Учебно-познавательная игра "Брейн-ринг" для 11-го класса. Тема: "Великая Отечественная война (1941‒19145 гг.). Это нужно живым"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Тип игры: повторительная игра в форме “Брейн-ринга”. Вопросы и задания подобраны так, чтобы повторить знания учеников и дать им возможность выйти за рамки школьной программы.

Цель игры:

  1. Повторить и обобщить знания по Великой Отечественной войне.
  2. Научить детей применять полученные знания в практике работы с картой, понятиями. Способствовать развитию мыслительной деятельности, творческого потенциала учеников, умение работать в группе.
  3. Воспитание патриотизма на примере героизма народа в годы Великой Отечественной войны.

Условия “Брейн-ринга”.

  1. Участвуют команды.
  2. За полный правильный ответ команда получает 2 очка, а за правильный неполный ответ 1 очко.
  3. Если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит к команде соперников.
  4. Если команды не могут ответить на вопрос, то отвечают зрители– болельщики.
  5. Итоги подводит жюри.

Правила общения.

1. С уважением относимся друг к другу.
2. Любое мнение заслуживает внимания.
3. Пока один говорит, все его слушают.
4. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Вступительное слово учителя:

Все дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После нее выросли новые поколения людей, которых не коснулось военныо лихолетье. Однако всеобщий интерес к минувшему не иссякает. И это вполне законно. Люди старшего поколения совершили подвиг. В тяжелых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на многие годы. 9 мая отмечается день Победы народа нашей страны в Великой Отечественной войне, некоторые историки пытаются фальсифицировать итоги войны. Многие молодые люди в разных странах не знают правды о второй мировой войне, о вкладе в победу СССР. Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма бойцов на фронте, тружеников тыла имеет большое значение для воспитания молодежи на боевых традициях нашего народа.

Первый раунд. Презентация Слайд 1.

“Исторический”.

1. Дайте определение понятию “война”? (Вооруженная борьба между государствами или народами, между классами внутри государств.)

2. Какие по характеру бывают войны? (Справедливые и несправедливые; освободительные и захватнические.)

3. На какие виды делятся войны? (Мировые, национально-освободительные; гражданские, Отечественные.)

4. Дайте определение Великой Отечественной войне. (1941–45, освободительная война советского народа против фашистской Германии и ее союзников, важнейшая часть 2-й мировой войны.)

Второй раунд. Слайд 2.

Первое контрнаступление. (Битва за Москву).

1. Вопросы командам: Наверное, многие из вас слышали строки из песни?

У деревни Крюково погибает взвод.
Все патроны кончились.
Больше нет гранат.
И в живых осталось только семеро
Молодых солдат.

В какой битве погиб взвод, воспетый в песне? (Московская битва)

2. В начале московской зимы
Счастливое катится эхо
Не враг наступает, а мы,
Все шире пространство успеха
Метельная даль декабря,
Раскат орудийного гула.
Во мгле полыхала заря,
Москва облегченного вздохнула.

Когда была битва за Москву? (30.09.1941 г. – 20.047.1942 г)

3. Кому история приписывает слова : “Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва!” (Политрук панфиловцев Василий Клочков.)

4. По словам Геббельса, после поражения немецких войск под Москвой это безобидное атмосферное явление вызывало у Гитлера ухудшение здоровья. О чем идет речь? (Вид снега.)

Третий раунд.

Коренной перелом Слайды “Сталинград” 3,4,5.

1. С какими битвами связан Коренной перелом в ходе войны?

(Сталинградская битва (17.07.1942 г. – 02.02.1943 г.) Курская битва (05.07.-23.08.1943 г.)

2. Начало этой операции советских войск послужило в дальнейшем учреждением Дня ракетных войск и артиллерии -19 ноября Как называлась операция? (“Уран”.)

3. Какое самое крупное танковое сражение второй мировой войны вы знаете? (Битва у д.Прохоровка.)

4. Это поле победы суровой
Для победы по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным доблестям Бородино.
Здесь под Прохоровкой, в сорок третьем,
Смерть презрев, по сигналу атак
Шли солдаты наши в бессмертье,
Становился бессмертным танк.

О каком поле сражения идет речь в стихотворении? К какой битве можно отнести это сражение? (Курская битва.)

5. Кому из немецких военачальников поражение в битве принесло повышение звания. (Генерал Паулюс.)

Четвертый раунд Слайд 6, 7, 8, 9, 10.

