Цели:
Образовательные:
- сформировать у учащихся представление о семье и культуре народов России; подвести к выводу, что семья – это группа родственников, живущих вместе, имеющих одну фамилию, принадлежащая одному из народов России;
- формировать убеждения о важности семьи в жизни человека;
- укрепить привязанность к членам семьи;
- научиться гордиться их достижениями;
- пробудить интерес к истории происхождения своей фамилии, своего народа;
- вызвать эмоциональный отклик, стремление к поисковой, исследовательской работе над происхождением и разгадкой своей фамилии,
- помочь осознать высокий нравственный смысл в традициях любого народа РФ.
Развивающие:
- Развить навык выдвижения гипотезы исследования;
- Развить навыки поиска информации;
- развивать навыки сравнительного анализа, мышления, внимания;
- развитие эстетических чувств, устной речи, словарного запаса;
- развивать эмоциональную сферу ребенка, умение работать в группах;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, формулировать свои мысли, высказывать их в слух.
Воспитательные:
- воспитывать доброе отношение ко всем одноклассникам, их семьям, к членам своей семьи;
- толерантность к любому народу Российской Федерации;
- создание условий для развития навыков межгрупповой работы;
- обеспечить тесную связь обучения с жизнью.
Оборудование:
толковые словари, выставка детских проектных работ о своей семье, семейные фотографии, песня Софии Ротару, пословицы, стихотворения о своей семье, рисунки детей по теме “Моя семья”, выставка книг о фамилиях, семье, интерактивная доска, печатные материалы, ноутбуки для учащихся.Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодня мы собрались на необычный урок творчества, любви, радости и доброты. Мы опять будем работать в парах. Значит вам необходимо работать дружно и выполнять все задания коллективно, так как вы должны выработать единое мнение для доказательства или опровержения гипотезы, поставленной на нашем уроке. Вам необходимо прислушиваться к мнению других, вырабатывать общее решение.
2. Сообщение цели и задач занятия.
– На прошлых уроках мы с вами уже говорили, что каждого из нас в жизни окружает много людей. Сегодня мы продолжим разговор по разделу “Общение”. Сформулировать тему нашего урока вам поможет следующее задание.
“Рассыпанные пословицы”.
– Много пословиц придумано народом.
Приложение. Слайд 1.
Зачем семье если в клад, лад?
– Сегодня на уроке мы с вами поговорим о семье.
Слайд 2.
3. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– А что это – семья?
– Как вы ответите на этот вопрос? Как вы понимаете значение этого слова?
Семья – это: (учащиеся выражают свое мнение).
– Сейчас каждый из вас высказал свое мнение, как он понимает слово "семья".
– А где еще мы можем найти значение слова СЕМЬЯ?
Слайд 3.
– Перед вами лежат словари.
– Давайте обратимся теперь к толковому словарю, посмотрим какое определение
этого слова дано в словарной статье.
Работа детей с толковым словарем.
– Давайте послушаем, какое определение слову “семья” дается в словаре.
(Ответы детей, читают фрагмент словарной статьи.)
Слайд 3.
– В толковом словаре Ожегова С. И. записано так: 1.Семья это группа родственников, живущих вместе.
– Как понять, что несколько разных людей это одна семья? Что объединяет членов семьи?
(У них одна и та же фамилия)4. Постановка гипотез
Слайд 4.
Как вы думаете, у людей всегда были фамилии?
Как появилась фамилия?
5. Открытие новых знаний.
– Сейчас пользуясь различными источниками, попробуйте найти факты, подтверждающие или опровергающие вашу гипотезу.
(Работа в группах.)
6. Актуализация имеющихся знаний.
– Каковы же результаты ваших поисков?
(Каждая группа делится полученной информацией.)
– Какие методы исследования вы использовали?
Физкультминутка.
Слова для нее я взяла из песни Софии Ротару, которые очень подходят к теме нашего урока.
Звучит песня “Я, ты, он, она…”
7. Закрепление материала.
– Фамилии в русской именной формуле появились поздно. Большинство из них произошло от отчеств (по крестильному Крещение – одно из христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой), или мирскому имени одного из предков), прозвищ Прозвище – название, даваемое человеку по какой-либо его характерной черте, свойству (по роду деятельности, месту происхождения или какой-то другой особенности предка) или других родовых имен.
– Перед вами различные иллюстрации. Попробуйте по ним придумать фамилию.
Слайд 5.
8. Самостоятельное применение знаний.
– Каждый человек должен гордиться своей семьей. Поэты пишут о членах семьи стихи, композиторы – песни, художники – картины, фотографы проводят выставки своих работ.
Мы с вами сделали домашние проекты на тему
“ЧЕЛОВЕК-СЕМЬЯ-ФАМИЛИЯ-НАРОД”. Слайд 6.
– Давайте начнем знакомство с вашими семьями.
– Ваши проектные работы не что иное, как список ваших родственников. Другими
словами, ваш род. Пока он неполный, вы лишь начали его составлять. Ученые такой
список называют “родословной”, “генеалогическим древом” или “родовым древом”.
Потому что изображать список родственников можно в любой форме, чаще его
выполняют в виде дерева.
Физкультминутка.
– А сейчас мы проведем очень коротенькую игру.
– Встаньте рядом с партой. Встаньте на одну ногу, руки вытянув вперед. Теперь
встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах
возьмитесь за руки.
– Когда было легче удержаться на одной ноге? Почему в паре легче, как думаете?
– Что вам помогло? (Поддержка, взаимопомощь.)
– Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.
– И Вы, ребята, учитесь дорожить и гордиться своими родственниками.
9. Итог урока.
– Семья – это родные люди живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно – же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки. Дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
10. Рефлексия.
Слайд 7.
Я приобрел…………………….
Я научился……………………….
Я понял, что………………………
Было трудно………………………..
Было интересно……………………
Хочу сказать “спасибо”…………..
Что, может быть, семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом.
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом.
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших – как любимец,
Родители – во всем мудрей.
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье!
Что, может быть, ее дороже?
На этой сказочной земле!
– Оцените работу вашей группы.
11. Домашнее задание.
Слайд 8.
– Выберите один вариант домашнего задания.
1-й вариант – ответить на вопрос “Зачем человеку фамилия”.
2-й вариант – сочинить стихотворение о своей семье.
3-й вариант – пересказ по учебнику.
Литература:
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс ("Я и мир вокруг"). Учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
- Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику "Окружающий мир". 1 класс ("Я и мир вокруг").
- Учебник в 2 частях. Часть 1.– М.: 2008. (Образовательная система "Школа 2100").
Интернет-ресурсы:
- http://www.5plys.ru/sov_tvoya_semya.htm – занимательный сайт для школьников "5 + точка ru"/ Ты и твоя семья.
- http://www.razumniki.ru – раннее развитие детей (детские стихи про семью).
- http://images.yandex.ru – сайт фотографий из жизни семьи.