Создание условий для сохранения здоровья воспитанников ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровьесбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения.

В нашем саду есть две специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Поэтому понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников коллективу детского сада необходимо целенаправленно работать над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, искать новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт. Стараться органически соединить между собой все элементы комплекса:

  1. Образовательного.
  2. Коррекционно-педагогического.
  3. Медико-профилактического.
  4. Физкультурно-оздоровительного и спортивно-массового.
  5. Психологического.

Из выше указанного вытекают основные направления создания здоровьесберегающего пространства в детском саду:

  1. Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей.
  2. Физическое воспитание.
  3. Коррекционная работа в группах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  4. Организация лечебно-профилактической работы с детьми.
  5. Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду.

Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий регламентируются целой серией нормативно-правовых и инструктивных документов, которые обязаны знать не только руководители, но и рядовые работники дошкольного учреждения, а с некоторыми извлечениями из них нужно знакомить и родителей дошкольников. Основными документами для нас являются СаНПиН и “Гигиенические требования к максимальной учебной нагрузке на занятиях с детьми дошкольного возраста”. Гигиенисты отмечают увеличение умственной нагрузки на детей, увеличивается риск перегрузки детей, а любая перегрузка ведет к потере здоровья. Мы стараемся так составить организованную образовательную деятельность, чтобы не нарушать требования СаНПиНа.

Работа с нормативными документами отражена в годовом плане и месячных планах работы нашего детского сада. Регулярно на производственных совещаниях нужно проводить изучение инструкций и СаНПиНа. В приемной каждой группы разместить “Уголок здоровья”, где воспитатели помещают не только рекомендации по укреплению здоровья детей, но и извлечения из СаНПиНа и методических рекомендаций.

В здоровьесберегающем пространстве детского сада особое, самое важное место должна занимать физкультурно-оздоровительная работа, коррекционно-педагогическая (в основном для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата) работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учетом возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы детского сада.

Физкультурный зал, физкультурная площадка и спортивные групповые уголки оборудованы в соответствии с требованиями СаНПиНа. В детском саду отработана система физкультурно-оздоровительных и закаливающих мероприятий в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Разработаны упражнения для детей часто-болеющих ОРЗ, физические упражнения для исправления осанки и исправления плоскостопия.

Каждый день ребенка в детском саду начинается с утренней гимнастики по возможности на свежем воздухе, которая позволяет получить заряд бодрости, дает стимул к рабочей активности на занятии. В утренний отрезок времени на детей ложится наиболее сильная нагрузка, в это время проходит организованная образовательная деятельность. Организованная образовательная деятельность требует от детей длительного напряжение, связанного с поддержанием определенной позы и значительными зрительными нагрузками. В связи с этим в учебно-воспитательный процесс мы включаем оздоровительные мероприятия: гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физминутки, корригирующие упражнения (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата), которые необходимы для снятия психоэмоционального напряжения.

Физкультурные занятия разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач:

  1. Традиционные.
  2. Игровые, в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности.
  3. Сюжетно-ролевые, дающие более эмоциональные впечатления.
  4. Тематические дни.
  5. Занятия – тренировки это закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр.
  6. Занятия – зачеты для проведения диагностики по основным видам движений и развития физических качеств (2 раза в год).
  7. Спортивные праздники, дни здоровья, праздник “Папа, мама и я - спортивная семья”.

Крайне важно и необходимо формировать у детей каждой возрастной группы спокойную мотивацию выработки гигиенических навыков, умений, привычек, ведущих к сохранению здоровья, обеспечению здорового образа жизни. Подобная задача может быть решена только совместными усилиями медиков, воспитателей, специалистов и родителей.

После организованной образовательной деятельности наступает время прогулок, происходит динамическая перемена деятельности. Поэтому наши прогулки состоят из подвижных и спортивных игр, эстафет и соревнований, для этого на каждом участке предусмотрено физкультурное оборудование и спортивная площадка, на которой есть лестницы, змейки, кольца для мячей, оборудование для подлезания, перешагивания, перелезания, выносное игровое оборудование.

Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям и составить план оздоровительной работы, учитывая запросы родителей. В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  1. Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
  2. Правильная организация прогулок и их длительность (организованная образовательная деятельность составлена с учетом длительности прогулки не менее полутора часов).
  3. Соблюдение сезонной одежды (индивидуальная работа с родителями).
  4. Облегченная одежда в детском саду.
  5. Гимнастика после сна.
  6. Корригирующая гимнастика (для групп с нарушением опорно-двигательного аппарата)
  7. Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей):
    • солевые дорожки – младший возраст;
    • мытье прохладной водой рук по локоть – средний возраст;
    • комплекс контрастных закаливающих процедур – старший возраст;
    • занятия в бассейне.
  8. Полоскание рта прохладной водой.
  9. Летом ходьба босиком по спортивной площадке и дорожке здоровья.
  10. Витаминизация третьих блюд.
  11. Массаж по назначению врача.
  12. Физиопроцедуры по назначению врача.

Перспектива: продолжать лечебно-оздоровительную работу, разделив ее на три этапа:

1 этап – интенсивная профилактика – подготовка ребенка к самому неблагоприятному в сезоне времени (витаминизация третьих блюд, фитонцидотерапия, дыхательная гимнастика, закаливание)

2 этап – восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждения ОРВИ, ангины – полоскание горла и рта водой комнатной температуры.

3 этап – реабилитационный – фито- и витаминотерапия, щадящий режим организованной образовательной деятельности, индивидуальный подход по группе здоровья.

Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду строится на сотрудничестве психолога со всеми структурными подразделениями учреждения. Психолог выявляет факторы, способствующие возникновению и развитию стрессовых, невротических состояний у детей и помогает воспитателям в предупреждении нежелательных аффектных реакций детей. Сотрудники внимательны и отзывчивы к детям, уважительно относятся к каждому ребенку. Педагоги стараются эстетично оформить интерьер групповых, раздевальных и спальных комнат, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в уютной обстановке. Большую роль в психо-коррекционной работе психолог отводит музыкотерапии, психогимнастики и театрализованной деятельности. Для этого в каждой группе детского сада и в кабинете психолога оформлены театрализованные уголки с разными видами театров, набором пальчиковых гимнастик.

Эти занятия способствуют улучшению психического самочувствия детей, мы стараемся неукоснительно выполнять главную заповедь дошкольного воспитания – “не навреди”. Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей.

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.
  • Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  • Вооружить родителей психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.

Для этого используем следующие формы работы с родителями:

  • проведение родительских собраний, семиниров-практикумов, консультаций, дней открытых дверей;
  • педагогические беседы (индивидуальные и групповые);
  • совместные занятия и развлечения, труд;
  • круглые столы с привлечением специалистов детского сада (логопеда, медсестры, медсестры по массажу и физиотерапии, врача, инструктора по физкультуре, инструктора ЛФК, инструктора по плаванию, психолога, мызыкального руководителя);
  • организация совместных дел.

Методы, используемые педагогами в работе с родителями:

  • анкетирование;
  • посещение семьи;
  • наблюдение за ребенком;
  • беседы с родителями;
  • беседы с ребенком;
  • изучение рисунков на тему: “Наша семья” и их обсуждение с детьми.

Таким образом, одним из основных условий в укреплении здоровья дошкольников является теснейшее сотрудничество педагогов, психологов, медиков, родителей и детей.

Перспектива работы по данной проблеме:

  1. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний, за счет реализации индивидуального подхода к каждому воспитаннику и системы оздоравливающих мероприятий.
  2. Совершенствование системы физического воспитания на основе внедрения новых методик и технологий.
  3. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.