Цели урока:
- формировать у обучающихся умения:
– выделять разные свойства в одном предмете и непосредственно сравнивать предметы по разным признакам: длине, ширине, цвету, форме, материалу, количеству, площади, объему;
– моделировать отношения равенства и неравенства величин с помощью схем и формул; - развивать познавательный интерес.
Задачи урока:
1. Сравнивать и классифицировать геометрические фигуры по их свойствам.
2. Классифицировать предметы в группы по одинаковости признаков.
3. Моделировать изученные арифметические зависимости.
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия
Коммуникативные УУД: совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Ожидаемые результаты:
Ученики смогут:
– выбирать способ сравнения предметов, проводить сравнение;
– использовать буквенную и знаковую символику как средство фиксации признака, по
которому сравниваются одни и те же предметы;
– использовать математическую терминологию при записи формул.
Оборудование урока: Компьютер, проектор, интерактивная доска, документ– камера, карточки с заданиями для групповой работы, презентация по теме урока, ЭОР (УМК “Нач. школа. Уроки Кирилла и Мефодия), фонограмма песни “ Что такое Новый год?”.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Ход урока
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | ||||||||
Организационный момент. | Коммуникативные УУД, регулятивные УУД |
Эмоциональный настрой на урок
– Вы готовы начать урок? Огонек общения: – Встаньте в круг, обняв друг друга за плечи, улыбнитесь и прошепчите
на ушко своему товарищу, что хотели бы пожелать ему на уроке. |
Свободные высказывания детей. Показывают смайлики. Произносят свои пожелания. |
||||||||
Актуализация опорных знаний. | Личностные УУД, коммуникативные УУД, регулятивные УУД |
Математическая разминка. К нам сегодня пришли на урок Маша, Алеша и Сам Самыч и предлагают поиграть в игру “Да–нет”. Правила игры. Если вы согласны с тем, что говорится о геометрических фигурах, то показываете знак “согласия” да, если нет “не согласия”. Презентация. Слайд 2.
Оцените свою работу. – Что пожелаете ребятам, которые ошибались? |
Слушают. – (прямоугольник) Оценивают с помощью знаков – Не попадаться в ловушки |
||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Регулятивные УУД, личностные УУД. |
– По каким признакам умеем сравнивать
фигуры и предметы? Вывод: Предметы сравниваются по: – Как можно фиксировать результат сравнения? |
Перечисляют признаки, по которым можно сравнивать
предметы – При помощи схем и формул. |
||||||||
Обобщение и систематизация знаний. | Личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.
|
1) ЭОР (УМК “Нач. школа. Уроки Кирилла и
Мефодия) Урок 01. (Форма, цвет, размер.) А) № 10. Расположи фигуры так, чтобы в каждой строке были фигуры одного и того же цвета, а в каждом столбике– фигуры одинаковой формы. Б) № 16. Разгадай головоломку Кузи и Дуси. Вывод: – По каким признакам располагали и сравнивали предметы? |
Выходят к доске и выполняют задания, остальные контролируют и оценивают работу с помощью знаков |
||||||||
Физкультминутка. |
Личностные УУД, |
Поиграем в игру “Хлопать– топать”. Правила игры: Я показываю вам 2 предмета. Если они одинаковые (признак, по которому нужно сравнивать, пока не называть), то вы должны хлопать, а если предметы разные, то – топать. Показать:
– Почему показываете знак “ловушка”? Вывод: – Что надо делать, чтобы не ошибаться? 2) Работа в группах. Наши друзья предлагают поработать в группах. Повторим правила работы в группах. (Дети занимают места в группах, распределяют поручения.) Маша, Алеша и Сам Самыч принесли нам на урок предметы и геометрические фигуры . – Хотите узнать какие? Отгадайте загадки. Дети читают вслух и отгадывают загадки. Загадка для 1-й группы. Слайд 3 – Что же это? (Получают 2 круга разного размера, но одинакового цвета.) Загадка для 2-й группы. Слайд 4 – Кто догадался? (Получают 2 пенала разной длины.) Загадка для 3-й группы. Слайд 5. – А это что? (Получают 2 стакана с водой разной формы и 2 одинаковых пустых стакана.) – Загадка для 4-й группы. Слайд 6 – Ответьте хором. (Получают 2 карандаша разного цвета.) Наши друзья предлагают вам такие задания. (Раздать листочки с заданиями, а также чистые листы, линейки и фломастеры для работы.) Задания напечатаны на листочках: |
– По цвету и форме Выполняют движения: Показывают знак “ловушка”. – Так как сделаны из одинакового материала, но разной формы Быть внимательным и не попадаться в ловушки Работаем сообща. Слушаем товарища, договариваемся. Да. Отгадывают загадки. Кружок Пенал Стаканы Карандаш |
||||||||
Приступаем к выполнению заданий Проверка: лидеры выходят к доске и защищают работу своей группы Вывод: – По какому признаку сравнивали? Проверим! Слайд 7
– Оценим работу групп. |
Оценка выполнения работы – по площади; Свободные высказывания детей |
||||||||||
Физкультминутка.
