При изучении раздела кулинарии на уроках технологии, особой популярностью у обучаемых, пользуются занятия, где в изучаемый материал добавлены элементы истории кулинарии на Руси. Такие необычные уроки позволяют не только привнести новизну в уроки, но и окунуться в традиции нашего народа. Один из таких уроков предлагаю вашему вниманию.
Раздел технологии: кулинария – 5класс.
Тема: «Горячие напитки. Способы заваривания чая и трав»
Практическая работа: «Заваривания чая и трав»
Задачи урока:
- Знакомство с использованием в кулинарии Руси растений, которые в наше время практически не используются в кулинарии.
- Продолжить формировать знания о пищевой ценности растений, способах их кулинарного использования; умение определять качество, первичной обработки различных видов трав; выполнять заваривание чая и трав, правильно использовать инструменты и приспособления.
- Воспитывать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, технологическую дисциплину, этикет.
- Развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
Средства обучения
Учебные:
- Учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс».
- Набор кулинарных инструментов и приспособлений.
- Посуда, продукты.
Наглядные:
- Презентация к уроку.
- Плакат «Правила заваривания чая»
- Плакат «Сервировка стола»
Раздаточный материал:
- Технологическая карта – на бригаду.
- Карточка для дежурных.
Ход урока
1. Организационный момент
- Проверить выполнение санитарно – гигиенических норм, наличие формы, продуктов.
- Отметить отсутствующих.
- Раздать технологические карты, карточки для дежурных.
- Сообщить тему урока.
2. Контроль знаний и умений
Повторение материала прошлого урока в форме беседы.
Вопросы для беседы:
- Какие горячие напитки вы знаете и любите?
- Какие вы знаете витамины?
- Для чего нужны витамины?
- К чему может привести недостаток витаминов?
- Знаете ли вы растения, которое, как и овощи содержат большое количество витаминов?
3. Формирование знаний и умений, объяснение нового материала:
История использования растений богатых витаминами, которые сейчас практически не используются в кулинарии. Просмотр презентации «За чаем к Берендею» Обычный чай широко известен и популярен. (слайд-1) Однако вследствие содержания кофеина и теобромина он возбуждает центральную нервную систему. А «подстёгивать» её нет необходимости, тем более, что в наши дни она и так испытывает перегрузки. Нервную систему, скорее, надо укреплять, чем возбуждать. (слайд-2,3) Для этой цели подойдут чаи из различных растений, которыми богаты владения Берендея. Там раскинута скатерть- самобранка съедобных и полезных дикорастущих трав и ягод, богатых витаминами, микроэлементами (марганец, медь, бор и др.) и другими физиологически активными веществами. Приготовленный из них чай – настоящий эликсир здоровья, вкусный, ароматный, хорошо утоляющий жажду. Однако нельзя забывать и о том, что не все растения можно использовать для приготовления чая, а лишь те, которые не содержат сильно возбуждающих веществ. Это, например, боярышник, брусника, бузина чёрная, душица обыкновенная, зверобой, кипрей узколистный, костяника, крапива двудомная, лабазник вязолистный, малина, манжетка обыкновенная, мать-и-мачеха, медуница, смородина чёрная, тимьян, или глухая крапива. Слайд- 5-12)
Чтобы умеючи приготовить чай, важно знать, какие части растения пригодны для заварки и в каком соотношении их надо использовать.
Стадия рефлексии:
- Ответы на вопросы по презентации:
- С какими растениями мы познакомились?
- Чаи, с какими из представленных растений вы уже пробовали?
- Какие из предложенных чаев будут, по вашему мнению, самыми ароматными
- Постановка задачи перед классом: используя технологическую карту, заварить чай – одна бригада традиционным способом, другая бригада используя принесенные травы. (шиповник, мяту, мелису, иван-чай)
4. Провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.
- Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
- Что может произойти, если не соблюдать эти правила?
5. Закрепление знаний.
- Объяснение и демонстрация правил заваривания чая и трав. При объяснении опора на плакат.
- Особое внимание объяснению и демонстрации приготовлению чая из трав. (первичная обработка, замачивание в холодной подсоленной воде, нарезка трав)
- Обратить внимание на последовательность заваривания и на нормы продуктов.
- Проработка карт технологической последовательности заваривания витаминного чая.
6. Практическая работа. Приготовление витаминного чая с шиповником
В ходе выполнения практической работы осуществлять контроль:
- За соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены.
- За организацией рабочего места.
- За соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций.
- За выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями.
- За трудовой дисциплиной.
7. Провести заключительный инструктаж. (за 5 минут до конца практической работы)
- Обращаясь к плакату «сервировка стола», показать различные способы оформления стола.
- Предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения и подаче горячих напитков к столу.
8. Дегустация приготовленных напитков.
9. Уборка кабинета, мытье посуды.
10. Подведение итогов:
- Обсуждение приготовленных горячих напитков.
- Контроль и оценка знаний и умений. Контроль осуществляется в табличной форме.
- Оценки за урок выставляются с учетом данных таблицы. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку «5».