Цели:
- закрепить понятия о процессе изготовления одежды;
- закрепить навыки моделирования;
- вспомнить об основных и составных цветах в одежде;
- развивать эстетический вкус;
- воспитывать аккуратность и внимательность в работе.
Оборудование: ватман, цветная бумага, клей, ножницы , презентация, картон, нитки, иголки, ткань, бумажные “ромашки”, экран, компьютер, кроссворд.
Ход урока
1. Организационный момент.
Подготовка к игровому уроку.
2. Повторение материала.
Игра “Наше путешествие”.
Учитель. У нас сегодня необычный урок, мы с вами не просто будем говорить о цветах, об измерениях фигуры человека, о конструировании, моделировании, а будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти.
Вступительная часть.
Учитель. На предыдущих уроках мы знакомились с технологией изготовления фартука.
Назначение фартука – предохранять одежду от загрязнения. Хозяйственные фартуки бывают весьма разнообразными. Ведь есть же у нас одежда для спорта, одежда для праздника, одежда для работы, одежда для туризма. Так и фартуки нужны разные: для уборки, для мытья посуды, для приготовления пищи, для приема гостей.
Для того, чтобы узнать, что вы помните из прошлых уроков, мы отправимся на станцию “Кроссвордную”.
- На этой станции нам предстоит разгадать понятия, с которыми вы встречались при конструировании и моделировании фартука.
По горизонтали:
1. Построение чертежа выкройки изделия (конструирование)
2. Одно из самых выразительных средств в швейном изделии (цвет)
По вертикали:
3. Образец изделия, создаваемый художниками, модельерами, конструкторами (модель)
4. Основные размеры фигуры человека, полученные путем измерения (мерки)
5. Процесс изменения чертежа выкройки в соответствии с выбранной моделью (моделирование)
- Молодцы! Эту станцию мы прошли.
В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах – цветоведение. Мы вспомним лишь самые общие закономерности.
Отправляемся на станцию “Цветик-семицветик”.
Мы должны вспомнить, какие цвета у нас являются основными, а какие – составными.
(мы разделимся на две группы)
Группа № 1 должна собрать ромашку из основных цветов, группа № 2 – из составных, и объяснить свой выбор.
Ответ: основные цвета – красный, зеленый, желтый, синий.
(Работа с основными и составными цветами).
- Молодцы! Справились с заданием.
Следующая станция “Измерений”.
Игра “Что вы знаете об измерениях фигуры человека?”
Вопросы:
- Для чего снимают мерки с фигуры человека? (для построения чертежа)
- С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)
- Какие линии фигуры относятся к основным? (линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен)
- Какие мерки необходимо снять для построения чертежа фартука? (полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия)
- По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)
- Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)
- Как правильно нужно измерять сантиметровой лентой? (не натягивать, не ослаблять)
- Как нужно правильно стоять, когда снимают мерки? (прямо, без напряжения)
- Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)
- Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)
- Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)
- Как обозначаются мерки: полуобхват талии, полуобхват бедер, длина изделия? (Ст, Пб, Ди)
- Молодцы, прекрасно справились с заданием!
- Мы успешно прошли эту станцию, но следующая будет еще интереснее.
Отправимся на станцию “Детали фартука”.
(разделимся на группы)
Задание: подпишите названия деталей фартука, укажите стрелкой направление долевой нити, напишите величины припусков на швы (цифрами в кружочке)
Ответ: Детали фартука
- Бретель
- Нагрудник
- Карман
- Нижняя часть фартука
- Пояс
Припуски на швы:
- Нижний, боковой срез – 1,5 см (основная деталь фартука)
- Верхний срез – 1 см
Карман:
- Нижний, боковой -1,5 см
- Верхний – 4 см
- Пояс – 1 см
Молодцы! Хорошо справились с заданием.
- Мы с вами отправляемся на станцию “Моделирование”
(разделимся на две группы)
Каждая группа получает: цветную бумагу, клей, ножницы, линейку.
Группы должны составить модель фартука из предложенных элементов и объяснить свой выбор, написать припуски на швы. Время пошло.
Какие получились красивые модели фартуков и они совершенно разные.
- Вот мы дошли до станции “Последовательность”.
Задание:
Расположите правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.
- обработка пояса;
- обработка накладного кармана;
- обработка нижних и боковых срезов фартука;
- подготовка деталей к сметыванию;
- соединение кармана с нижней частью фартука;
- обработка верхнего среза фартука;
- обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
Ответ:
- подготовка деталей к сметыванию;
- обработка накладного кармана;
- соединение кармана с нижней частью фартука;
- обработка нижних и боковых срезов фартука;
- обработка верхнего среза фартука;
- обработка пояса;
- обработка верхнего среза фартука притачным поясом.
3. Практическое задание.
- Итак, мы с вами вспомнили технологическую последовательность изготовления фартука. Но сейчас мы отправляемся на станцию “Сметочная”
Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.
(Разделимся на две группы) Проверим насколько вы усвоили технологию выполнения ручных операций.
Группа №1 выполняет копировальные стежки, группа №2- прямые сметочные стежки. Объяснить для чего они нужны? Ответ: копировальные - перенос линии выкройки, прямые сметочные – для сметывания, заметывания, наметывания деталей.
Перед началом работы с учащимися проводится беседа о технике безопасности при работе с ручными инструментами: с иголками, ножницами.
Молодцы! Все справились с заданием.
- А сейчас мы немного с вами отдохнем.
4. Отгадайте загадки:
1)
Я люблю прямоту,
Я сама прямая,
Сделать ровную черту
Всем я помогаю,
Что - нибудь без меня
Начертить сумей-ка,
Угадайте-ка, друзья,
Кто же я?... (линейка)
2)
Тонка, длинна,
Одноуха и остра,
Всему свету нужна. (иголка)
3)
Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Прячусь под комод. (клубок)
4)
Одноглазая старушка
Узоры вышивает,
Весь мир одевает,
Что сошьет- не надевает. (иголка)
5)
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать! (утюг)
5. Итог урока.
Беседа о путешествии, впечатлении детей.
Учитель:
- На какой станции вы бы хотели еще побывать?
- Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким?
- Довольны ли вы своей практической работой?
Домашнее задание: подготовить 5-6 рисунков фасонов фартука.