“Города –герои”.

  1. Назовите города-герои. (Москва, Ленинград, Волгоград, Одесса, Севастополь, Новороссийск, Мурманск, Сталинград, Брест, Тула, Киев, Минск, Керчь).+ Архангельск и Козельск (указом Д.А.Медведева.)
  2. Назовите изображенные на слайде города-герои (Москва, Волгоград (Сталинград), Ленинград (Санкт-Петербург), Брестская крепость, Киев, Севастополь.)
  3. О героической обороне какого советского города в 1942 году написала в своих поэмах Ольга Берггольц? (Ленинград.)
  4. Этот Российский город-герой отважно защищался и в смутное время и от войск Наполеона, и в 1941 г. Назовите его. (Смоленск.)
  5. В истории Второй Мировой войны этот “хвойный” город Советского Союза стал первым городом откуда выгнали немцев. Назовите его. (Ельня.)
  6. Какому событию посвящены фотографии? Его значение. (Тани Савичевой.)
  7. Когда и по поводу какого события был произведен первый победный салют в Москве? (Первый победный салют в Москве прозвучал 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Центрального, Воронежского, Брянского и Степного фронтов.)

Пятый раунд Слайд 11, 12, 13, 14, 15, 16.

Что такое ?

1. “Дорога жизни”, (единственная военно-стратегическая транспортная магистраль, связывавшая в сентябре 1941 – марте 1943 блокадный Ленинград со страной, проходила через Ладожское озеро. В навигационные периоды перевозки по “Дороге жизни” производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах).

2. Печи дьявола”?

3. Холокостсистематическое преследование и истребление немецкими нацистами и коллаборационистами из других стран миллионов жертв нацизма: почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам

4. Хатыньдеревня (население 149 человек в 1943 году в Белоруссии. 22 марта 1943 года была уничтожена нацистскими войсками при участии коллаборационистов за то, что жители деревни якобы оказывали помощь партизанам. Все жители Хатыни были сожжены заживо.

Шестой раунд.

(Партизанское движение).

  1. Что такое партизанское движение? (Вооруженная борьба против немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированных территориях.)
  2. Кто руководил партизанскими отрядами? (Центральный штаб партизанского движения был создан 30 мая 1942 г., для руководства, координации, снабжения.)
  3. Формы борьбы партизан? (Рейды по тылам противника, диверсии на коммуникациях, создание партизанских краев.)
  4. С чем координировались действия партизан? (С наступательными операциями Красной Армии с весны 1943 года.)
  5. Назовите наиболее известные командиры партизанских соединений? (С.А. Ковпак, А.Н. Сабуров, А.Ф. Федоров, П.П. Вершигора, Д.Н. Медведев.)

Седьмой раунд. Слайд 17.

“Кодовые операции” и планы.

Многие военные операции и планы известны под определенным кодовым названием, они разработаны как советским, так и гитлеровским командованием. Внимание вопросы.

1.Что такое план “Цитадель”? (План наступления гитлеровских войск в районе Курска.)
2. Как назывался план немецкого командования по захвату Москвы? (Тайфун) 3. План “Багратион”? (операция Красной Армии по
освобождению Белоруссии.)
4.Что вам известно о “Рельсовой войне”, “Концерте”?. (В августе и сентябре 1943 года по приказу Центрального штаба партизанского движения партизанами были проведены операции “Рельсовая война”, “Концерт”. В результате на длительное время были выведены из строя пути сообщения в тылу врага, что оказало существенную помощь советским войскам во время боев под Курском, Орлом, Харьковом.)
5. Какое кодовое название носит операция, которая происходила с 30 декабря 1942 года по 2 февраля 1943 года, и в результате которой армия Паулюса была окружена и капитулировала? (“Кольцо”.)
6. План “Барбаросса”? (план молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденной в 1940 г.)
7. План “Ост”, (План физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных “ расово неполноценными.)
8. Восточный Вал? (Оборонительные сооружения, построенные в 1943 г., о которых Гитлер говорил: “ Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его”.)
9. Какая гитлеровская операция явилась дезинформацией для советского командования, и Сталин поверил этой информации? (“Кремль”, лето 1942г., о якобы готовящемся ударе на Москву.)

Восьмой раунд. Слайд 19, 20, 21, 22, 23, 24.

“Вечная слава героям” .

