Обобщающий урок по теме "Словосочетание". 8-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (125 кБ)


Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

  • проверить умение анализировать словосочетание;
  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )
– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
– Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

3. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

Проверка.

4. Самостоятельная работа

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

Тест

Часть А.

А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы

А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их

А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
  2. Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
  3. Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
  4. Его слова, шёл не спеша, очень важно

А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него

А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

Проверка.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Определите тип связи

  1. Ехать быстро
  2. Красящий забор
  3. Мощёная улица
  4. Очень ветрено
  5. Освобождение армией
  6. Лестно говорить
  7. Пятый в строю
  8. Очень дружно
  9. Помогал маме
  10. Отвечать, не думая
  11. Писать аккуратно
  12. Папин портфель
  13. Грустный мальчик
  14. Кофе по-турецки
  15. Дежурный класс
  16. Пришёл мириться
  17. Пятый кабинет
  18. Счастливая улыбка
  19. Видеть из окна
  20. Понимаю тему
  21. Сделать по-своему
  22. Свой человек
  23. Поливающий из лейки
  24. Подошёл ко мне
  25. Говорить насчёт погоды
  26. Понятно объяснять
  27. Очень красиво
  28. Неубранная комната
  29. Прийти вовремя
  30. Наш приз