Модифицированная образовательная программа развивающего курса для дошкольников

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Актуальность: Курс позволяет осуществлять безболезненный переход от детского сада к школьному обучению, снизить риск тревожности и возникновения трудностей в обучении.
Социальная значимость: Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей дошкольного возраста.
Цель обучения: Создание условий для гармоничного развития интеллектуальных, физических, духовных задатков детей.
Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования.
Задачи обучения:
  • Формирование психологической готовности к школьному обучению (познавательное и эмоционально-волевое развитие).
  • Формирование социального статуса "Я – школьник" – внутренней позиции по отношению к школьному обучению.
  • Развитие образного, вербально-логического мышления и других познавательных процессов.
  • Формирование кругозора, творческого воображения, развитие любознательности, расширение словарного запаса.
  • Формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Организация сотрудничества детей, родителей и учителя.
Возраст детей: 5,5-6,5 лет
Сроки реализации программы: 7 месяцев
Формы и режим занятий: Основной формой работы развивающего курса являются групповые занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 занятия в день с октября по апрель месяц. Время одного занятия 25 мин (основание СаНПиН 2.4.1.2660-10).
Ожидаемый результат и способы проверки: К концу обучения по развивающему курсу должно быть достигнуто дальнейшее продвижение детей в развитии речи, мышления, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, овладение основными знаниями, умениями и навыками.

Дети будут знать:

  • Знать цифры: 0,1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
  • уметь считать до и обратно, от 6 до , от 7 до 2 и т. д.;
  • уметь называть последующее и предыдущее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
  • знать знаки: +, –, =, >, <;
  • уметь сравнивать числа первого десятка;
  • уметь соотносить цифру и число предметов;
  • уметь сравнивать две группы предметов;
  • уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
  • знать название фигур: треугольник, квадрат, круг;
  • уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
  • уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между».
  • уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.
  • Уметь чётко произносить все звуки речи;
  • уметь интонационно выделять звук в словах;
  • уметь выделять заданный звук в потоке речи;
  • уметь определять место звука в слове;
  • уметь произносить слова по слогам;
  • уметь составлять предложения из –5 слов;
  • уметь называть в предложении только 1–е слово, только 2–е слово и т. д.;
  • уметь использовать обобщающие понятия: «Медведь, лиса, заяц – это животные.»;
  • уметь составлять рассказ по картинке;
  • уметь составлять несколько предложений о предмете;
  • уметь различать жанры художественной литературы: сказка, рассказ, стихотворение, басня;
  • уметь наизусть читать любимые стихотворения;
  • знать автора прочитанного стихотворения;
  • уметь последовательно передавать содержание сказки.
  • Правильно держать в руке карандаш;
  • уметь раскрашивать цветными карандашами;
  • знать основные правила штриховки;
  • уметь штриховать карандашами;
  • уметь писать наклонные и прямые линии.

Способами проверки являются тестирование, собеседование.

Формы подведения итогов Выставки работ учащихся, праздник « Мы теперь не просто дети»

Организация занятий подготовки к обучению в школе

Структура дошкольного образования: подготовка к обучению в школе. Возраст 5,5 – 6,5 лет. Продолжительность — 7 месяцев. Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 30 апреля.
Вид учебной группы – постоянный без конкретного отбора.
Форма и режим занятий: группа обучается 7 месяцев. Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 занятия. Занятие состоит из трех составляющих по 25 минут «Истоки грамоты», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие мышления». Между занятиями педагог проводит двигательные игровые перемены по 15 минут.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
группы раннего развития творческих способностей детей« Гармония»нагрузка 6 занятий в неделю

№пп

Наименование курса

Форма предоставления услуг (индивидуальная, групповая)

Количество занятий в неделю

Количество занятий всего

1 «Истоки грамоты»

групповая

2

52

2 «Ознакомление с окружающим миром»

групповая

2

52

3 «Развитие мышления»

групповая

2

52

Программа группы раннего развития творческих способностей детей

Цель курса: обеспечить всестороннее развитие детей, формирование основ функциональной готовности к школьному обучению.

