В данном разделе Вы найдете алфавитный перечень почти всего необходимого для сбора в школу первоклашки. Если Вы думаете, что это очень просто?! Пойти и купить по списку – можно и так, но если Вы ознакомитесь с тонкостями данного мероприятия, можете облегчить Вашему ребенку, а главное себе, дальнейшие месяцы учебы.
Ходит мнение, что нужно взять с собой за покупками будущего первоклашку, дабы он сам проникся волнующим моментом при выборе портфеля, пенала, ручек.
Если у Вас:
- очень много времени;
- вы точно знаете, что именно в этом магазине достаточный выбор товара и Вам не придется мотаться по всем магазинам района.
И главное!
- Вы найдете общий язык со своим ребенком (соотношение желаемой красоты и качества). То бесспорно – закупки делайте вместе! Но поверьте личному опыту - оставьте походы с ребенком для совсем уж необходимых вещей, где без примерки на ребенка не обойтись. Вы еще измучаете его примерками обуви (осенняя, школьная сменка, чешки, кроссовки), формы, спорт. костюма. Подумайте о тех возможных разногласиях, которые могут возникнуть при выборе: красивого (на взгляд ребенка) портфеля и качественного, удобного (по логическим понятиям взрослого человека). Ребенок будет следовать желанию иметь портфель с популярным героем (на тот момент), а мама руководствоваться качеством изделия. Конфликт в магазине и испорченный день или как минимум отложенное мероприятие. Лучше всего сделать все необходимые покупки самостоятельно, желательно заблаговременно (летом), опять же избежать суеты и поспешного выбора, а некоторые мелочные покупки (ручки, линейки, папки…), оставить на совместный “поход”.
При выборе любой школьной принадлежности, нужно тщательно продумать ее функциональность. Почему? Вот к примеру пенал: купили красивый (яркий), большой, … все вроде устраивает. Начинаем учиться ... пенал в первую же четверть пачкается (как и портфель, и многое другое). Портфель мы просто засовываем в стиральную машину и он прекрасно там стирается (хоть портфель удачный выбрали). Тоже самое я бы сделала и с пеналом (но у него оказалась картонная основа!) - вот ватным тампоном оттираем ... тратим время. Яркость и красоту – учитель не оценил, ничто не должно отвлекать внимание ребенка от учебы! Кроме того, наш большой пенал, при раскрытии, занимает много места на парте, прибавьте сюда еще раскрытый учебник, тетрадь и соседа с таким же содержимым! Пенал полусвешивается с парты, разумеется не один раз падает…грохот на уроке, все отвлекаются, ребенок все бросает… начинает собирать, учитель в недовольстве. На родительском собрании об этом упомянуть не забудут. Новая четверть – новый пенал, новые затраты!
Как правильно выбрать портфель
Портфель – вещь, пожалуй, самая дорогая в
школьных покупках (ну еще форма). Поэтому к ее
выбору отнеситесь ответственно. Если Вы
выбираете портфель не на один год, то нужно
учесть, чтобы он:
Например, Вы свой выбор остановили на большом портфеле (с учетом использования не на один год). Возможно, для первоклассника не требуется первые пару четвертей габаритный портфель, но потом! Уместить все учебники и тетради не стандартных размеров - нужно порой волшебство.
Лучше, чтоб у Вашего ребенка не было (в дополнению к портфелю) еще куча пакетов, таких как: пакет со сменкой, пакет с физкультурной формой, пакет с папкой для труда или рисования (они достаточно объемные). У нас все помещается в ранце, т.е. у ребенка все всегда с собой, не заняты руки ненужными пакетами, которые в свою очередь теряются, рвутся.
Рекомендации.
- Рюкзак должен быть размещен ниже уровня плеч.
- Ремешок застегнут ниже талии на 5-8 см.
- Рюкзак следует одевать на обе лямки, чтобы эффективно распределять вес и нагрузку на спину.
- Самые тяжелые учебники следует размещать ближе к спине, во избежание перевеса назад.
Тесты и упражнения для будущих первоклассников
Упражнение на развитие произвольного внимания.
Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Упражнение на развитие наблюдательности.
Предложите ребенку игру: "Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность". Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.
Игра на развитие памяти.
В эту игру можно играть с ребенком , например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту.
Игра для тренировки мышления и сообразительности "Как это можно использовать?"
Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т.д.
Тест "Нелепицы" - для оценки образно - логического мышления
Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит более 8 нелепиц.
Тест для будущих первоклассников:
- назови свою фамилию, имя, отчество;
- сколько тебе лет? А сколько будет через год? А
через два?
- как зовут твоих родителей?
- утром ты завтракаешь, а днем...?
- сравни самолет и птицу. Что у них общего, чем
отличаются?
- футбол, гимнастика, теннис, плавание - это...?
- что нужно сделать, чтобы вода в чайнике
закипела?
- нож, что это? Велосипед, что это? Килограмм, что
это?
- сравни квадрат и прямоугольник. Что у них
общего, чем отличаются? Какие еще геометрические
фигуры ты знаешь?
- в какой стране ты живешь? Какой твой адрес?
- береза, дуб, осина - это...?
- каких домашних, диких животных ты знаешь? Почему
их так называют?
- у коровы - теленок, у собаки - ..., у лошади - ...?
- почему раньше, чем пройдет поезд, опускается
шлагбаум?
