Необычный урок кулинарии "За чаем к Берендею"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


При изучении раздела кулинарии на уроках технологии, особой популярностью у обучаемых, пользуются занятия, где в изучаемый материал добавлены элементы истории кулинарии на Руси. Такие необычные уроки позволяют не только привнести новизну в уроки, но и окунуться в традиции нашего народа. Один из таких уроков предлагаю вашему вниманию.

Раздел технологии: кулинария – 5класс.

Тема: «Горячие напитки. Способы заваривания чая и трав»

Практическая работа: «Заваривания чая и трав»

Задачи урока:

  1. Знакомство с использованием в кулинарии Руси растений, которые в наше время практически не используются в кулинарии.
  2. Продолжить формировать знания о пищевой ценности растений, способах их кулинарного использования; умение определять качество, первичной обработки различных видов трав; выполнять заваривание чая и трав, правильно использовать инструменты и приспособления.
  3. Воспитывать бережное отношение к продуктам, трудолюбие, технологическую дисциплину, этикет.
  4. Развивать умение планировать свою работу, использовать полученные знания на практике, рационально использовать время, вкус при оформлении блюд и сервировке стола.

Средства обучения

Учебные:

  1. Учебник «Технология. Обслуживающий труд. 5 класс».
  2. Набор кулинарных инструментов и приспособлений.
  3. Посуда, продукты.

Наглядные:

  1. Презентация к уроку.
  2. Плакат «Правила заваривания чая»
  3. Плакат «Сервировка стола»

Раздаточный материал:

  1. Технологическая карта – на бригаду.
  2. Карточка для дежурных.

Ход урока

1. Организационный момент

  • Проверить выполнение санитарно – гигиенических норм, наличие формы, продуктов.
  • Отметить отсутствующих.
  • Раздать технологические карты, карточки для дежурных.
  • Сообщить тему урока.

2. Контроль знаний и умений

Повторение материала прошлого урока в форме беседы.

Вопросы для беседы:

  • Какие горячие напитки вы знаете и любите?
  • Какие вы знаете витамины?
  • Для чего нужны витамины?
  • К чему может привести недостаток витаминов?
  • Знаете ли вы растения, которое, как и овощи содержат большое количество витаминов?

3. Формирование знаний и умений, объяснение нового материала:

История использования растений богатых витаминами, которые сейчас практически не используются в кулинарии. Просмотр презентации «За чаем к Берендею» Обычный чай широко известен и популярен. (слайд-1) Однако вследствие содержания кофеина и теобромина он возбуждает центральную нервную систему. А «подстёгивать» её нет необходимости, тем более, что в наши дни она и так испытывает перегрузки. Нервную систему, скорее, надо укреплять, чем возбуждать. (слайд-2,3) Для этой цели подойдут чаи из различных растений, которыми богаты владения Берендея. Там раскинута скатерть- самобранка съедобных и полезных дикорастущих трав и ягод, богатых витаминами, микроэлементами (марганец, медь, бор и др.) и другими физиологически активными веществами. Приготовленный из них чай – настоящий эликсир здоровья, вкусный, ароматный, хорошо утоляющий жажду. Однако нельзя забывать и о том, что не все растения можно использовать для приготовления чая, а лишь те, которые не содержат сильно возбуждающих веществ. Это, например, боярышник, брусника, бузина чёрная, душица обыкновенная, зверобой, кипрей узколистный, костяника, крапива двудомная, лабазник вязолистный, малина, манжетка обыкновенная, мать-и-мачеха, медуница, смородина чёрная, тимьян, или глухая крапива. Слайд- 5-12)

Чтобы умеючи приготовить чай, важно знать, какие части растения пригодны для заварки и в каком соотношении их надо использовать.

Стадия рефлексии:

  • Ответы на вопросы по презентации:
  1. С какими растениями мы познакомились?
  2. Чаи, с какими из представленных растений вы уже пробовали?
  3. Какие из предложенных чаев будут, по вашему мнению, самыми ароматными
  • Постановка задачи перед классом: используя технологическую карту, заварить чай – одна бригада традиционным способом, другая бригада используя принесенные травы. (шиповник, мяту, мелису, иван-чай)

4. Провести вводный инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим требованиям.

  • Какие правила личной гигиены, санитарии и техники безопасности надо соблюдать в процессе приготовления пищи?
  • Что может произойти, если не соблюдать эти правила?

5. Закрепление знаний.

  • Объяснение и демонстрация правил заваривания чая и трав. При объяснении опора на плакат.
  • Особое внимание объяснению и демонстрации приготовлению чая из трав. (первичная обработка, замачивание в холодной подсоленной воде, нарезка трав)
  • Обратить внимание на последовательность заваривания и на нормы продуктов.
  • Проработка карт технологической последовательности заваривания витаминного чая.

6. Практическая работа. Приготовление витаминного чая с шиповником

В ходе выполнения практической работы осуществлять контроль:

  • За соблюдением правил безопасности труда, санитарии и гигиены.
  • За организацией рабочего места.
  • За соблюдением последовательности приготовления всего блюда и отдельных технологических операций.
  • За выполнением правильных приемов работы с инструментами и приспособлениями.
  • За трудовой дисциплиной.

7. Провести заключительный инструктаж. (за 5 минут до конца практической работы)

  • Обращаясь к плакату «сервировка стола», показать различные способы оформления стола.
  • Предложить бригадам пофантазировать и придумать свой вариант украшения и подаче горячих напитков к столу.

8. Дегустация приготовленных напитков.

9. Уборка кабинета, мытье посуды.

10. Подведение итогов:

  • Обсуждение приготовленных горячих напитков.
  • Контроль и оценка знаний и умений. Контроль осуществляется в табличной форме.
  • Оценки за урок выставляются с учетом данных таблицы. Выполнение всех пунктов полностью, правильно, самостоятельно дает оценку «5».