Цели:
- содержательная – познакомить учащихся с произведением, совершенствовать технику чтения; воспитывать умение правильно выбирать и дарить подарки (общекультурная компетенция)
- развивающая - развивать умение логически мыслить (прогнозирование содержания по названию, по началу предложения); развивать умение работы в группе (коммуникативная компетенция), умения самооценки и самоанализа (регулятивная компетенция); развивать умение видеть авторскую позицию
- деятельностная - организовать совместную деятельность учащихся по выработке умения читать по ролям, отстаивать свою точку зрения
Оборудование:
План урока
- Организационный момент. Таблица ожидания
- Актуализация знаний
- Проверка домашнего задания
- Предположения о содержании рассказа
- Первичное восприятие
- Аналитико-синтетическая работа с текстом
- Обобщение
- Итог урока. Рефлексия
Ход урока
I. Организационный момент. Таблица ожидания
Учитель: Я знаю, что вы можете быть внимательными и активными в работе, быть дружными, пользоваться знаниями, полученными на других уроках, я ожидаю: вы будете активно и творчески работать, и, отстаивая свою точку зрения, будете слышать друг друга и уважительно относиться к мнению своих товарищей.
Что ждёте вы от этого урока?
II. Актуализация знаний
Прочитайте предложения: (слайд № 2)
На дворе трава, на траве дрова.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Кукушонок в капюшоне смешон.
Учитель: К какому жанру относятся эти предложения? В каком разделе помещены скороговорки? Почему?
III. Проверка домашнего задания
(ТПО, с.63) Задание: найди и запиши несколько скороговорок, которых нет в учебнике [6].
Желающие зачитывают свои скороговорки, учащиеся сигналами оценивают чтение: красный кружок – понравилось, синий – не понравилось (предварительно договариваемся об оценке), по желанию дети объясняют, почему они так оценили чтение одноклассника.
Учитель: всем ли удалось быстро и чётко проговорить скороговорки? Чему должны учиться? Зачем нужно быстро и правильно читать?
Продолжаем работать с произведениями раздела «Читаем быстро». Сегодня мы познакомимся с произведением, написанным в прозе.
IV. Предположения о содержании рассказа
1. Работа с заголовком
Учитель: Читая буквы по стрелочкам, попробуйте узнать, с каким произведением мы сейчас познакомимся (слайд № 3). На экране слово «Угодили».
- Написал это произведение с таким интересным названием Ю.И.Ермолаев: детский писатель, драматург, актёр (портрет на слайде № 4). Юрий Ермолаев - родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и получил профессию актера. Играл в спектаклях московских театров. Но его не покидала мечта стать детским писателем. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.
Первая книга его рассказов вышла в 1960 году. Она называлась «Почему рассердились бумажные полоски». С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно [3]. Его лучшие книги «Сбежавшая отметка», «Можете нас поздравить» и другие (слайд № 5) [4].
Писатель обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем. Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Угодили».
Как вы понимаете значение слова «угодили»? Где об этом можно узнать? (показываю словари: орфографический и толковый) – в каком из этих словарей можно узнать значение слова? (ученик выбирает словарь, объясняет, почему выбрал именно эту книгу).
Работа в группах: на столах толковые словари. Найти значение слова «угодить» [8].
Читаем значение слова (слайд № 6)
«Угодить – сделать так, как другому любо, угодно, приятно».
- Можно ли по названию сказать, о чём будем читать? (предположения детей).
- Как можно сделать, чтобы человеку было приятно? (высказывания детей)
- Отгадайте ребус: отгадав ребус, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке (подарок, слайд № 7)
Речь в этом произведении пойдёт о подарках. Что такое подарок? Когда дарят подарки? Каким может быть подарок?
2. Физкультминутка
Подарок (стихотворение Э.Мошковской) (слайд № 8) [5].
В подарок можно дудеть (показывают движениями игру на дудочке).
Подарок можно надеть (движения: надевают шапку, сапоги, варежки и др.).
Подарки вкусные есть.
Мне шоколадка нравится: можно подарок съесть (движения: жуют воображаемую шоколадку),
золотая бумажка останется.
Подарок может взлететь (руки в стороны, летят на «самолёте»).
В клетке сидеть (садятся на корточки) и петь (поют).
Подарок может ползти, плыть, плавниками грести (движения руками).
Но каждый, наверное, хочет подарок, который ходит (ходьба на месте)!
Который хвостом виляет! И лает... (произносят звуки «гав» - «гав»)
Каждый желает!
Представьте, что скоро у вашей бабушки день рождения. Что бы вы хотели подарить ей?
3. Подготовка к восприятию
Чтение трудных слов
а) Перед чтением на доске прочитать слова что [што], чтобы [штобы] (слайд № 9).
б) ТПО, с.63, з.1 (подчеркнуть буквы, которыми отличаются слова, прочитать правильно). Выполняют самостоятельно, проверка в паре (меняются тетрадями) [6].
Чтение по догадке
Читаем слова и предложения: (слайд № 10)
День рожд… Два внука, старший и младший, решили сделать бабушке в день её рождения… Взяли на-коп-лен-ные деньги и отправились в … Надо купить такую вещь, чтобы бабушка обра…
(добавляем слова, а готовый отрывок читаем по учебнику на с. 153 самостоятельно несколько раз, убыстряя темп).
