Цель: ознакомить учащихся с природным материалом «талашом», расширить представления детей о разнообразии природных материалов, воспитывать интерес к народным истокам декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- дать первичные сведенья о возникновении народного промысла плетения из природных материалов на Кубани;
- научить работать с новым природным материалом – кукурузными листьями
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки самоконтроля в работе с природным материалом
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, культуру труда; интерес к традициям кубанского народа.
Оборудование: компьютер; мультимедиа проектор; презентация; ножницы, листья кукурузы, пластиковая ёмкость, медная проволока, вата.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверьте своё рабочее место. У вас на столе должно лежать: ножницы, листья кукурузы в пластиковой ёмкости, медная проволока, вата.
II. Введение в тему урока.
Тема нашего урока «Изготовление цветов из талаша» (Слайд 1).
Сегодня мы научимся делать подарок своими руками. Наша Кубань всегда славилась своими умельцами.
Декоративно-прикладное искусство живёт уже несколько веков. Старшие поколения умельцев старались, чтобы народное искусство передавалось из поколения в поколение. До сих пор ваши родители хранят дома предметы, которые сделали своими руками бабушки и дедушки – это вышивка, посуда, ковры, резные изделия из дерева, ковань и др.
Ребята, как звали в старину людей, которые изготавливали предметы быта, украшения нашего интерьера и одежды? (Ремесленники)
Самым древним из ремёсел считается плетение. Во все времена в быту широко применялось плетение из растительных материалов.
На Кубани в основном плели из соломы, рогоза, ивы, кукурузных листьев. (Слайд 2)
III. Основная часть.
Я предлагаю отгадать, с каким из растительных материалов мы будем сегодня работать.
Косы есть, а не из волоса,
Зёрна есть, а не из колоса.
(кукуруза)
Под кустом ребёнок
На нем семь пелёнок.
(кукуруза) (Слайд 3)
Правильно отгадали. Это кукуруза.
Считается, что первая кукуруза была завезена в Европу Колумбом в 15 веке под названием маис. На Кубань кукуруза уже под своим современным названием попала с Украины. (Слайд 4)
В нашем крае кукуруза – одна из самых распространённых культур, поэтому материал для изготовления поделок у нас всегда под рукой, как и у наших предков, придумавших этот вид ремесла.
Хозяйки отдавали предпочтение талашу, потому, что он более лёгок в работе по сравнению с рогозом и соломой и не требует никакой специальной заготовки и обработки.
Талаш – это листья кукурузы.
Изначально сплетённые листья талаша использовались как связующий материал (вместо бечевы). Затем из засушенных листьев плели лопаточки детям, прикроватные коврики, оплетали мебель, глиняную посуду, потом стали делать из них украшения, рамки для фотографий, детские игрушки. (Слайд 5)
– Сегодня на уроке мы с вами будем делать цветы из талаша (кукурузных листьев).
IV. Физминутка.
V. Практическая работа.
Рассмотрите внимательно цветы. (Учитель демонстрирует готовые изделия).
Назовите, какие инструменты нам нужны для работы?
Работая необходимо соблюдать элементы культуры труда. Назовите правила рабочего человека. (Слайд 6)
В работе вам поможет инструкция по изготовлению цветка. К работе приступаем после моего объяснения и демонстрации приёмов работы. (Слайд 7)
Инструкция по изготовлению цветка:
- Листья кукурузы замочите в холодной воде на 10-15 минут. (Слайд 8)
- Когда они станут мягкими, разрежьте их ножницами на три части. (Слайд 9)
- Согните полоску посередине. Сделайте лепесток длинной 4–5 см. (Слайд 10)
- Закрепите медной проволокой. (Слайд 11)
- Таким же способом изготовьте 7 или 8 лепестков для каждого цветка. (Слайд 12)
- Для центральной части конец одного листа надрежьте в виде бахромы. (Слайд 13)
- Сделайте центральный бутон и закрепите в нижней части медной проволокой. (Слайд 14)
- Оберните бутон в бахрому и скрепите проволокой. Соберите цветок, скрепите лепестки проволокой. (Слайд 15)
Посмотрите, какие виды цветом можно приготовить из талаша. (Слайды 16).
VI. Самостоятельная работа.
VII. Подведение итогов.
Я вижу, что все вы ребята, прекрасно справились с работой. Из изготовленных на уроке цветов мы можем собрать букет в вазу, или украсить шкатулку. (Слайд 17)
О человеке, умеющем много и хорошо делать своими руками, говорят: «У него золотые руки».
Я поздравляю вас с тем, что вы сегодня овладели новым мастерством.