Урок математики по программе "Школа России". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: формирование умение решать уравнения способом подбора.

Задачи:

  1. Сформулировать понятие “уравнение”;
  2. Продолжить формирование умения решать уравнения способом подбора.
  3. Создать условия для формирования адекватной самооценки;
  4. Развивать навык самоконтроля;
  5. Учить планировать свои действия и осуществлять контроль над результатом и способом решения;
  6. Развивать умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, работать в парах;
  7. Создавать условия для формирования умения контролировать действия партнера.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку с героями мультфильма “Маша и Медведь”, карточки для учащихся при работе в парах, учебник, сигнальные карточки учащихся.

Ход урока

Объявление темы и цели урока.

1. Чистописание

Задача: закреплять способ самопроверки и самоконтроля (сравнение с образцом).

Логическое задание: “Какие числа пропущены?”

72, 75, …, 81, 84, …, 90.

(Учащиеся записывают пропущенные числа, и самое красивое число желтым карандашом закрашивают “солнышком”.)

Рисунок 1

– У кого в тетради появилось “солнышко”?

– Составьте тему урока, воспользовавшись представленным “ключом”.

76 – Разгадывать,
78 – решать,
80 – неравенства,
85 – вычислять,
87 – уравнения,
89 – равенства.

– Определим цель урока, исходя из способа решений уравнений, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

(Решать уравнения способом подбора.)

2. Характеристика записанных чисел (устно).

Задача: построение учащимися монологического высказывания, критически относиться к своей позиции, задавать вопросы по услышанному ответу.

– Дайте характеристику записанным числам.

(Один ученик рассказывает все, что он может сказать о числе, дети оценивают, используя сигнальные карточки.)

Устный счет.

1. Проверка домашнего задания.

– О чем задача?
– В каком виде выполнили краткую запись?
– Каким действием решали задачу? Почему?
– Прочитайте ответ задачи.

2. Решение простой задачи.

Задача: составлять текстовую задачу по краткой записи, осуществлять самоконтроль за результатом решения путем составления обратных задач.

– Составьте задачу по краткой записи.

(Маша смотрела по телевизору детскую передачу 20 мин, а потом мультфильм 25 мин. Сколько времени Маша смотрела телевизор?)

Рисунок 2.

 3. Игра “Помогите медведю собрать вкусную малинку” (работа в парах).

Задача: закреплять умение работать в парах, сравнивать представленные выражения, выделять общие признаки и составлять верные равенства, доказывая свое решение вычислением.

– Чем похожи эти выражения?

Рисунок 3

– Вставьте пропущенные числа, чтобы равенства были верными. Докажите свое решение.

Тема урока.

1. Повторение.

Задача: сформулировать понятие “уравнение”, составить алгоритм решения уравнения способом подбора.

– Что такое уравнение?
– Что значит “решить уравнение”?
– Как проверить свое решение?

2. Игра на внимание “Найдите “лишние” записи”.

Задача: закреплять умения анализировать представленные записи и находить среди них уравнения, обосновывая свое решение, решать уравнения по алгоритму.

Рисунок 4

– Выполните решение уравнений по алгоритму.

1. Прочитайте уравнение, запишите.
2. Подберите значение неизвестного, запишите.
3. Сделайте проверку, убедитесь, что запись верная.

3. Самостоятельная работа по алгоритму. С.82 №1 (1).

Задача: закреплять навык самостоятельной работы по алгоритму.

Повторение.

1. Решение задачи № 3 (1).

Задача: учить анализировать, осмысливать, какая информация из условия нужна для решения задачи, преобразовывать информацию, составляя краткую запись, решать задачу разными способами, работать по алгоритму.

Алгоритм работы над задачей.

  1. Прочитайте задачу.
  2. Составьте краткую запись.
  3. Составьте план решения.
  4. Запишите решение.
  5. Проверьте свое решение.
  6. Запишите ответ.

– Каким способом можно проверить, правильно ли решена данная задача?

(Данная задача имеет второй способ решения.)

2. Задания на внимание.

Задача: закреплять вычислительные навыки путем нахождения и исправления ошибок, анализа представленных высказываний с точки зрения истинности.

Игра “Найдите ошибки”.

– Найдите ошибки в числовых выражениях и запишите эти выражения правильно.

Рисунок 5.

Игра “Соберите бусинки”.

(Если высказывание верно, учащиеся рисуют в тетради бусинку, если ложно – ниточку.)

– Сумма чисел 20 и 3 равна 23.
– Разность чисел 40 и 8 равна 38.
– Если к 9 прибавить 12, получится 20.
– Если из 33 вычесть 3, получится 30.
– Число 75 больше 70 на 5.

Геометрический рисунок (работа в парах).

Задача: учить работать в парах, осуществлять осмысленный отбор информации для решения задачи, критически относиться к своему решению, убеждать другого человека, самоконтроль по представленному ответу.

– Из каких фигур состоит рыбка? Сколько таких фигур?

Рисунок 6.

– Кто смог увидеть указанное количество фигур?

(На доске представлен результат.)

 Рисунок 7.

Рефлексия урока.

– Повторите тему урока.
– Чему учились на уроке?
– Что такое уравнение?
– Как проверить результат решения уравнения?
– Что было на уроке легко, а что трудно?
– За что бы вы похвалили себя? Оцените свою работу на уроке (сигнальные карточки).