Пояснительная записка
Актуальность: | Курс позволяет осуществлять безболезненный переход от детского сада к школьному обучению, снизить риск тревожности и возникновения трудностей в обучении. |
Социальная значимость: | Удовлетворение запросов родителей в развитии индивидуальных способностей детей дошкольного возраста. |
Цель обучения: | Создание условий для гармоничного
развития интеллектуальных, физических, духовных
задатков детей. Подготовка детей к обучению на начальной ступени образования. |
Задачи обучения: |
|
Возраст детей: | 5,5-6,5 лет |
Сроки реализации программы: | 7 месяцев |
Формы и режим занятий: | Основной формой работы развивающего
курса являются групповые занятия с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей
старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся преимущественно в игровой форме, позволяющей оптимально спланировать и донести до детей содержание учебного материала, сформировать навыки и умения, развить их способности. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 занятия в день с октября по апрель месяц. Время одного занятия 25 мин (основание СаНПиН 2.4.1.2660-10). |
Ожидаемый результат и способы проверки: | К концу обучения по развивающему курсу
должно быть достигнуто дальнейшее продвижение
детей в развитии речи, мышления, психических
функций, формирование у них познавательных
интересов, коммуникативных умений и творческих
способностей, овладение основными знаниями,
умениями и навыками. Дети будут знать:
Способами проверки являются тестирование, собеседование. |
Формы подведения итогов | Выставки работ учащихся, праздник « Мы теперь не просто дети» |
Организация занятий подготовки к обучению в школе
Структура дошкольного образования: подготовка
к обучению в школе. Возраст 5,5 – 6,5 лет.
Продолжительность — 7 месяцев. Подготовка детей
к школе начинается с 1 октября и длится до 30
апреля.
Вид учебной группы – постоянный без конкретного
отбора.
Форма и режим занятий: группа обучается 7 месяцев.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 занятия.
Занятие состоит из трех составляющих по 25 минут
«Истоки грамоты», «Ознакомление с окружающим
миром», «Развитие мышления». Между занятиями
педагог проводит двигательные игровые перемены
по 15 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
группы раннего развития творческих
способностей детей« Гармония»нагрузка 6 занятий
в неделю
№пп | Наименование курса |
Форма предоставления услуг (индивидуальная, групповая) |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий всего |
1 | «Истоки грамоты» | групповая |
2 |
52 |
2 | «Ознакомление с окружающим миром» | групповая |
2 |
52 |
3 | «Развитие мышления» | групповая |
2 |
52 |
Программа группы раннего развития творческих способностей детей
Цель курса: обеспечить всестороннее развитие детей, формирование основ функциональной готовности к школьному обучению.
Задачи развивающего курса для дошкольников:
- Формирование психологической готовности к школьному обучению (познавательное и эмоционально-волевое развитие). Формирование социального статуса "Я – школьник" – внутренней позиции по отношению к школьному обучению
- Развитие образного, вербально-логического мышления и других познавательных процессов.
- Формирование кругозора, творческого воображения, развитие любознательности, расширение словарного запаса
- Формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками
- Развитие мелкой моторики руки
- Организация сотрудничества детей, родителей и учителя.
Работа базируется на следующих идеях:
– детство – уникальный, самоценный период
жизни человека, в котором закладываются основы
личностной культуры, и предопределяется
жизненный путь личности;
– образование – важнейший фактор развития
человека, общества и государства;
– ребенок старшего дошкольного возраста –
субъект детских видов деятельности, поведения,
активно входящий в культуру и социум,
– возможность становления в старшем дошкольном
возрасте интегративных личностных
характеристик, определяющих способность
ребенка к решению доступных задач;
– возрастных психических и
психофизиологических особенностях детского
развития, кризисных периодах, предопределяющих
естественный природе ребенка переход на новый
школьный уровень образования;
– психолого-педагогическом понятии «готовность
ребенка к школьному обучению», складывающемуся
из различных видов готовности: физической,
личностной, мотивационно-волевой,
интеллектуальной, специальной;
– исторически сложившейся системе дошкольного
образования, ориентированной на сохранение
здоровья ребенка, его гармоничное, всестороннее
развитие и подготовку к школе;
– преемственности и непрерывности дошкольного
и начального общего образования;
– содержании образования детей дошкольного
возраста, имеющем развивающую и воспитательную
направленность, обеспечивающим единство
социализации и индивидуализации ребенка,
развитие способности самостоятельно решать
доступные задачи в процессе жизнедеятельности;
– целостности процесса образования (единства
воспитания, обучения и развития) детей
дошкольного возраста как совокупности
педагогических условий, направленных на
развитие личности ребенка, раскрытие его
индивидуального мира, способностей и
склонностей, накопление опыта общения и
взаимодействия с миром, культурой и людьми;
– вариативности современного дошкольного
образования,
– семье как важнейшем институте воспитания,
факторе развития и образования ребенка
дошкольного возраста.
Педагог, работающий с детьми дошкольного возраста:
– обеспечивает образование и воспитание детей
в соответствии с требованиями программы курса и
Устава образовательного учреждения;
– несет ответственность за жизнь и здоровье
детей, нарушение прав и свобод в соответствии с
законодательством РФ и Конвенцией о правах
ребенка;
– изучает особенности развития каждого ребенка,
состояние его здоровья, эмоциональное
самочувствие;
– сотрудничает с семьей по вопросам образования
ребенка;
– повышает квалификацию и профессиональное
мастерство.
В программу для дошкольников включены следующие курсы занятий:
– развитие речи и подготовка к чтению и письму
– формирование математических представлений
– развитие мелкой моторики руки
– занятия с психологом
Программно-методическое обеспечение развивающего курса
Основной формой работы развивающего курса
являются групповые занятия с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей старшего
дошкольного возраста.
Занятия проводятся преимущественно в игровой
форме, позволяющей оптимально спланировать и
донести до детей содержание учебного материала,
сформировать навыки и умения, развить их
способности.
Для проведения занятий отводится отдельный
кабинет, оснащенный техническими средствами
обучения и оборудованный мебелью для
дошкольников. Организован питьевой режим.
Курс ориентирован на запросы родителей и рассчитан на детей 5,5 – 6,5 летнего возраста и 7 месяцев обучения.
Занятие строится в занимательной форме с использованием игр, викторин, занимательного материала с частым изменением видов деятельности, что соответствует возрастным особенностям ребёнка данного возраста. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которой постепенно будут закладываться система знаний и формироваться потребность к дальнейшему процессу обучения. Основным результатом занятий является социализация детей, выработка компетенций, связанных с общением между собой и со взрослыми. В течение занятия проводятся физкультминутки. Между занятиями предусмотрены динамические паузы.