Цель использования: Развитие умений и навыков у детей дошкольного возраста в пространственном ориентирования на плоскости и на листе бумаги в клетку
Задачи:
- Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей: развитие зрительного и слухового восприятия (внимание и память), формирование мыслительной деятельности, познавательной активности
- Развитие мелкой моторике, подготовки руки ребенка к письму
- Закрепление сенсорных эталонов (цвет, форма, величина)
- Воспитание настойчивости в достижении цели
- Активизация словаря за счет математических терминов, развитие образной речи
Возрастная адресованность от 2,5 лет до 6,5 лет.
Краткое описание:
Этапы работы
- Игры на ковролине (модель клеточки)
- Игры на ковролине с разным делением на части
- Работа на маркерной доске в клетку
- Работа в тетрадях в крупную клетку, графические диктанты (с опорой на наглядный образец, по слуховому указанию педагога, ребенка)
I. Этап.
Игры на ковролине. Модель клеточки.
“Разложи игрушки по местам”
Цель: познакомить детей с квадратом, умение ориентироваться на плоскости, уточнить, что у квадрата есть углы, стороны и середина.
Варианты упражнений: на ковролине разложены геометрические фигуры разного цвета и размера в определенной последовательности.
– В центре (по середине) ковролина.
– По углам ковролина.
– По углам и в центре ковролина.
– По сторонам ковролина – квадрата.
Ход: Педагог предлагает ребенку поставить игрушку на ту геометрическую фигуру, которую назовет. Например: “Поставь большую матрешку на большой желтый кружок” и т. п.
Усложнение:
- “Разложи фигуры по местам” (по наглядному образцу). Ребенку предлагается ковролин без геометрических фигур, таблица -образец для выполнения задания, набор геометрических фигур.
- “Разложи фигуры по местам” (по словесному указанию).
Самостоятельная деятельность:
- Постройки на ковролине из Лего, строительного материала.
- Укрась коврик геометрическими фигурами, прищепками, липучками.
- Использование в сюжетно-ролевых (режиссерских) играх по мере необходимости (комната для куклы, мишки, гараж и т.п.).
II. Этап.
Игры на ковралине с разным делением: на 2, 3, 4, 9 частей (см. образец).
Цель: учить детей анализировать элементарную схему и соотношение предмета в пространстве. Выполнять действия заданные схемой. Введение в активный словарь слов: вверху, внизу, слева, справа, посередине, левый верхний угол и т.д , и т.п
Материал: игровые ковролины с разным количеством делений, таблицы-образцы, набор геометрических фигур, блоки Дьенеша, набор мелких игрушек.
“Кто где живет”, “Рассели по квартирам”.
Раскладывание геометрических фигур:
1-й вариант: по заданному образцу (педагог показывает образец, рассматривает, поясняет, предлагает выполнить точно также).
2-й вариант: по словесному указанию (педагог говорит, где должна находится геометрическая фигура, например: “Красный квадрат положите в правый верхней угол и т.д.”. Ребенок выполняет действия. В дальнейшем количество словесных указаний увеличивается, например: “Положите красный квадрат в правый верхний угол, а синий квадрат в левый нижний угол” и т.п.).
3-й вариант: по памяти. (Педагог предлагает рассмотреть образец и убирает его. Дети раскладывают по памяти.)
Самостоятельная деятельность:
- раскладывание фигур по образцу,
- по замыслу.
“Что изменилось?”, “Какой фигуры не хватает?”
Игра проводится на предварительно подготовленном ковролине. Педагог предлагает рассмотреть игровой ковролин, уточняет местоположение каждого предмета на ковролине, а затем просит детей закрыть глаза и:
- Убирает 1 предмет;
- Меняет местами 2 предмета;
- Меняет местами или убирает 2 и более предметов.
“Отгадай кто где живет”.
Цель: учить детей понимать символику (“Кодирование геометрических фигур”). Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и по схеме. Развивать образную речь, расширять словарный запас.
Материал: игровое поле разделенное на определенное кол-во частей, образцы с “закодированными” геометрическими фигурами (образцы прилагаются), набор геометрических фигур.
Ход: Педагог показывает детям таблицу-образец с закодированными геометрическими фигурами, предлагает внимательно рассмотреть и определить место положения каждой фигуру, выложить на игровом поле.
“Шаг за шагом”.
Цель: Учить детей ориентироваться в пространстве по схеме. Закреплять умение зрительно воспринимать и понимать последовательность выполнения действий, ориентируясь на направления указанной стрелкой.
1-й вариант: Двигаться по клеточкам в соответствии с картой-схемой движения (образец не убирается).
2-й вариант: Образец анализируется и убирается (движение по игровому полю осуществляется по памяти).
3-йвариант: Движение осуществляется по словесному указанию педагога (в дальнейшем ребенка).
III. Этап.
Выполнение заданий на маркерной доске.
Цель: Формировать у детей пространственно-образное мышление; чувственное, зрительное и слуховое восприятие; творческое воображение: графические умения; развивать глазомер.
Материал: маркерная доска, фломастеры разного цвета, салфетка, готовые образцы.
Варианты:
- Найди и обведи.
- Продолжи ряд.
- Заштрихуй клеточки в красный цвет (разное направление штриховки и т.п.).
- Нарисуй точке домик.
- Укрась рисунок точками (точки ставятся только на пересечении клеток).
- Нарисуй заборчик.
- Нарисуй фигуры по образцу.
- И т.п.
IV. Этап.
Работа в тетрадях в крупную клеточку, графические диктанты
Цель: Продолжать работу по формированию пространственно-образного мышления, развивать зрительное и слуховое восприятие, глазомер, творческое воображение, аккуратность, умение работать в тетрадях; графические умения, мелкую моторику рук. Развивать образную речь.
Материал: тетради в крупную клетку, простые и цветные карандаши марки М-2М.
Условия:
Во время выполнения упражнений нельзя поворачивать тетрадь. Линии можно проводить только один раз, ошибки не исправляются, не стираются, задания выполняются до конца. Если ребенок справился с заданием предложить ему заштриховать, придумать сюжет. Если ребенок в середине задания ошибся то: а) можно подсказать как продолжить задание, б) ребенок прекращает делать задание, переключается на игры, в дальнейшем педагог индивидуально занимается с ним.
Варианты:
- Найди и обведи.
- Продолжи ряд.
- Нарисуй по точкам.
- Нарисуй по образцу.
- Волшебная точка (словесный диктант).
- Графическое рисование в тетрадях по замыслу.