Задачи развивающего курса для дошкольников:

  • Формирование психологической готовности к школьному обучению (познавательное и эмоционально-волевое развитие). Формирование социального статуса "Я – школьник" – внутренней позиции по отношению к школьному обучению
  • Развитие образного, вербально-логического мышления и других познавательных процессов.
  • Формирование кругозора, творческого воображения, развитие любознательности, расширение словарного запаса
  • Формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками
  • Развитие мелкой моторики руки
  • Организация сотрудничества детей, родителей и учителя.

Работа базируется на следующих идеях:

– детство – уникальный, самоценный период жизни человека, в котором закладываются основы личностной культуры, и предопределяется жизненный путь личности;
– образование – важнейший фактор развития человека, общества и государства;
– ребенок старшего дошкольного возраста – субъект детских видов деятельности, поведения, активно входящий в культуру и социум,
– возможность становления в стар­шем дошкольном возрасте интегративных личностных характери­стик, определяющих способность ребенка к решению доступных за­дач;
– возрастных психических и пси­хофизиологических особенностях детского развития, кризисных периодах, предопределяющих естественный природе ребенка переход на новый школьный уровень образования;
– психолого-педагогическом понятии «готовность ребенка к школьному обучению», склады­вающемуся из различных видов готовности: физической, лич­ностной, мотивационно-волевой, интеллектуальной, специ­альной;
– исторически сложившейся системе дошкольного образования, ори­ентированной на сохранение здоровья ребенка, его гармоничное, всестороннее развитие и подготовку к школе;
– преемственности и непрерывно­сти дошкольного и начального общего образования;
– содержании образования детей дошкольного возраста, имеющем развивающую и воспитательную направленность, обеспечиваю­щим единство социализации и индивидуализации ребенка, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи в процессе жизнедеятельности;
– целостности процесса образова­ния (единства воспитания, обу­чения и развития) детей дошкольного возраста как со­вокупности педагогических усло­вий, направленных на развитие личности ребенка, раскрытие его индивидуального мира, способностей и склонностей, накопление опыта общения и взаимодействия с миром, культурой и людьми;
– вариативности современного дошкольного образования,
– семье как важнейшем институте воспитания, факторе развития и образования ребенка дошкольного возраста.

Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста:

– обеспечивает образование и воспитание детей в соответствии с требованиями программы курса и Устава образовательного учреждения;
– несет ответственность за жизнь и здоровье детей, нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством РФ и Конвенцией о правах ребенка;
– изучает особенности развития каждого ребенка, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие;
– сотрудничает с семьей по вопросам образования ребенка;
– повышает квалификацию и профессиональное мастерство.

В программу для дошкольников включены следующие курсы занятий:

– развитие речи и подготовка к чтению и письму
– формирование математических представлений
– развитие мелкой моторики руки
– занятия с психологом

Программно-методическое обеспечение развивающего курса

Основной формой работы развивающего курса являются групповые занятия с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности.
Для проведения занятий отводится отдельный кабинет, оснащенный техническими средствами обучения и оборудованный мебелью для дошкольников. Организован питьевой режим.

Курс ориентирован на запросы родителей и рассчитан на детей 5,5 – 6,5 летнего возраста и 7 месяцев обучения.

Занятие строится в занимательной форме с использованием игр, викторин, занимательного материала с частым изменением видов деятельности, что соответствует возрастным особенностям ребёнка данного возраста. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которой постепенно будут закладываться система знаний и формироваться потребность к дальнейшему процессу обучения. Основным результатом занятий является социализация детей, выработка компетенций, связанных с общением между собой и со взрослыми. В течение занятия проводятся физкультминутки. Между занятиями предусмотрены динамические паузы.

Продолжение статьи