Дидактические игры на развитие пространственных представлений у детей

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель использования: Развитие умений и навыков у детей дошкольного возраста в пространственном ориентирования на плоскости и на листе бумаги в клетку

Задачи:

  • Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей: развитие зрительного и слухового восприятия (внимание и память), формирование мыслительной деятельности, познавательной активности
  • Развитие мелкой моторике, подготовки руки ребенка к письму
  • Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
  • Воспитание настойчивости в достижении цели
  • Активизация словаря за счет математических терминов, развитие образной речи

Возрастная адресованность от 2,5 лет до 6,5 лет.

Краткое описание:

Этапы работы

  1. Игры на ковролине (модель клеточки)
  2. Игры на ковролине с разным делением на части
  3. Работа на маркерной доске в клетку
  4. Работа в тетрадях в крупную клетку, графические диктанты (с опорой на наглядный образец, по слуховому указанию педагога, ребенка)

I. Этап.

Игры на ковролине. Модель клеточки.

“Разложи игрушки по местам”

Цель: познакомить детей с квадратом, умение ориентироваться на плоскости, уточнить, что у квадрата есть углы, стороны и середина.

Варианты упражнений: на ковролине разложены геометрические фигуры разного цвета и размера в определенной последовательности.

– В центре (по середине) ковролина.
– По углам ковролина.
– По углам и в центре ковролина.
– По сторонам ковролина – квадрата.

Ход: Педагог предлагает ребенку поставить игрушку на ту геометрическую фигуру, которую назовет. Например: “Поставь большую матрешку на большой желтый кружок” и т. п.

Усложнение:

  1. “Разложи фигуры по местам” (по наглядному образцу). Ребенку предлагается ковролин без геометрических фигур, таблица -образец для выполнения задания, набор геометрических фигур.
  2. “Разложи фигуры по местам” (по словесному указанию).

Самостоятельная деятельность:

  • Постройки на ковролине из Лего, строительного материала.
  • Укрась коврик геометрическими фигурами, прищепками, липучками.
  • Использование в сюжетно-ролевых (режиссерских) играх по мере необходимости (комната для куклы, мишки, гараж и т.п.).

II. Этап.

Игры на ковралине с разным делением: на 2, 3, 4, 9 частей (см. образец).

Цель: учить детей анализировать элементарную схему и соотношение предмета в пространстве. Выполнять действия заданные схемой. Введение в активный словарь слов: вверху, внизу, слева, справа, посередине, левый верхний угол и т.д , и т.п

Материал: игровые ковролины с разным количеством делений, таблицы-образцы, набор геометрических фигур, блоки Дьенеша, набор мелких игрушек.

“Кто где живет”, “Рассели по квартирам”.

Раскладывание геометрических фигур:

1-й вариант: по заданному образцу (педагог показывает образец, рассматривает, поясняет, предлагает выполнить точно также).

2-й вариант: по словесному указанию (педагог говорит, где должна находится геометрическая фигура, например: “Красный квадрат положите в правый верхней угол и т.д.”. Ребенок выполняет действия. В дальнейшем количество словесных указаний увеличивается, например: “Положите красный квадрат в правый верхний угол, а синий квадрат в левый нижний угол” и т.п.).

3-й вариант: по памяти. (Педагог предлагает рассмотреть образец и убирает его. Дети раскладывают по памяти.)

Самостоятельная деятельность:

  • раскладывание фигур по образцу,
  • по замыслу.

“Что изменилось?”, “Какой фигуры не хватает?”

Игра проводится на предварительно подготовленном ковролине. Педагог предлагает рассмотреть игровой ковролин, уточняет местоположение каждого предмета на ковролине, а затем просит детей закрыть глаза и:

  1. Убирает 1 предмет;
  2. Меняет местами 2 предмета;
  3. Меняет местами или убирает 2 и более предметов.

“Отгадай кто где живет”.

Цель: учить детей понимать символику (“Кодирование геометрических фигур”). Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и по схеме. Развивать образную речь, расширять словарный запас.

Материал: игровое поле разделенное на определенное кол-во частей, образцы с “закодированными” геометрическими фигурами (образцы прилагаются), набор геометрических фигур.

Ход: Педагог показывает детям таблицу-образец с закодированными геометрическими фигурами, предлагает внимательно рассмотреть и определить место положения каждой фигуру, выложить на игровом поле.

“Шаг за шагом”.

Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве по схеме. Закреплять умение зрительно воспринимать и понимать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления указанной стрелкой.

1-й вариант: Двигаться по клеточкам в соответствии с картой-схемой движения (образец не убирается).

2-й вариант: Образец анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти).

3-йвариант: Движение осуществляется по словесному указанию педагога (в дальнейшем ребенка).

III. Этап.

Выполнение заданий на маркерной доске.

Цель: Формировать у детей пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение: графические умения; развивать глазомер.

Материал: маркерная доска, фломастеры разного цвета, салфетка, готовые образцы.

Варианты:

  1. Найди и обведи.
  2. Продолжи ряд.
  3. Заштрихуй клеточки в красный цвет (разное направление штриховки и т.п.).
  4. Нарисуй точке домик.
  5. Укрась рисунок точками (точки ставятся только на пересечении клеток).
  6. Нарисуй заборчик.
  7. Нарисуй фигуры по образцу.
  8. И т.п.

IV. Этап.

Работа в тетрадях в крупную клеточку, графические диктанты

Цель: Продолжать работу по формированию пространственно-образного мышления, развивать зрительное и слуховое восприятие, глазомер, творческое воображение, аккуратность, умение работать в тетрадях; графические умения, мелкую моторику рук. Развивать образную речь.

Материал: тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши марки М-2М.

Условия:

Во время выполнения упражнений нельзя поворачивать тетрадь. Линии можно проводить только один раз, ошибки не исправляются, не стираются, задания выполняются до конца. Если ребенок справился с заданием предложить ему заштриховать, придумать сюжет. Если ребенок в середине задания ошибся то: а) можно подсказать как продолжить задание, б) ребенок прекращает делать задание, переключается на игры, в дальнейшем педагог индивидуально занимается с ним.

Варианты:

  1. Найди и обведи.
  2. Продолжи ряд.
  3. Нарисуй по точкам.
  4. Нарисуй по образцу.
  5. Волшебная точка (словесный диктант).
  6. Графическое рисование в тетрадях по замыслу.

Образцы графических диктантов прилагаются.