|
Личностные УУД, коммуникативные УУД.
|
Поиграем в игру “ Назови предмет” Правила игры: Все встают в круг. Один из играющих стоит посередине. Он указывает на кого – нибудь и говорит: – Назови 5 предметов желтого (или другого) цвета. |
Слушают. Играют в игру. |
||||||||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Личностные УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД.
|
Слайд 8 1) Перед вами схема. – О чем она вам рассказала?
– Предложите свои задания. 2) Самостоятельное выполнение работы. Проверка. (2–3 ученика выполняют задание на доске) Оценка выполнения работ по волшебной линеечке – По какому признаку сравнивали фигуры или предметы? 3) Проверь себя! 1 вариант – с. 85 задание 2) 2 вариант – с. 85 задание 3) Проверка выполнения работы с использованием документ – камеры Взаимопроверка. – Поменяйтесь тетрадями, проверим, как выполнили задание ребята 1
варианта. Вывод: – По каким же признакам мы научились сравнивать фигуры и предметы? Слайд 9
– Кто догадался, почему в последней графе я поставила вопросительный знак? |
– Сравнивают 2 фигуры или 2 предмета. Предлагают задания, например: сравнить отрезки, к схеме записать формулу и т.д. Называют признаки. Самостоятельно выполняют задания. Ученик 1 варианта объясняет, как выполнил задание, используя документ – камеру. Оценивают работу ученика. Задают вопросы. Ученик 2 варианта объясняет, как выполнил задание. Оценивают работу ученика. Задают вопросы. Оценивают работу товарища по парте. Перечисляют признаки, по которым можно сравнивать предметы. Узнаем новый признак. |
||||||||
Постановка задачи на следующий урок. | Регулятивные УУД, личностные УУД. |
– На следующем уроке математики откроем новый признак. | |||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Регулятивные УУД, коммуникативные УУД, личностные УУД |
Наш урок подходит к концу.
– Какую цель мы ставили на уроке? Скоро Новый год. Давайте оценим свое настроение на уроке с помощью елочки. Детям раздаются вырезанные из бумаги игрушки, которые они раскрашивают в разные цвета. Красный – очень хорошее настроение; зеленый – хорошее настроение; синий – грустно. (Звучит фонограмма песни “ Что такое Новый год?” ) Приложение 2 Ученики вешают игрушки на елочку, которая прикреплена к доске. – Дети, вы хорошо потрудились на уроке, помогали друг другу и учителю. Спасибо за урок! Все молодцы! Слайд 10 |
Сравнивать фигуры и предметы по разным признакам Было легко… Было трудно… Свободные высказывания детей Каждый ребенок рисует свое настроение в течение минуты. |
Список использованной литературы
- Александрова Э.И. Математика. 1 кл.: В 2-х кн. Кн. 1 / Э. И. Александрова. – 10-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
- 2. Учебно-методический комплект “Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия” математика 1 класс (Урок 01, Форма, цвет, размер №10, №16).