Будущему первокласснику

Разделы: Работа с дошкольниками


В данном разделе Вы найдете алфавитный перечень почти всего необходимого для сбора в школу первоклашки. Если Вы думаете, что это очень просто?! Пойти и купить по списку – можно и так, но если Вы ознакомитесь с тонкостями данного мероприятия, можете облегчить Вашему ребенку, а главное себе, дальнейшие месяцы учебы.

Ходит мнение, что нужно взять с собой за покупками будущего первоклашку, дабы он сам проникся волнующим моментом при выборе портфеля, пенала, ручек.

Если у Вас:

- очень много времени;

- вы точно знаете, что именно в этом магазине достаточный выбор товара и Вам не придется мотаться по всем магазинам района.

И главное!

- Вы найдете общий язык со своим ребенком (соотношение желаемой красоты и качества). То бесспорно – закупки делайте вместе! Но поверьте личному опыту - оставьте походы с ребенком для совсем уж необходимых вещей, где без примерки на ребенка не обойтись. Вы еще измучаете его примерками обуви (осенняя, школьная сменка, чешки, кроссовки), формы, спорт. костюма. Подумайте о тех возможных разногласиях, которые могут возникнуть при выборе: красивого (на взгляд ребенка) портфеля и качественного,   удобного (по логическим понятиям взрослого человека). Ребенок будет следовать желанию иметь портфель с популярным героем (на тот момент), а мама руководствоваться качеством изделия. Конфликт в магазине и испорченный день или как минимум отложенное мероприятие. Лучше всего сделать все необходимые покупки самостоятельно, желательно заблаговременно (летом), опять же избежать суеты и поспешного выбора, а некоторые мелочные покупки (ручки, линейки, папки…), оставить на совместный “поход”.

При выборе любой школьной принадлежности, нужно тщательно  продумать ее функциональность. Почему? Вот к примеру пенал: купили красивый (яркий), большой, … все вроде устраивает. Начинаем учиться  ... пенал в первую   же четверть  пачкается (как и портфель, и многое другое). Портфель мы просто засовываем в стиральную машину и он прекрасно там стирается (хоть портфель удачный выбрали). Тоже самое я бы сделала и с пеналом (но у него оказалась картонная основа!) - вот  ватным тампоном оттираем ... тратим время. Яркость и красоту – учитель не оценил, ничто не должно отвлекать внимание ребенка от учебы!  Кроме того,  наш большой пенал, при раскрытии, занимает много места на парте, прибавьте сюда еще раскрытый учебник, тетрадь и соседа с таким же содержимым! Пенал полусвешивается с парты, разумеется не один раз падает…грохот на уроке, все отвлекаются, ребенок все бросает… начинает собирать, учитель в недовольстве. На родительском собрании  об этом упомянуть не забудут. Новая четверть – новый пенал, новые затраты!

Как правильно выбрать портфель

Портфель – вещь, пожалуй, самая дорогая в школьных покупках (ну еще форма). Поэтому к ее выбору отнеситесь ответственно. Если Вы выбираете портфель не на один год, то нужно учесть, чтобы он:

  • был не промокаем, не пропускал влагу во внутрь (скрытая молния);
  • с жесткой фиксацией, каркасом (по линии спины) Если подразумевается, что Ваш ребенок будет сам носить ранец на спине. У качественных портфелей особое строение спинки. Она разработана с учетом анатомических особенностей детского позвоночника и за счет рельефов прекрасно вентилируется. Рельеф спинки также служит для удобства и формирования правильной осанки ребенка. Изогнутая форма точно повторяет контуры спины, что сокращает напряжение и нагрузку на позвоночник.
  • имел размеры и возможность стирки в стиральной машине. Поверьте – очень удобно вытащив все содержимое портфеля, один раз в четверть, безпроблемно постирать его.
  • был функциональным: множество отделений и карманов, может быть иногда, совершенно бесполезными.
  • имел дополнительный ремешок на талии, помогает стабилизировать покачивание рюкзака при ходьбе и равномерно распределить вес.
  • имел светоотражающие элементы.

Например, Вы свой выбор остановили на большом портфеле (с учетом использования не на один год). Возможно, для первоклассника не требуется первые пару четвертей габаритный портфель, но потом! Уместить все учебники и тетради не стандартных размеров - нужно порой волшебство.

Лучше, чтоб у Вашего ребенка не было (в дополнению к портфелю) еще куча пакетов, таких как: пакет со сменкой, пакет с физкультурной формой, пакет с папкой для труда или рисования (они достаточно объемные). У нас все помещается в ранце, т.е. у ребенка все всегда с собой, не заняты руки ненужными пакетами, которые в свою очередь теряются, рвутся.

Рекомендации.

  1. Рюкзак должен быть размещен ниже уровня плеч.
  2. Ремешок застегнут ниже талии на 5-8 см.
  3. Рюкзак следует одевать на обе лямки, чтобы эффективно распределять вес и нагрузку на спину.
  4. Самые тяжелые учебники следует размещать ближе к спине, во избежание перевеса назад.

Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Упражнение на развитие произвольного внимания.

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности.

Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

Игра на развитие памяти.

В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.

Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.

Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.

Тест для будущих первоклассников:

- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них общего, чем отличаются? Какие еще геометрические фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?

Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.

Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.

Он состоит из трех заданий:

- нарисовать фигуру человека;

- скопировать небольшую фразу;

- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.

Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.

После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.

Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.

Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.

При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла - предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.

При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.

Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.

Рекомендации для родителей первоклассника

  • Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
  • Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
  • Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
  • Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
  • Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
  • Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
  • Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
  • На первых порах просите ребенка “подсказать” вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
  • Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
  • Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
  • И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
  • И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
  • Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.