническая впадина альпийской складчатости;
- самое тёплое;
- сероводород на глубине 80-200 м;
- S = 18-20%;
- Порты – Сочи, Туапсе, Новороссийск – самый большой порт РФ.
Азовское (Порт Эвкийский, древние греки называли его Меотийским болотом, наши предки – Сурожским морем, остаток океана Тетис)
- самое мелкое (глубина минимальная 4 м., максимальная – 16 м);
- самое маленькое;
- самое продуктивное.
– Найдите лишнее название
- Балтийское Баренцево, Японское, Каспийское.
- Лаптевых, Белое, Чукотское, Азовское.
Экологические проблемы морей.
Выступление подготовленного ученика по данному вопросу. Рассказ учителя
В XX веке очень серьезной стала экологическая обстановка. Океан уже не в состоянии самоочищаться. Основным источником загрязнения океанских вод являются стоки промышленных предприятий, поступающие, с речной водой (40% загрязнений). Около 30% загрязнения приходится на морской транспорт. Особый вред наносят аварии танкеров – нефтеналивных судов, аварии на нефтепроводах, проложенных по дну морей, а также и добыча нефти в море с буровых установок. Например: 1 г нефти губит 2 тонны воды. Нефтяная пленка является препятствием к обмену влагой, теплом, кислородом между атмосферой и морской водой. Птицы, попавшие в нефтяную воду, облепляются нефтью и уже не могут взлететь. Оказывается и внесение удобрений на полях может погубить живые организмы морей.
Избыток минеральных удобрений не усваивается растениями и выносится в реки дождевой водой и талой водой. Из рек удобрения попадают в моря. В морской воде с избытком азота, фосфора и других элементов буйно размножаются водоросли и бактерии – “цветет” вода. Уменьшается содержание кислорода, он расходуется на процессы гниения, а увеличивается содержание ядовитого сероводорода.
Особенно загрязнены Балтийское, Черное, Азовское моря. На побережьях этих морей построены крупные города, множество предприятий расположено по берегам рек, стекающих в эти моря.
Пути улучшения экологической ситуации:
- Использовать безотходные технологии.
- Строить современные очистные сооружения.
- Избегать высокой концентрации (скопления промышленных предприятий) на побережьях морей.
- Создание охраняемых акваторий ( морских заповедников, заказников)
Вывод: Моря России – национальное богатство, которое нужно беречь и охранять. Рационально использовать природные ресурсы морей России.
Черное море
Простимся, море... В путь пора.
И ты не то уж: всё короче
Твои жемчужные утра,
Длинней тоскующие ночи,
Всё дольше тает твой туман,
Где всё белей и выше гребни,
Но далей красочный обман
Не будет, он уж был волшебней.
И. Анненский