Цель: формирование умение решать уравнения способом подбора.
Задачи:
- Сформулировать понятие “уравнение”;
- Продолжить формирование умения решать уравнения способом подбора.
- Создать условия для формирования адекватной самооценки;
- Развивать навык самоконтроля;
- Учить планировать свои действия и осуществлять контроль над результатом и способом решения;
- Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, работать в парах;
- Создавать условия для формирования умения контролировать действия партнера.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку с героями мультфильма “Маша и Медведь”, карточки для учащихся при работе в парах, учебник, сигнальные карточки учащихся.
Ход урока
Объявление темы и цели урока.
1. Чистописание
Задача: закреплять способ самопроверки и самоконтроля (сравнение с образцом).
Логическое задание: “Какие числа пропущены?”
72, 75, …, 81, 84, …, 90.
(Учащиеся записывают пропущенные числа, и самое красивое число желтым карандашом закрашивают “солнышком”.)
Рисунок 1
– У кого в тетради появилось “солнышко”?
– Составьте тему урока, воспользовавшись представленным “ключом”.
76 – Разгадывать,
78 – решать,
80 – неравенства,
85 – вычислять,
87 – уравнения,
89 – равенства.
– Определим цель урока, исходя из способа решений уравнений, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
(Решать уравнения способом подбора.)
2. Характеристика записанных чисел (устно).
Задача: построение учащимися монологического высказывания, критически относиться к своей позиции, задавать вопросы по услышанному ответу.
– Дайте характеристику записанным числам.
(Один ученик рассказывает все, что он может сказать о числе, дети оценивают, используя сигнальные карточки.)
Устный счет.
1. Проверка домашнего задания.
– О чем задача?
– В каком виде выполнили краткую запись?
– Каким действием решали задачу? Почему?
– Прочитайте ответ задачи.
2. Решение простой задачи.
Задача: составлять текстовую задачу по краткой записи, осуществлять самоконтроль за результатом решения путем составления обратных задач.
– Составьте задачу по краткой записи.
(Маша смотрела по телевизору детскую передачу 20 мин, а потом мультфильм 25 мин. Сколько времени Маша смотрела телевизор?)
Рисунок 2.
3. Игра “Помогите медведю собрать вкусную малинку” (работа в парах).
Задача: закреплять умение работать в парах, сравнивать представленные выражения, выделять общие признаки и составлять верные равенства, доказывая свое решение вычислением.
– Чем похожи эти выражения?
Рисунок 3
– Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными. Докажите свое решение.
Тема урока.
1. Повторение.
Задача: сформулировать понятие “уравнение”, составить алгоритм решения уравнения способом подбора.
– Что такое уравнение?
– Что значит “решить уравнение”?
– Как проверить свое решение?
2. Игра на внимание “Найдите “лишние” записи”.
Задача: закреплять умения анализировать представленные записи и находить среди них уравнения, обосновывая свое решение, решать уравнения по алгоритму.
Рисунок 4
– Выполните решение уравнений по алгоритму.
1. Прочитайте уравнение, запишите.
2. Подберите значение неизвестного, запишите.
3. Сделайте проверку, убедитесь, что запись верная.
3. Самостоятельная работа по алгоритму. С.82 №1 (1).
Задача: закреплять навык самостоятельной работы по алгоритму.
Повторение.
1. Решение задачи № 3 (1).
Задача: учить анализировать, осмысливать, какая информация из условия нужна для решения задачи, преобразовывать информацию, составляя краткую запись, решать задачу разными способами, работать по алгоритму.
Алгоритм работы над задачей.
- Прочитайте задачу.
- Составьте краткую запись.
- Составьте план решения.
- Запишите решение.
- Проверьте свое решение.
- Запишите ответ.
– Каким способом можно проверить, правильно ли решена данная задача?
(Данная задача имеет второй способ решения.)
2. Задания на внимание.
Задача: закреплять вычислительные навыки путем нахождения и исправления ошибок, анализа представленных высказываний с точки зрения истинности.
Игра “Найдите ошибки”.
– Найдите ошибки в числовых выражениях и запишите эти выражения правильно.
Рисунок 5.
Игра “Соберите бусинки”.
(Если высказывание верно, учащиеся рисуют в тетради бусинку, если ложно – ниточку.)
– Сумма чисел 20 и 3 равна 23.
– Разность чисел 40 и 8 равна 38.
– Если к 9 прибавить 12, получится 20.
– Если из 33 вычесть 3, получится 30.
– Число 75 больше 70 на 5.
Геометрический рисунок (работа в парах).
Задача: учить работать в парах, осуществлять осмысленный отбор информации для решения задачи, критически относиться к своему решению, убеждать другого человека, самоконтроль по представленному ответу.
– Из каких фигур состоит рыбка? Сколько таких фигур?
Рисунок 6.
– Кто смог увидеть указанное количество фигур?
(На доске представлен результат.)
Рисунок 7.
Рефлексия урока.
– Повторите тему урока.
– Чему учились на уроке?
– Что такое уравнение?
– Как проверить результат решения уравнения?
– Что было на уроке легко, а что трудно?
– За что бы вы похвалили себя? Оцените свою работу на уроке (сигнальные
карточки).