V. Первичное восприятие
1. Прогнозирование
Учитель: как вы думаете, какой подарок купили мальчики? (слайд № 11, на экране под знаком вопроса пишу название предполагаемых подарков, которые называют дети).
Прочитаем текст, проверим наши предположения.
1) Чтение текста цепочкой. По ходу чтения возможен вопрос: «Какому подарку могла бы обрадоваться бабушка?» [7].
Что вас удивило? Кто главные герои рассказа? Какой подарок они купили бабушке? Подтвердились наши предположения? (На экране справа от списка появляются картинки - «мальчики в магазине» и «зелёный грузовик», слайд № 11).
2) Самостоятельная работа в ТПО (тетрадь на печатной основе), с.64, з.2 (проверка - чтение вслух исправленного текста).
3) Определение жанра: сказка, рассказ или басня (слайд № 12). (Выбор ответа показывают цифровыми «веерами», доказывают).
2. Дискуссия
Как вы относитесь к выбору подарка? (слайд № 13)Дети высказывают свою точку зрения (возможно деление на две группы), каждый имеет право на своё мнение, этот рассказ для рассуждения.
VI. Аналитико-синтетическая работа с текстом
1. Беседа и выборочное чтение
Какой подарок они хотели купить? Прочитать. Что значит, бабушка «ворчала»? Кто предложил купить грузовик? Почему? Что можно сказать о младшем брате? Почему рассмеялся Лёва? Почему старший брат согласился с младшим?
Почему бабушка так говорила? Что могли бы сделать мальчики? Для кого же на самом деле купили мальчики подарок?
Попробуйте задать вопрос, чтобы мы могли ответить на него предложением из текста? Дети в парах или индивидуально составляют вопрос к тексту. (Эксперт – Света, какой вопрос понравился?)
2. Словесное рисование
Если бы вам предложили нарисовать иллюстрацию к этому рассказу, что бы вы нарисовали?
3. Физкультминутка
Закройте глаза и представьте, что вам подарили подарок, о котором вы всегда мечтали. Что почувствовали? И наоборот – нежеланный подарок, расскажите о чувствах.
4. Работа в парах. Подготовка к игре «Радиотеатр»
Отметьте, где, чьи слова (рабочая тетрадь, с.66), проверка по образцу на слайде (слайд № 14) [6].
5. Игра «Радиотеатр». Чтение по ролям
а) Читают (ТПО, с.66) 2-3 раза, оценивание сигналами, устное комментирование, понравилось ли чтение, почему, какой бы совет дали.
б) Чтение текста (учебник) по ролям хорошо читающими детьми.
6. Творческая работа
а) Давайте пофантазируем: что было дальше? Как отреагировала бабушка? (слайд № 15) [1].
б) Творческий пересказ (работа в группах)
Рассказать историю: как бабушка бы рассказала о подарке (слайд № 16).
в) Самостоятельная работа в ТПО, с.64 (ответ на вопрос: хочешь ли ты подарить своей бабушке такой же подарок, как персонажи рассказа?)
Дети говорят, какой вариант ответа они выбрали и почему.
Как нужно подарки дарить и принимать?
г) Домашнее задание на выбор:
- нарисовать подарок, который мог бы понравиться твоей бабушке (ТПО, с. 65, з.4),
- написать мини-сочинение на тему «Подарок для моей бабушки» (слайд № 16).
VII. Обобщение
1. Работа в парах. Выбор ответа
Какой этот рассказ по характеру? (весёлый, печальный, смешной, забавный)
Дети в паре обсуждают варианты ответов, устно поясняют свой выбор (ТПО, с. 64, з. 3).
2. Выяснение авторской позиции
- Как автор относится к выбору подарка мальчиками?
- Почему вы так думаете?
- Так угодили ли дети с подарком? (возвращение к заголовку)
- Как можно было бы назвать рассказ?
- Почему автор так озаглавил? Что он нам хотел сказать? (ирония)
- С какой же интонацией нужно прочитать название рассказа, чтобы почувствовать иронию? Кто прочитает заголовок с иронией?
VIII. Итог урока. Рефлексия
Оправдались ли ваши ожидания? Какое открытие сделали? Что взяли для себя? Чему научились? Что было самым интересным? Что удалось, а что нет?
Все ли участвовали в обсуждении? (Дети дают оценку своей работе и работе своих товарищей: ретроспективная самооценка) (слайд № 17, 18).
Мои ожидания оправдались: вы были активны, внимательны, отстаивали свою точку зрения, доказывали, слушали друг друга. Спасибо за урок.
Список литературных и других источников
- http://www.google.ru смайлики
- http://www.google.ru/search? (картинки)
- http://www.livelib.ru/author/231255 Биография Ермолаева
- http://www.livelib.ru/author/231255/top Лучшие книги Ю.Ермолаева
- http://www.poznayka.ru/2007/12/14/kakie_byvajut_podarki.html стихи
- Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы» Рабочая тетрадь, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
- Кубасова О.В. Литературное чтение «Любимые страницы». Учебник для 2 класса, Смоленск «Ассоциация XXI век», 2012
- Леонович Е.Н. Толковый словарь. Москва: АСТпресс. 1997.с.150