Урок по теме "Дециметр" (УМК "Перспектива"). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: ввести новую единицу измерения длины – дециметр; закрепить умение выполнять действия с круглыми числами, решать уравнения и текстовые задачи, учиться сравнивать именованные числа и переводить их из одних единиц в другие; развивать коммуникативные способности, математическую речь и память, логическое мышление и аналитические способности, выполнять практические действия по измерению предметов.

Оборудование: таблицы с записями: “Дециметр”, “дм”, “ 10 см = 1 дм”, у каждого учащегося по две полоски 1 см и 1 дм, карточки с заданиями.

Ход урока

1.Организационное начало.

Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок!
Будем дружно мы считать и о многом узнавать!
Ждут вас новые открытия, вычисления и задачи.
В добрый путь смелей ребята, я желаю вам – удачи!

2. Актуализация знаний.

1. Числовой ряд.

10, 30, 50…

– Какие это числа? (круглые)

– Назовите числа в данном ряду. Какое число самое большое? Самое маленькое?

– Как узнать, на сколько единиц одно число больше или меньше другого?

– На сколько единиц (десятков) 10 меньше 30? 50?

– Назовите выражения, значения которых равны 50.

– Установите закономерность. Продолжите ряд на два числа.

– Что у вас получилось? 10, 30, 50, 70, 90.

– Какие круглые числа пропущены? Назовите весь ряд чисел.

– На сколько единиц (десятков) каждое последующее число в этом ряду больше предыдущего?

– А теперь поставим числа по порядку (у детей карточки с круглыми числами, по очереди они выходят к доске и называют числа)

2. Работа с геометрическим материалом.

– Назовите данные геометрические фигуры :

– Разделите их на группы по какому – либо признаку.

– Какие группы получились у вас? (Отрезки и ломаные линии: замкнутые и незамкнутые линии.)

– Есть ли среди них равные отрезки? Как доказать?

– Какой величиной будем пользоваться, что бы сравнить данные отрезки? (Длиной.)

Вспомним таблицу величин:

– Чем отличается понятие “длина” от “см”? (Длина – величина, свойство предмета; “см ” – мерка, единица измерения.)

– Измерим отрезки и узнаем, равны они или нет.

3. Сравните:

4 кг * 9кг
3см * 5л – 2 л
3 кг + 2 л* 5 кг
7 л -2л * 8 см

– 4 см + 2 см * 8 см – 1 см

– Сделайте вывод, можно ли сравнивать разные единицы измерения?

3. Постановка темы и целей урока.

-Решив устно примеры, мы сможем узнать тему нашего урока и определить цели занятия

70 – 40 = 30 Ц
20 + 60 =80 Р
50 + 20 = 70 Т
80 – 70 = 10 Д
90 – 50 = 40  И
30 + 20 = 50 М
50 + 10 = 60 Е
60 – 40 = 20 Е

10 20 30 40 50 60 70 80
д е ц и м е т р

– Какова тема урока? (Дециметр.)

– Что мы узнаем на уроке? (дети высказывают предположения и ставят совместно с учителем цели урока)

Физкультминутка.

4. Постановка проблемы. Открытие нового.

– У вас на столе две полоски разной длины: короткая и длинная.

– Измерьте длину своей парты. Какой меркой удобнее измерять? Почему длинной полоской?

– Возьмите линейку и измерьте длину каждой полоски.

– Измерьте и узнайте, сколько раз маленькая полоска укладывается в большую мерку?(10 раз)

– Итак, сколько же сантиметров содержится в длинной полоске, если маленькая мерка равна 1 см?

-Кто может назвать, как величают такую единицу измерения длины?

ДЕЦИМЕТР (ДМ )

Вывод:

– Сколько поместиться маленьких отрезков по 1 см в полоске длиной в 1 дм?

! 1ДМ = 10 СМ

– Когда и где удобнее использовать эту новую единицу измерения?

– Давайте проверим, соответствуют ли наши открытия тому, что записано в учебнике. (Правило на с.52)

5. Закрепление.

1. Практическая работа (измерение предметов новой меркой длины).

– Давайте измерим длину нашего учебника и длину тетради, сравним их длины. На сколько дм длина учебника больше длины тетради?

– Измерьте ширину парты, длину пенала и др.

2. Единицы длины (перевод).

– Давайте выразим наши измерения в см: 1 дм =10 см 2 дм =20 см 4 дм = 40см 5дм =50см и т.д.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– Найдите в учебнике № 1 стр. 52 и выполните задание самостоятельно (эталон на доске или у каждого на парте) Аналогично выполняем №2 стр. 52.

4. Решение задач.

№ 3стр.52 (УСТНО)

– Почему в третьей задаче возникла проблема? (Т.к.единицы длины в разных измерениях.)

– Что мы будем делать? (Нужно данные единицы выразить в одном измерении– перевести их в см или в дм : 9дм – 8дм = 1дм или 90 см – 80 см = 10см.)

№6* СТР.52 (ЗАПИСЬ В ТЕТРАДИ).

Физкультминутка.

5. Действия с именованными числами.

1) № 4 стр. 52.

2) № 5 стр. 52

– В чем возникла трудность в работе?

Вывод: Чтобы выполнить действия, нужно помнить, что единицы должны быть единого измерения. Если есть в выражении дециметры и сантиметры, то нужно привести их к единой единице измерения и записать или в дм, или в см

6. Повторение и закрепление пройденного ранее материала.

1. Игра “Альпинисты ” № 7 стр. 53.

– Кто из вас быстрее всех правильно решить “цепочку” примеров и поднимется на вершину самой высокой горы? (За правильные ответы дети получают флажки.)

2. Решение задачи № 8 стр. 53.

На доске чертеж к задаче. После анализа задачи дети проговаривают ее решение по действиям .У доски работает один ученик, комментируя запись задачи.

3. Решение уравнений (самостоятельно по выбору).

№ 9 стр. 53.

7. Домашнее задание.

С.53 (продолжи закономерность) и № 10 стр. 53 (по желанию).

8. Итог. Рефлексия

– Что узнали нового на уроке?

– Чему научились?

– Какое задание показалось наиболее трудным на уроке?

– Что вызвало трудности при работе?

– Что понравилось и запомнилось? Почему?

Дети наклеивают флажки на рисунок горы: у подножия горы – не интересно и непонятно было на уроке, на середине – что-то осталось непонятным и не все интересно, а на вершине – многое узнали и удовлетворены своей работой.

– Спасибо за урок!