Традиционной ежегодной формой представления воспитателями своего педагогического опыта работы в ГБОУ «Школа-интернат № 3» г. Сыктывкара (далее школа-интернат) являются открытые занятия на своих классах-группах (на внутришкольном и республиканском уровнях) с использованием элементов различных современных педагогических технологий.
Руководители методических объединений воспитателей среднего и старшего звена в поиске новых форм представления педагогического опыта воспитателями школы-интерната, и в поиске новых педагогических технологий работы с педагогами и воспитанниками остановили свой выбор на проведении совместных общешкольных мероприятий в каждом звене как коллективное творческое дело (далее КТД).
Почему выбор пал на КТД? Создатель методики КТД, иначе «педагогики сотрудничества», «педагогики социального творчества», «коллективного творческого воспитания» и др. – Игорь Петрович Иванов (1923-1992), доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ (Ленинградский государственный педагогический институт), лауреат премии имени А.С. Макаренко.
В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место.
Как пишут в литературе о КТД – это, прежде всего, насыщенная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников, это их общая деятельность. В этой жизни, в этой деятельности педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действуют вместе с ними и впереди них.
Четкая организация своей жизни, разнообразных дел – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.
И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.
КТД – это деятельность, общественно-важное дело. Первейшее его назначение – забота друг о друге, об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу.
Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами – как их общая забота.
Дело это – творческое, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет разные возможности.
КТД могут быть разными по содержанию. Но в каждом КТД решается целый «веер» педагогических задач. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.
Это эффективный метод воспитания, обучения и развития учащихся в поле позитивной деятельностной активности, коллективного авторства и положительных эмоций.
Главное, что КТД – это дела, в которых детей и взрослых объединяют общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строятся на принципах сотрудничества и сотворчества.
В литературе есть два варианта расшифровки аббревиатуры КТД – «коллективное творческое дело» и «коллективная творческая деятельность». По нашему мнению оба варианта не противоречат друг другу.
Традиционно КТД представляется как организационная форма коллективной деятельности, направленной на пользу и радость участников самого процесса и окружающих их людей.
Кроме того, нашей задачей стало – через коллективную творческую деятельность воспитателей и воспитанников реализовать содержание направлений воспитательной работы в течение учебного года, который мы назвали годом КТД.
Технология проведения КТД в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида.
Технология КТД в деятельности методических объединений воспитателей среднего и старшего звена школы-интерната совпадает с методикой КТД, основанной Ивановым И.П.
1-й этап. Предварительная работа.
Методика этапа по Иванову И.П. На основе проблем, существующих в коллективе, педагогических целей и задач идет обсуждение, что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? С кем вместе? Кому быть организатором? Т.е. выбирается коллективное творческое дело. Может проводиться конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты.
Реализация 1 этапа в школе-интернате.
Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели среднего и старшего звена.
На первых заседаниях методических объединений воспитателей среднего и старшего звена обсуждался вопрос о том, какие направления воспитательной работы можно реализовать через КТД. Воспитатели каждого класса (а это по 2 воспитателя) выбрали одно из направлений по своему желанию. Из 9 направлений воспитательной работы воспитатели среднего звена выбрали – 3 направления, воспитатели старшего звена – 5 направлений. Каждое направление воспитательной работы, как обычно, было закреплено за конкретным месяцем учебного года.
На заседании методических объединений педагоги договорились, что в течение месяца в каждую неделю должно быть проведено по 1–2 мероприятия для воспитанников звена (среднего или старшего). В конце месячника должно пройти мероприятие, завершающее месячник КТД. За весь месячник и «завершающее» мероприятие отвечают воспитатели одного класса, а за «рядовые» мероприятия – воспитатели других классов звена. Таким образом были определены мероприятия по всем выбранным месячникам.
2-й этап. Коллективное планирование.
Методика этапа по Иванову И.П. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.
Реализация 2 этапа в школе-интернате.
Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели среднего и старшего звена. По вопросам организации и проведения месячника проводилось отдельное заседание методического объединения (в каждом звене) перед каждым месячником. Таким образом анализировались положительные моменты и ошибки с предыдущего месячника и учитывались при подготовке предстоящего, то есть подводились промежуточные итоги большого КТД.
3-й этап. Коллективная подготовка.
Методика этапа по Иванову И.П. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же руководит выполнением задуманного.
Реализация 3 этапа в школе-интернате.
Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели и воспитанники среднего и старшего звена. После заседаний методических объединений воспитатели каждого класса-группы совместно с воспитанниками обсуждали предстоящую внутришкольную деятельность, распределяли поручения. Воспитатели координировали выполнение задуманного.
4-й этап. Проведение дела.
Методика этапа по Иванову И.П. Это приготовление перед началом, само проведение дела и его завершение, т.е. подведение итогов.
Реализация 4 этапа в школе-интернате.
Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели и воспитанники среднего и старшего звена. Проведение «рядовых» и «завершающих» мероприятий месячников отдельно в среднем и старшем звене (см. План мероприятий месячников КТД по направлениям воспитательной работы).
5-й этап. Коллективный анализ.
Методика этапа по Иванову И.П. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-огоньке, причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.
Реализация 5 этапа в школе-интернате.
Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели среднего и старшего звена.
После каждого месячника (завершающего занятия) обсуждалось его проведение.
Завершающее мероприятие засчитывалось ответственным воспитателям как открытое занятие, поэтому после его проведения проводился подробный анализ мероприятия. Самоанализ и анализ мероприятия проводился по обычной (традиционной) схеме и критериям: постановка цели занятия, умение определить структуру и организовать занятие, определение форм работы с воспитанниками, оптимальность содержания материала, деятельность воспитателя, деятельность воспитанников.
В конце учебного года руководители методических объединений среднего и старшего звена сделали аналитический срез мероприятий КТД:
– Всего в КТД года приняло участие 18 воспитателей (55 % от общего количества воспитателей школы-интерната), из них воспитателей среднего звена – 8 чел. (100 % от общего количества воспитателей среднего звена), воспитателей старшего звена – 10 чел. (100 % от общего количества воспитателей среднего звена).
– Всего в период КТД было проведено 50 мероприятий, из них: в среднем звене – 19, в старшем звене – 31.
– Количество мероприятий месячников КТД по направлениям воспитательной работы: Гражданско-патриотическое воспитание – 17 мероприятий (в среднем звене – 12, в старшем – 5); Полоролевое воспитание – 15 (в среднем звене – 7, в старшем – 8); Эстетическое воспитание – 6 (в старшем звене); Здоровый образ жизни – 7 (в старшем звене); Профессиональное, трудовое и экономическое воспитание – 5 (в старшем звене).
– Разнообразие форм проведенных мероприятий: анкетирование, социологические опросы, выпуск информационных листков, выпуск стенгазет, фотосессия, выпуск и презентация альбомов, презентации, сообщения-выступления, целевая прогулка, экскурсии, организация экскурсий, создание временного школьного музея, просмотр кинофильмов, трудовой десант, изготовление поделок, организация выставок, выставка-конкурс рисунков, мастерская, мастер-класс, посиделки, чаепитие с игровой программой, дегустация «коми кухни», неделя игр, акции, военно-игровая программа, военно-спортивная игра, деловая игра, бизнес-игра, викторины, танцевально-конкурсная программа, игра-соревнование, игра-испытание, конкурс-игра, спортивный конкурс, конкурс рекордов, песенный конкурс, ток-слайд-шоу, гала-концерт. Среди этих форм много таких, которые в школе-интернате использовались впервые.
– КТД дают возможность:
Воспитаннику | Коллективу воспитанников |
Воспитателю | Коллективу воспитателей |
– Реализовать и развить
свои способности; – проявить организаторские умения; – расширять коммуникативные навыки; – осваивать культурное, социальное пространство; – формировать личность. |
– Формировать коллектив
единомышленников; – проявлять взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь. |
– Раскрыть и развить
творческий, педагогический, личностный потенциал; – совершенствовать организаторские способности и возможности; – изучить коллектив класса-группы; – объединить учащихся, педагогов; – управлять процессом развития личности воспитанника; – развивать рефлексивные способности. |
– Формировать коллектив
единомышленников; – проявлять взаимопонимание, взаимоподдержку, взаимовыручку, взаимопомощь. |
Отзывы воспитателей о годе КТД:
– Так интересно мы еще не работали!
– Мы сдружились, сплотились, образовался творческий коллектив единомышленников, в процессе работы проявлялись взаимопонимание, взаимопомощь, многие воспитатели раскрыли свой творческий, педагогический, личностный потенциал.