- огурец, помидор, морковь, свекла - это ...?
Посмотрите, с какой группой вопросов ребенку удалось справиться менее успешно, и уделите этой стороне словарного мышления особое внимание.
Одной из наиболее доступных и распространенных методик тестирования готовности ребенка к обучению в школе является тест Керна-Йирасека.
Он состоит из трех заданий:
- нарисовать фигуру человека;
- скопировать небольшую фразу;
- скопировать 10 точек, расположенных одна под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Подготовьте чистый лист бумаги, карандаш, две карточки с заданиями. На одной из них черным фломастером (не очень толстым) нужно написать фразу "Он ел суп", вертикальный размер букв - 1 см, а заглавной - 1,5 см. На второй карточке нужно изобразить 10 точек, расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм. При выполнении первого задания говорите ребенку: "Нарисуй здесь (на чистом листе) какого-нибудь мужчину, дядю как умеешь". Дети часто задают много дополнительных вопросов, на них лучше ответить: "Рисуй как умеешь". Можно подбодрить ребенка, если он не уверен.
После того как ребенок закончит рисовать, нужно перевернуть лист и дать следующее задание: "На этой карточке что-то написано, ты еще не умеешь писать письменными буквами, поэтому постарайся срисовать как можно точнее в верхней части листа" (карточку с заданием нужно положить перед ребенком). Затем предложите в нижней части листа нарисовать точки.
Каждое задание оценивается по пятибалльной шкале, причем 1 - лучшая оценка, а 5 - худшая.
Критерии оценки изображения человека: 1 балл ставится тогда, когда у фигуры есть голова, шея, туловище, руки и ноги, на голове - волосы, на лице - глаза, нос, рот, имеются признаки одежды, а 5 баллов - когда на рисунке "нечто" головоногое.
При оценке фразы 1 балл ставится, когда фраза скопирована достаточно точно, 2 балла - предложение можно прочитать, 3 балла - можно прочитать хотя бы 4 буквы, 4 балла - с образцом сходны хотя бы две буквы, сохраняется видимость письма, 5 баллов - каракули.
При оценке срисовывания точек: 1 балл - достаточно точное воспроизведение образца, но возможно увеличение или уменьшение фигуры при соблюдении симметрии по вертикали и горизонтали; 2 балла - возможно незначительное нарушение симметрии, допустимо изображение кружков вместо точек; 3 балла - группа точек мало соответствует образцу, нарушена симметрия, возможно большее или меньшее количество точек; 4 балла - точки расположены кучно, но напоминают любую геометрическую фигуру; 5 баллов - каракули.
Оценки выполнения каждого задания суммируются. Готовый к школе ребенок получает, как правило, от 3 до 9 баллов. Как видите, диапазон достаточно широк и поэтому не волнуйтесь, если считаете, что не можете точно поставить оценку. Тест Керна-Йирасека дает представление об уровне общего развития ребенка, пространственном восприятии, способностях к копированию, а также о степени развития зрительно-моторной координации - все это необходимо при обучении ребенка в школе.
Рекомендации для родителей первоклассника
- Ваш ребенок пошел в школу. Но не считайте, что в школу пошли вы. У вас много дел и без этого.
- Не старайтесь увидеть в ребенке десятиклассника. Будьте готовы, что учеником он станет спустя некоторое время. Парта, ранец, тетради еще не делают из него ученика.
- Уважайте новую жизнь ребенка. Теперь уже не вы решаете, с кем он сидит за одной партой, какими должны быть его взаимоотношения с учительницей и одноклассниками. Все это теперь его собственные уроки жизни, которые, поверьте, важнее школьного расписания.
- Меньше отвечайте за его пребывание в школе и больше - за пребывание дома. Дом теперь приобретает для ребенка гораздо большее значение, чем раньше.
- Старайтесь не демонстрировать возможностей ребенка перед сверстниками. Важнее, чтобы он почувствовал себя равным другим, хотя бы в первом классе.
- Попробуйте запомнить имена учителей, одноклассников, их родителей. Иногда это может оказаться важным в самых неожиданных обстоятельствах.
- Старайтесь не входить в магазины и не делайте побочных дел по дороге в школу. Беседуйте с ребенком, спрашивайте об уроках, которые сегодня предстоят. То есть проявляйте уважение к школе как самому важному делу вашего ребенка.
- На первых порах просите ребенка “подсказать” вам как, дойти до дома. Советуйтесь: а что, если мы пройдем по другой улице? Ребенку важно, проведя несколько часов в школе, почувствовать пространство. Просто побыть в движении.
- Дойдите с ребенком до одной или двух соседних школ. Он должен ощущать, что его школа не единственная.
- Помогайте ребенку поддерживать связь с его дошкольной жизнью. Зайдите вместе с ним в детский сад, чтобы поздороваться с воспитателями, рассказать о школе. Дайте покачаться на качелях. Загляните в гости к кому-то из соседских детей, с кем ваш ребенок дружил до школы.
- И еще! Человек, который пошел в школу, преисполнится достоинства, если у него появится собственный будильник, который он с вечера сам поставит на определенное время.
- И еще очень важно - уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.
- Хорошо бы завести тетрадь для ежедневных записей или рисунков. В этой тетради он сможет описывать каждый свой день (хотя бы одно событие). Благодаря этой возможности появится опыт размышлений о себе и своей жизни.