Цели и задачи:
- Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребенка;
- Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе;
- Развивать коммуникативные способности школьников, умение общаться в коллективе;
- Воспитывать нравственные ценности: уважение девочек к мальчикам, детей к взрослым.
На доске:
Друзья познаются в беде, настоящие друзья - в радости.
Народная мудрость.
Дружба – это созвучие душ в соединенности судеб.
Восточная мудрость.
1. Вступительное слово ведущего.
Давайте отложим дела “на потом”,
О дружбе расскажем, о дружбе споем.
Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем,
Подарит нам радость, согреет теплом.
1 ведущий. Добрый день! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Как здорово, что собрались вместе мамы и папы, бабушки и дедушки, девочки и мальчики. Тема нашего разговора сегодня – дружба.
2 ведущий. Мы поговорим о дружбе, взаимовыручке, о том, как себя вести, познакомимся, лучше узнаем друг друга.
Учитель. А начнем нашу встречу с песни о дружбе.
2. Песня “Настоящий друг”
3. Пословицы и поговорки о дружбе.
1 ведущий. А что значит слово “дружба”? (высказывания)
В толковом словаре написано: “Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов”.
2 ведущий. Вспомним поговорки о дружбе. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте.
- Нет друга – ищи...
- Не имей сто рублей ...
- Один за всех ...
- Человек без друзей ...
- Дружба как стекло ...
Учитель. А что объединяет все пословицы о дружбе?
- Умение быть нужным, полезным, бескорыстным – это и есть дружба.
- А сейчас я обращаюсь к взрослым. На столах у вас листочки, на которых даны начала предложений. Допишите эти предложения.
- Настоящий друг - ...
- Друзья всегда ...
- Я могу дружить с такими людьми, которые ...
- Со мной можно дружить, потому что...
- Зачитаем свои ответы.
Ребята уже отвечали на эти вопросы. Вот, что они думают по этому поводу. (Зачитать ответы детей на вопросы анкеты, которую можно провести предварительно.)
- Кого же можно назвать своим другом?
4. Сочинения ребят на тему “Мой друг”, “История нашей дружбы”.
- Ребята нашего класса писали сочинения “Мой друг”, “История нашей дружбы”. Давайте послушаем некоторые из них.
1 ведущий. Ребята, а у вашей семьи, ваших родителей много друзей?
Уважаемые мамы и папы, расскажите, пожалуйста, нам о своих друзьях, о том, как вы дружите и кого же на ваш взгляд можно назвать своим другом?
2 ведущий. Почему народная мудрость гласит “Друг познается в беде, лучший друг в радости”?
А сейчас вам ребята расскажут притчу, а вы в ее подтверждение приведите пословицу, которая часто употребляется в речи.
5. Притча.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришел в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни.
Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- О какой пословице шла речь?
Уважаемые родители! А в вашей жизни были подобные ситуации? Расскажите нам об это, чтобы подтвердить, что в жизни бывает именно так.
6. Творческая работа по группам.
На доске надпись “Качества настоящего друга”. Рядом лежат листочки с названиями различных человеческих качеств. От каждого стола по очереди выходят по одному человеку и выбирают главное качество настоящего друга. Выбранное качество помещаем на доске.
- Прочитаем, какими же качествами должен обладать настоящий друг.
- Ребята и уважаемые взрослые! Подумайте о том, есть ли эти качества у каждого из вас, каких не хватает, в каких сомневаетесь.
7. Инсценирование.
(Звучит музыка, выходит цыганка.)
- Добрый день, ребята и взрослые! Сколько вас тут много собралось. А по какому поводу?
1 ведущий. Мы решаем, какие качества настоящего друга есть у ребят, а каких не хватает.
- А хотите, я вам погадаю и всю правду расскажу? Скажу, каким качеством вы обладаете?
(Дети по очереди выходят и вытаскивают карточку из рук цыганки, где написаны качества).
- Спасибо тебе, цыганка. Ты очень неожиданно нам помогла.
А сейчас ребята расскажут нам еще про одну неожиданную встречу.
