Компьютерные технологии и ресурсы сети Интернет при обучении графике, орфографии, пунктуации

Разделы: Иностранные языки


В методике под письмом понимается “овладение обучающимися графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением”.[1]

Содержание обучения письму различно на различных этапах. Главное – последовательность в обучении и движение от простого к сложному. Чтобы научиться писать на иностранном языке нужно, прежде всего, научиться писать буквы, знать их конфигурацию. На начальном этапе установление графемно-фонемных соответствий идет одновременно. На этом этапе обучение письму теснейшим образом взаимодействует с обучением чтению.

Не случайно при обучении письму на начальном этапе полезно использовать сайт AlphaLire. (http://www.lepointdufle.net/) На этом сайте кроме разнообразных заданий для обучения чтению можно найти большое количество упражнений, которые помогают учащимся последовательно устанавливать соответствия между звуковым и графическим образом букв и слов, а также способствуют формированию быстрому усвоению правил орфографии французского языка. Учащимся предлагается целый спектр интерактивных упражнений. Например,

  • найти среди данных букв пары заглавных и прописных, записать их;
  • найти данную букву (буквосочетание) в следующих словах, выписать слова с ней (ним);
  • написать прописными буквами данные печатные слова (предложения);
  • записать слова, начинающиеся на какую-либо букву
  • выписать слова, которые читаются не по правилу

В упражнениях следующих уровней от работы над словом постепенно переходят к работе над небольшими предложениями, и т. д.

Сайт http://www.ladictee.fr/ предлагает вниманию интернет-пользователей более тысячи аудио версий диктантов различного уровня сложности на различные темы (La sonnerie de l'école. Les courses de la rentrée. Dans la station de métro. Le petit lièvre. Excellents résultats. Vacances de Noël. Parc de loisirs. Partie de pêche. L'équitation. etc.). Первые диктанты носят буквенный характер. Постепенно делается переход к написанию слов под диктовку: сначала с предварительной зрительной опорой, потом без нее. За тем последовательно предлагаются фразовые диктанты (2–3 предложения, связанные или не связанные общим содержанием), текстовые подготовленные и неподготовленные диктанты, дополнительные диктанты повышенного уровня сложности. Все эти диктанты выступают не только в качестве контроля, но, в первую очередь, как способ обучения орфографии. В обучающих целях после каждого диктанта предусмотрены материалы для самоконтроля выполненного задания, советы для самопроверки (см. Приложение 1), упражнения для работы над ошибками. Все материалы сайта доступны как в режиме online, так и для скачивания на персональный компьютер.

Приложение можно получить у автора статьи.

Сайт http://www.cyberprofesseur.com/ полезен при обучении правилам пунктуации.

Материалы сайта http://www.orthoprof.fr/ также позволят пользователям повысить уровень грамотности. Их целесообразно использовать на среднем и старшем этапах обучения. Отработка орфографических навыков происходит поэтапно в зависимости от начальных знаний в области орфографии, грамматики и синтаксиса. Сайт предлагает несколько уровней сложности. Каждый уровень, в свою очередь, включает несколько уроков, отражающих различные орфографические трудности, соответствующие данному уровню.

Каждый уровень открывается входным тестом-диктантом, состоящим из фраз, содержащих отрабатываемые на данном уровне орфографические трудности. После написания входного диктанта пользователь осуществляет самопроверку, используя специальную проверочную карту и программу, которая автоматически высчитывает процент правильности выполнения задания. Если этот процент выше 90%, пользователь автоматически переходит к входному тесту следующего уровня. В противном случае пользователю предлагается ознакомиться с материалами уроков данного уровня. Как уже было сказано выше, каждый уровень содержит несколько уроков. Чтобы определить какие именно правила вызывают затруднения можно выполнить дополнительные диагностические упражнения:

  • Vous hésitez entre mettre un "a" sans accent et un "à" avec accent ?
    Testez-vous pour savoir si vous maîtrisez cette confusion.
  • Comment savoir s'il faut mettre un accent à ou ? – "ou" ou "où"
    Testez-vous pour savoir si vous maîtrisez cette confusion.
  • Vous ne savez jamais si c'est le mot "sont" ou "son" quand vous entendez le son "son" ? Testez-vous pour savoir si vous maîtrisez cette confusion.

