Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».
Задачи:
- проверить умение анализировать словосочетание;
- проверить умения определять тип связи в словосочетании;
- проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Оборудование:
- раздаточный материал
- мультимедийное сопровождение
- презентация
- учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Повторение теоретического материала
При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.
– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это
раздел науки о языке, который изучает
словосочетание, предложение и текст. )
– Что такое словосочетание? (Словосочетание –
сочетание двух и более знаменательных слов,
связанных по смыслу или грамматически и
подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного
слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному
слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование,
управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление?
Примыкание? (Согласование – это такой
вид связи, при котором зависимое слово выступает
в тех же грамматических формах (род, число, падеж),
что и главное.Управление – это такой
вид связи, при котором главное слово требует
постановки зависимого слова в определенный
падеж, с предлогом или без предлога.Примыкание
– это такой вид связи, при котором зависимое
слово связывается с главным только по смыслу.
Примыкают обычно неизменяемые части речи
(наречие, деепричастие, инфинитив)
– Что не является словосочетанием?
- Основа предложения (мальчик уехал),
- Однородные члены (быстрый и внимательный),
- Предлоги со словами (в течение часа),
- Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
- Фразеологические обороты (сел в калошу)
3. Выполнение упражнения
Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)
Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.
Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.
Проверка.
4. Самостоятельная работа
Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.
Тест
Часть А.
А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
- Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
- Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
- В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
- Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
- Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
- Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам
А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
- Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
- Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
- За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
- Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Сижу за столом, вижу их, этот номер
- Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
- Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
- Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
- Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
- Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
- Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?
- Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
- С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
- Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
- Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы
А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
- Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
- Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
- Стремиться туда, тихо летали, помнил их
А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
- Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
- Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
- Его слова, шёл не спеша, очень важно
А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
- Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
- Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
- Вновь повторил, была там, не глядя на него
А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
- Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
- Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
- Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
- Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди
Часть В
В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.
В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.
В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.
В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.
В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.
В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.
В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.
В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.
В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.
После того как работа выполнена, идёт проверка части А.
Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.
Проверка.
5. Домашнее задание
Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.
Определите тип связи
- Ехать быстро
- Красящий забор
- Мощёная улица
- Очень ветрено
- Освобождение армией
- Лестно говорить
- Пятый в строю
- Очень дружно
- Помогал маме
- Отвечать, не думая
- Писать аккуратно
- Папин портфель
- Грустный мальчик
- Кофе по-турецки
- Дежурный класс
- Пришёл мириться
- Пятый кабинет
- Счастливая улыбка
- Видеть из окна
- Понимаю тему
- Сделать по-своему
- Свой человек
- Поливающий из лейки
- Подошёл ко мне
- Говорить насчёт погоды
- Понятно объяснять
- Очень красиво
- Неубранная комната
- Прийти вовремя
- Наш приз