1. Татарский поэт, погибший в фашистских застенках, автор сборника “Моабитская тетрадь”. (Муса Джалиль.)

2. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключенных (около 500 человек), был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.(Генерал– лейтенант Дмитрий Михайлович Карбышев.)

3. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”? (Легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев.)

4. Назовите героев войны – защитников Москвы. Расскажите о них (Слайд 11). Если это задание вызовет затруднение, то предлагается назвать тех, кто изображен на следующих слайдах. (Слайды 12, 13, 14, 15.)

(Зоя Космодемьянская. Первая женщина-Герой Великой Отечественной войны, участница партизанского движения Подмосковья, ее подвиг описывался неоднократно.

Иван Васильевич Панфилов. С июля 1941 г. командовал 316-й стрелковой дивизией на Северо-Западном и Западном фронтах. В оборонительных боях под Москвой в октябре – ноябре 1941 бойцы и командиры 316-й стрелковой дивизии под его командованием, удерживая рубеж обороны на Волоколамском направлении, проявили массовый героизм.

Виктор Талалихин. Военный летчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант, Герой Советского Союза. Сбил 6 самолетов, одним из первых применил ночной таран.)

5. Когда был проведен Парад Победы? (24 июня 1945 года в ознаменование победы над фашистской Германией в Москве на Красной площади.)

6. Кого называют Маршалом Победы? (Г.К. Жукова Георгий Константинович Жуков. Советский военачальник, Маршал Советского Союза, выдающийся полководец Великой Отечественной войны, с чьим именем связано большинство громких побед в войне).

Вопросы для болельщиков.

  1. Назвать высший военный орден СССР. (Орден Победы.)
  2. Как называлась реактивная система, находившаяся во время войны на вооружении артиллерии Советской армии? (Катюша.)
  3. Назовите крепость, ставшую символом несгибаемого мужества, стойкости и героизма советских воинов в первые дни войны? (Брестская крепость.)
  4. Какой отечественный средний танк был признан лучшим в годы Великой Отечественной войны? (Т-34.)
  5. Какой советский самолет в годы войны называли “летающим танком”? (Бронированный штурмовик Ил-2.)
  6. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда? (Блокада Ленинграда длилась 872 дня: начало блокады – 8 сентября 1941 г. окончательное снятие – 27 января 1944 г.)
  7. В честь каких выдающихся русских полководцев и флотоводцев XVIII–XIX вв. были учреждены ордена в годы Великой Отечественной войны?(Полководцы: А. Суворов, М. Кутузов. Флотоводцы: П.С. Нахимов, Ф.Ф.Ушаков.)
  8. Кто из советских летчиков в годы Великой Отечественной войны был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (Иван Никитич Кожедуб и Александр Иванович Покрышкин.)
  9. Подвиг какого советского летчика отражен в книге Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”? (Легендарный летчик, Герой Советского Союза Алексей Маресьев.)
  10. Сколько военных парадов прошло на Красной площади в Москве за время Великой Отечественной войны? (Во время Великой Отечественной войны парад проведен 7 ноября 1941 г. на Красной площади. 24 июня 1945 г., после разгрома Германии, состоялся Парад Победы.)
  11. Когда советские войска впервые вышли на государственную границу СССР? (26 марта соединения 27-й армии генерала С. Г. Трофименко первыми вышли на государственную границу СССР с Румынией.)
  12. Назовите фамилии советских воинов, водрузивших Знамя Победы над рейхстагом в Берлине. (Сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария.)
  13. Когда были международные конференции глав держав СССР, Великобритании и США? (1943г., 1945г., 1945г..)

Подведение итогов брейн-ринга. Объявление победителей среди команд, среди зрителей. Подведение итогов урока.

Учитель: Великая Отечественная война стала тяжелейшим трагическим испытанием для всего народа. Народ сделал свой выбор. Он защищал независимость соей Родины. Самоотверженным трудом, героизмом, самопожертвованием всего народа была создана экономика, ковавшая оружие победы, кормившее страну. Целое поколение мужчин было уничтожено войной. Война принесла вдовство и сиротское детство. Нам, современному поколению необходимо понять, что война приносит много горя людям. Надо решать проблемы мирным путем. В наше время многие люди в разных странах пытаются принизить роль СССР в войне, пересмотреть решения Потсдамской конференции. Но живы очевидцы этой войны. Они знают какой ценой достается мир Не будем забывать об уроках прошлого. Будем ценить, то что имеем.