Каждый урок включает досье с правилами и упражнениями. Советы-подсказки как избежать ошибок. Видео урок. В конце урока предусмотрен контрольный тест, состоящий из 20 вопросов. После успешного ответа на вопросы можно переходить к следующему уроку. Изучив материал и проконтролировав усвоение всех уроков уровня, пользователь снова проходит фразовый тест-диктант и, набрав более 90%, переходит на следующий уровень.

На сайте http://www.orthoprof.fr/ пользователи найдут более ста орфографических, грамматических и синтаксических трудностей, дополнительные обобщающие диктанты для всех уровней сложности, тестовые задания на множественный выбор. Многие упражнения представлены как в печатном виде (их можно сохранить на свой компьютер, распечатать, использовать как раздаточный дидактический материал на уроках), так и в интерактивной форме. Эти упражнения выполняются на время в режиме online.

Кроме этого сайт www.ortoprof.fr предлагает множество дополнительных инструментов:

  • online словари;
  • программа, осуществляющая проверку орфографии;
  • словарь синонимов;
  • справочник спряжения глаголов и т.д.

Интересны также возможности, которые предоставляет для формирования навыков письма французский телеканал международного телевещания для франкофонов мира http://www.tv5.org/

Надо сказать, что эти возможности очень разнообразны. Так, например, рубрика Jeux et divertissements представляет, в том числе страничку Jeux de lettres с огромным множеством игр с буквами и словами для открытия для себя, изучения и повторения лексики, грамматики, орфографии и синтаксиса французского языка. В качестве примера рассмотрим материалы раздела Jeux de letters interactifs – ortographe. Раздел состоит из 5 подтем:

  • Orthographe d'usage
  • Difficultés orthographiques
  • Ecriture des nombres
  • Lettres mélangées
  • Mots composés

Подтема Ortographe d’usage состоит из 6 модулей (A, B, C, D, E, F) различного уровня сложности. Каждый модуль содержит 40 слов, которые последовательно появляются на экране. Орфография части слов правильна, в остальных словах допущены орфографические ошибки. Пользователю необходимо найти слова с ошибкой и, кликнув мышкой по выбранному слову, отправить его в корзину. После окончания выполнения задания можно осуществить проверку. Упражнения выполняются в режиме online, но результаты самопроверки и справочные материалы возможно распечатать.

Подтема Difficultés orthographiques представлена в виде интерактивной книги Madame Mirza, psychologue. Книга состоит из 3 глав. Читая эту необычную книгу, пользователь должен помочь автору преодолеть некоторые трудности, определив правильную орфографию 138 слов. Если, осуществив множественный выбор, пользователь выбирает неправильный вариант написания, в всплывающем окне он может ознакомиться с нужным правилом.

Следующая подтема, Ecriture des nombres, посвящена правописанию числительных. Каждый из четырех предлагаемых в подтеме модулей (A, B, C, D)содержит 20 фраз. Осуществив множественный выбор, необходимо дополнить каждую фразу числительным в нужной форме.

Если форма выбрана правильно, возможно ознакомиться с комментариями, содержащими ссылки на реформы орфографии, другие допустимые варианты написания и т. д. Если допущена ошибка, в всплывающем окне появляется правило правописания.

Подтема Lettres mélangées содержит 10 модулей со словами порядок букв в которых перемешан. Пользователю необходимо восстановить слова, поменяв буквы местами. Задание выполняется на время. При выполнении задания можно воспользоваться 2 подсказками. Если подсказки не используются, играющий получает дополнительные баллы.

Как правильно написать слова? Compte rendu или compte-rendu? Auto-collant или autocollant? Последняя подтема Mots composés содержит 4 модуля с заданиями на правописание сложных слов. Модуль А предлагает 80 фраз, содержащих трудности, связанные с употребление дефиса. Модули В, С и D предлагают 150 отдельных слов на те же правила.

Распределив предложенные слова по 3 столбикам: Avec trait d’union, Avec espacement, Soudé , можно осуществить автоматическую проверку задания. Ошибки отмечаются красным цветом. Наведя курсор на отдельное слово, можно ознакомиться с правилом его написания.

Интересен также раздел Jeux de letters interactifs – Syntaxe – Роnctuation. Раздел состоит из 6 модулей различного уровня сложности. В свою очередь, каждый модуль включает в себя 20 предложений, в которых нужно правильно расставить знаки препинания. После выполнения упражнения можно осуществить автоматическую проверку и ознакомиться с нужными правилами.

Список литературы.

  1. Е. Н. Соловова. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. – М.:Просвещение, 2002, стр. 187.