– Дети участвовали с азартом, интересом, воодушевлением, поддерживали друг друга и чувствовали себя счастливыми.
На этом этапе коллектив воспитателей внес предложения на будущее: материалы по КТД этого учебного года собрать, систематизировать и оформить как методические рекомендации для распространения на республиканском и федеральном уровнях для участия в фестивалях, конкурсах, публикации в дефектологических журналах.
6-й этап. Ближайшее последействие.
Методика этапа по Иванову И.П. Коллективное осуществление тех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе.
Реализация 6 этапа в школе-интернате. Участники этапа: руководители методических объединений, воспитатели среднего и старшего звена. В разработке методических рекомендаций по проведению КТД в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида принимало участие 17 воспитателей. Эту деятельность можно назвать новым коллективным творческим делом.
План мероприятий месячников КТД по направлениям воспитательной работы
1. СРЕДНЕЕ ЗВЕНО (6–7 классы).
1.1. План мероприятий месячника КТД «Дни Коми культуры», посвященного 90-летию Республики Коми, по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание».
Ответственные за месячник: 7а класс, воспитатели Ставничук Н.П., Заплатина Н.Ю.
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 неделя. | ||
Анкетирование по теме «Что я знаю о Коми крае?» | 7а класс. | |
Социологический опрос «Любимое Коми блюдо». | 7а класс. | |
Дегустация «День Коми кухни». | 7а класс. | |
2 неделя. | ||
Неделя национальных игр «Коми народные игры». | 6а класс. | |
3 неделя. | ||
Посиделки «Куклы и качели в традициях народа коми».
Прогулка «Качание на качелях и скакание на доске». |
6б класс. | |
4 неделя. «Своими руками украсим дом». | ||
Мастерская «Коми поделки». | 7а класс. | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Гала-концерт «Край мой северный». (Приложение 3) |
7а класс. |
1.2. План мероприятий месячника КТД «Военная вертушка» по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание».
Ответственные за месячник: 6б класс, воспитатели Боева Л.Р., Шишова Л.А.
№ | Мероприятие (Каждый отряд (класс) получил секретное задание). | Ответственные |
Изготовление поздравительной газеты. | 6а класс | |
Уборка снега и мусора около памятника воинам ВОВ на Слободской площади. | 6б класс | |
Просмотр и обсуждение кинофильма «Сын полка». | 7а класс | |
Проведение викторины на военную тематику и МЧС. | 7б класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Военно-спортивная игра «Военная вертушка» (Приложение 4) |
6б класс |
1.3. План мероприятий месячника КТД «Семейная академия» по направлению «Полоролевое воспитание».
Ответственные за месячник: 7б класс, воспитатели Верникова С.В., Герасимова В.А.
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 неделя «А мы к ВАМ в гости» | ||
Чаепития с игровыми программами (с
приглашением другого класса). Выпуск стенгазет-отзывов о проведенном мероприятии. |
6–7 классы | |
Конкурс стенгазет-отзывов о проведенных чаепитиях с игровыми программами. | 6–7 классы | |
2 неделя «Семейный альбом». | ||
Выпуск «семейного» альбома (по классам). | 6–7 классы | |
Презентация «семейных» альбомов классов. | 7б класс | |
3 неделя «Своими руками украсим дом». | ||
Изготовление поделок: коллективных, индивидуальных. | 6–7 классы | |
Организация выставки «Очумелые ручки». | 7б класс | |
4 неделя | ||
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Деловая игра «Семейная академия». (Приложение 6) |
7б класс |
2. СТАРШЕЕ ЗВЕНО (8–11 классы).
2.1. План мероприятий месячника КТД по направлению «Гражданско-патриотическое воспитание».
Ответственные за месячник: 9 класс, воспитатели Степанова С.А., Алексеева Т.И.
№ | Мероприятие | Ответственные |
Экскурсия в военный гарнизон г. Сыктывкара | 8а класс | |
Создание музея игрушек военной техники. Экскурсии по музею игрушек военной техники. |
8б класс | |
Игра-соревнование «День зашифрованных заданий». | 10 класс | |
Соревнование «Курс молодого бойца» (для юношей к 23 февраля). | 11 класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Военно-игровая программа «Специальное задание». (Приложение 7) |
9 класс |
2.2. План мероприятий месячника КТД по направлению «Здоровый образ жизни».
Ответственные за месячник: 8б класс, воспитатели Козлова Т.Н., Остапенко Т.Е.
