Цель урока: углубить и обобщить знания школьников по теме; проконтролировать уровень сформированности учебных компетенций.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растения;
- Продолжать формирование компетенции: объяснять биологическую роль обмена веществ у растений, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
- Выявить уровень сформированности компетенций: выделять существенные признаки, свойства явлений, применять знания на практике.
- Развивать эмоции и мотивы учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации (удивления, радости, желания помочь товарищу, занимательности, парадоксальности, сопереживания), используя яркие примеры, иллюстрации, воздействующие на чувства учащихся.
Планируемые результаты: учащиеся должны называть общие признаки живого организма, приспособленности растений к среде обитания; характеризовать строение и жизнедеятельность растительного организма, обмен веществ и превращение энергии, размножение, рост и развитие растительного организма, обосновывать взаимосвязь организма и среды как основу целостности организма; владеть умениями выполнения заданий разной степени сложности; сравнивать и обобщать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.
Ключевые слова и понятия урока: признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение, развитие, раздражимость, смерть; обмен веществ и энергией между организмом и средой; взаимосвязь между органами растения; экологические факторы среды.
Личностная значимость изучаемого для школьника: растение-живой организм.
Методы обучения: частично поисковый, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: >контрольно-обобщающий урок с элементами игры.
Приемы деятельности учителя:
организация повторения и обобщения знаний, тестирования.Организация деятельности учащихся: характеризуют живое, дают определение понятий, делают выводы, работают с заданиями.
Развитие компетенций учащихся: привлекать имеющиеся знания, работать в заданном темпе, использовать имеющиеся знания, делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент - 2 минуты.
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
2. Закрепление и обобщение знаний.
Учитель: Сегодня на уроке мы должны повторить и закрепить знания по теме “Процессы жизнедеятельности растений”. За правильный ответ в течение урока ставим 1 балл. Давайте вспомним проблему, которую мы ставили на уроках по изучению основных процессов в жизни растений.
Ученики отвечают, что главным на таких уроках было доказательство того, что растение - живой организм.
Слайд 4
Учитель. Давайте начнем с игры “Цепочка”. Слайд 5. (Обучающиеся по кругу дают понятия, нельзя разрывать цепочку. Если не знаешь понятие, становишься последним в цепи).
Учитель. Назовите основные признаки живых организмов. Какой признак является одним из главных?
Ученики называют основные признаки, называют обмен веществ.
Учитель Выполним следующее задание - слайд 6.
Учитель: Как в растительном организме взаимосвязаны процессы жизнедеятельности? Задание: по рисунку составить рассказ о процессе.
Условие: каждый ученик говорит одно предложение о процессе. Слайд 7
Учитель: Выполните задание самостоятельно - Слайд 8, 9, 10 11. Взаимопроверка.
Учитель: Один из основных процессов в жизни - фотосинтез. Каковы основные условия для фотосинтеза?
Ученики перечисляют.
Слайд 12 - докажите необходимость для фотосинтеза перечисленных условий.
Физминутка - слайд 13
Учитель: Еще один важный процесс - это воспроизведение себе подобных. О каком процессе идет речь?
Ученик: Это процесс размножения.
Работа в парах - проверка знания понятий по теме, слайд14.
Слайд 15. Работа с текстом “Размножение растений”. Укажите предложения с биологическими ошибками и исправьте их. Текст раздается индивидуально - приложение 1. Проверяется выполненное задание.
У доски два ученика. Выполняется задание - слайд16. Взаимопроверка.
Слайд 17. Определите способы вегетативного размножения растений
Учитель: Что такое видоизменение органа? Для чего необходимы видоизменения? - слайд 18.
Слайд 19 - укажите процесс, о котором идет речь.
Слайд 20 - Учитель предлагает обсудить вопрос о взаимосвязи частей растения, их строения и функций.
Выполняется тест и его самопроверка - слайд 21-23, 24.
Ученики подсчитывают баллы за урок, оценивают себя и товарищей за работу в группах.
Рефлексия.
- Кто сегодня получил отметку “5”?
- Кто получил “4”?
- Кто своей отметкой не очень доволен? Что нужно сделать, чтобы улучшить отметку?
- Дайте эмоциональную оценку урока.
Литература.
1. Пономарева, И.Н. Учебник “Биология-6”, “Вентана-Граф”, 2010
2. “Я иду на урок. Биология. Ботаника. 6 класс” Издательство “Первое сентября”, 2002.
Приложение 1
1. У растений существует только один вид размножения.
2. Бесполое размножение происходит без участия половых клеток и полового процесса.
3. При бесполом размножении участвуют два родители.
4. Процесс слияния женской и мужской половых клеток называется оплодотворением.
5. Человек не использует вегетативное размножение.