“Сказка про дружбу” (автор - Е.Aгeeнковa)
Это было давно. В неизвестной стране. В неизвестном городе. И неизвестно в каком доме, но с одним вполне определенным мальчиком. Его звали... впрочем, это не важно.
Жил этот мальчик да поживал. Все у него было. Родители ни в чем ему не отказывали. Но у него не было самого главного - друзей. Мальчик ни с кем не мог поладить. Он будто не замечал людей. Он всегда ждал от других только того, что было нужно ему. Если у кого-то случалось несчастье или человек грустил, мальчик мог запросто подойти к нему и начать рассказывать, как весело вчера было в цирке. Он не умел слушать людей. Это было не со зла, а получалось само собой. И никто ни разу не догадался сказать ему, что он поступает неправильно.
Однажды мальчик вернулся домой из школы, как обычно, рассерженный. “Bce отвернулись от меня. Никто не дружит со мной. У меня никогда не будет друзей” - бурчал он себе под нос...
“Зато у тебя есть Я”, - вдруг раздался чей-то голос. Мальчик испугался: “Кто это?” - и тут же увидел маленькое существо. Оно сидело на кровати и с улыбкой смотрело на мальчика.
Оно было ни на что не похоже. Нечто мягкое, белое, полупрозрачное, оно излучало тепло и доброту. Звали его Илис.
Мальчик и Илис подружились. Они проводили вместе вечера после школы, вместе делали уроки, играли. А еще Илис научил мальчика... летать! Иногда, летая при луне над спящим городом, они беседовали о разных вещах.
- Откуда ты? - спросил как-то мальчик.
- Откуда?.. Это здесь, рядом... но людям этого не видно, - загадочно отвечал Илис. - Это особенная страна. Там все умеют летать, там сбываются сны, и все счастливы.
- Ты такой умный и знаешь все. Может быть, тебе известно, отчего у меня нет друзей? Почему все отворачиваются от меня? Помоги мне.
- Все очень просто, - ответил Илис, - надо только научиться... слушать сердцем. Постарайся прислушиваться к людям. Видишь ли, не всегда другим интересно то же, что и тебе. Надо хоть иногда что-то делать для других. Это и легко и трудно одновременно.
- Спасибо,- улыбнулся мальчик, - кажется, я понял... Как хорошо, что ты у меня есть. Ты - мой настоящий друг.
И тут улыбка исчезла с лица Илиса.
- Видишь ли... Я не всегда буду здесь... Я с тобой лишь на время. Потом... потом меня не станет.
Но время шло, и все было по-прежнему: Илис и мальчик подолгу играли вместе, но с каждым днем Илис становился все грустнее. Что-то его тревожило. Но что именно - об этом знал он один.
Однажды мальчик вбежал к себе в комнату с радостным криком:
“Илис! Сегодня самый счастливый день в моей жизни! У меня появился друг! Друг, о котором я так давно мечтал. Он всегда готов мне помочь! Он всегда готов меня выслушать! Как это прекрасно - иметь дpyгa!”.
Мальчик рассказывал о своем друге, но никто его не слышал. Он не знал, что пришел тот день, когда Илис ему уже не нужен. Мальчик сумел научиться всему, чему его учил Илис, и поэтому у него появился друг. А Илис исчез.
Поняв это, мальчик опечалился. Но теперь Илис всегда был рядом с ним. Он жил у него в сердце. Когда приходили тяжелые времена, мальчик советовался с Илисом и поступал так, как подсказывало сердце.
(Можно также использовать сказку “Неожиданная встреча” с. 184 “Тропинка к своему Я” О.В.Хухлаевой)
- Вот такая история. А может такие одинокие девочки или мальчики есть и среди нас и им тоже нужна помощь? Ведь как важно в жизни иметь друзей, тогда жизнь становится ярче, краше, интереснее.
- А отчего может погибнуть дружба? И как ее сберечь?
8. Законы дружбы.
- Я думаю, пришло самое время выработать законы дружбы.
Посоветуйтесь в группах и запишите законы, которые вы считаете самыми важными.
(Дети вместе с взрослыми записывают на листочках “Законы дружбы”, затем каждая группа зачитывает их вслух.)
9. Рефлексия.
- Что важного открыли для себя во время работы? Какие сделали выводы?