№ | Мероприятие | Ответственные |
Просмотр фильма по ЗОЖ «Табачный заговор». | 10 класс | |
Создание временного школьного музея «Музей
спортивных побед».
Организация экскурсий в «Музей спортивных побед». |
8б класс | |
Выпуск стенгазеты «Звезды спорта». (Приложение 9) | 8а класс | |
Спортивный конкурс «За здоровьем вдогонку». Приложение 10) | 11 класс | |
Акция «Самый чистый шкафчик» (мероприятие
класса). Акция «Самая уютная спальня» (мероприятие класса). |
8–11 классы | |
Викторина «Все о спорте». | 9 класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Игра-испытание «Форт Боярд». (Приложение 11) |
8б класс |
2.3. План мероприятий месячника КТД по направлению «Полоролевое воспитание».
Ответственные за месячник: 11 класс, воспитатели Ненина Н.Н., Творилова С.В.
№ | Мероприятие | Ответственные |
1 неделя «В мире красоты». | ||
Конкурс рисунков «Символы любви». | 11 класс | |
Сообщения (по классам) «О женщинах-красавицах, оставивших след в истории страны». | 11 класс | |
Конкурс «рекордов» Гиннеса «Самая… Самый…».
Выпуск стенгазеты «Самая… Самый…». |
8б класс | |
2 неделя «Кинокамера смотрит в мир». | ||
Ток-слайд-шоу «Семейный альбом». (Приложение 12) | 10 класс | |
Просмотр и коллективное обсуждение фильма «Мамы». | 8а класс | |
3 неделя «Счастливая семья». | ||
Выпуск стенгазеты «Сообщи мне о любви… SMS-ки». | 8а класс | |
4 неделя «Счастливая семья». | ||
Фотосессия «Ах, любовь…любовь». | 9 класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Конкурс-игра «Счастливы вместе». (Приложение 13) |
11 класс |
2.4. План мероприятий месячника КТД по направлению «Профессионально, трудовое и экономическое воспитание»
Ответственные за месячник: 8а класс, воспитатели Карманова И.В., Мелехина А.Н.
№ | Мероприятие | Ответственные |
Социальный опрос «Моя потребительская
корзина» (с выпуском стенгазеты по результатам социального опроса). (Приложение 14) |
9 класс | |
Викторина «Деньги». | 10 класс | |
Презентация предприятия «Деловая республика». | 11 класс | |
Выпуск информационного листка «Лица: самые
богатые люди школы-интерната».
Приложение 15) |
8б класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Экономическая игра «Бизнес-аукцион». (Приложение 16) |
8а класс |
2.5. План мероприятий месячника КТД по направлению «Эстетическое воспитание».
Ответственные за месячник: 10 класс, воспитатели Шишелова С.И., Чеснокова Н.А.
№ | Мероприятие | Ответственные |
Организация экскурсий в Национальную
галерею РК.
Темы: «Рождественская открытка», «Портреты русских царей». |
8б класс | |
Песенный конкурс «Студия «Караоке». (Приложение 17) | 8а класс | |
Выставка-конкурс рисунков «Изо-Музо студия». (Приложение 18) | 9 класс | |
Презентация «Зимние праздники русского народа». | 10 класс | |
Мастер-класс «Шведский стол». (Приложение 19) | 11 класс | |
Мероприятие, завершающее месячник КТД: Танцевально-конкурсная программа «Дискотека поколений». |
10 класс |
*
Примечание.Данная статья составлена по материалам протоколов методических объединений воспитателей среднего и старшего звена ГБОУ «Школа-интернат № 3» г. Сыктывкара.
В статье использованы конспекты мероприятий, разработанных и апробированных следующими воспитателями: Алексеева Татьяна Ивановна, Боева Лариса Рамисовна, Верникова Светлана Валерьевна, Герасимова Валентина Алексеевна, Заплатина Нелли Юрьевна, Карманова Ирина Владимировна, Козлова Тамара Николаевна, Мелехина Августа Николаевна, Ненина Нина Николаевна, Остапенко Татьяна Евгеньевна, Соснина Надежда Николаевна, Ставничук Надежда Петровна, Степанова Светлана Алексеевна, Творилова Светлана Виринеевна, Чеснокова Наталья Алексеевна, Шишелова Светлана Ивановна, Шишова Любовь Александровна.