Что может заставить умственно-отсталого ребёнка задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него?
Главный источник побуждения к умственному труду на внеклассных занятиях это интерес ребёнка. Поэтому нужно искать и находить средства и способы побуждения познавательного интереса к тем математическим, логическим заданиям, которые предлагаются в процессе внеклассной работы. Например, это может быть красочное оформление, сочетание знакомых фактов с таинственным миром математики вызвавших удивление – Математика и сказки! Математика и любимые герои! Математика на арене цирка! Спортивная математика! Математика в шутках и анекдотах!... Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет у них удивление? Удивление и интерес вызывают занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, ребусы, шарады, несложные логические упражнения. Удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание, соседствует с любопытством, помогает активизировать мыслительную деятельность.
Из всех видов предметной внеклассной работы с детьми наибольшей популярностью пользуются математические вечера, которые проводятся, чаще всего, в нетрадиционной форме, как интеллектуальные игры: “Брейн-ринг”, “КВН”, “Кто хочет стать математиком?”, “Счастливый случай”, “Авторалли по математической стране”.
Преимущества их проведения очевидно. Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для наших воспитанников.
При проведении математических вечеров нужно руководствоваться следующими организационными принципами:
- математический вечер это итог разнообразной, многоплановой классной и внеклассной работы, а не самоцель;
- математический вечер должен демонстрировать лучшие образцы знаний, как всего коллектива, так и отдельных учащихся;
- вечер строится на основе самодеятельности ребят, выступающих не только в качестве исполнителей и зрителей, но и в качестве организаторов мероприятия, хотя в наших условиях руководящая роль остаётся за учителем;
- задания для вечера подбираются с учётом умственных особенностей детей;
- математические вечера должны проводится не от случая к случаю, а в системе;
- нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, типа “Самый находчивый”, “Самый смекалистый”, “Самый любознательный”, “Знаток математики”;
- финал вечера должен нести максимально положительную энергетику – это будет стимулом для последующей работы на уроках и для подготовки новой игры..
Нельзя недооценивать роль предварительной подготовки к проведению вечера, ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей, способствует формированию учебной мотивации.
Подготовка включает в себя участие в математических викторинах, конкурсах на лучшего счётчика, конкурс рисунков и поделок на математическую тематику, разучивание песен, стихов, подбор пословиц, поговорок и считалок, инсценировки, праздничного оформления зала. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли с помощью учителя, воспитателя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Атмосфера приподнятости, соучастия и сотрудничества в общем деле позволит детям испытать ощущение радости знаний и творчества. Скучные и абстрактные математические правила и закономерности станут более интересными для изучения, вызовут интерес к познанию.
Математический брейн-ринг
(сценарий по версии телеигры)
Цель: Содействовать повышению интереса к урокам и внеклассной работе по математике.
Задачи:
- Развивать навык практического применения знаний.
- Корригировать недостатки мыслительной деятельности.
- Воспитывать навыки общения в групповой форме работы.
- Добиваться формирования реальной самооценки.
Оборудование:
- колесо от поля чудес с секторами;
- реквизит для инсценировки пословиц;
- реквизит для оформления зала.
Предварительная работа:
- организация творческой группы из учеников и педагогов для подготовки вечера;
- подготовка к конкурсу считалок (индивидуальная и групповая);
- подготовка к конкурсу пословиц;
- повторение традиционной песни “Дважды два – четыре”;
- формирование команд, равных по силе;
- подбор заданий для работы со зрителями.
Ход игры
Ведущий: Ребята, сегодня мы вновь собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие. Где мы будем путешествовать – догадайтесь сами.
1: Если б, строя дом, тот, в котором живёте,
Архитектор немножко ошибся в расчёте,
Знаешь ли ты, чтоб случилось?
2: Ты вступаешь на мост,
Он надёжен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен….
Ты сказал бы спасибо ему?
3. Три десятых и стены возводятся косо
Три десятых и рухнут вагоны с откоса
Ошибись только на три десятых аптека
Станет ядом лекарство, убьет человека.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, а какая наука поможет нам избежать этих неприятностей?
Наука, которая любит точность, строгий расчёт. Смекалку, быстроту мысли – это математика. И мы сегодня вновь отправляемся в гости в мир смекалки, чисел, фигур. Готовы? А считать умеете? Посмотрим.
Объявляется “Конкурс считалок”
Молодцы, ребята! Хорошо считаете.
Итак, сегодня на нашем математическом вечере состоится брейн-ринг – игра удачи для самых сообразительных, находчивых, удачливых, для тех, кто хорошо знает и любит математику. Сегодня сражаются 2 команды.
Встречаем 1 команда “Радиус”.
Ребята представляют свою команду; расшифровывают название команды. Радиус– это рыцари арифметики, думающие, ищущие, умеющие, смекалистые.
Встречаем 2 команду “БАМ”
Ребята представляют свою команду.
БАМ – это значит: Будем Активно Мыслить.
Наш поединок начнём с разминки.
1. Сектор “Разминка”.
Колесо от поля чудес по окружности которого наклеены буквы П, М, Ч, К, Р, О,
С, Д.
Задание: Придумать математические слова , начинающиеся на эти буквы.
Болельщики помогают, за 1 слово команде начисляется 1 очко.
2. Сектор “Вопрос – ответ”.
Какая команда быстрее найдет правильный ответ – подаёт звуковой сигнал и
отвечает.
Вопросы:
– Как звали трёх богатырей из известной картины?
(Картина демонстрируется).
– 40 бабушек ловили 3 поросят. 15 бабушек поймали первого поросёнка, пятая
часть оставшихся бабушек поймали второго поросёнка, а третьего поросёнка поймали
остальные бабушки. Как звали трёх поросят в известной сказке?
– Мальчик скинул с десяти десять, и осталось десять. Как это случилось?
– Какие 3 местоимения говорят, что руки чистые?
– 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят? Назови их.
– Что можно предпринять, чтобы определить горизонтальное ли положение
занимает поверхность стола, поверхность пола, если нет уровня?
– Национальная загадка: “То один другого обгонит, то другой одного опередит”.
(Ноги).
– Национальная загадка: “Ног нет, рук нет, а в рубашке”. (Подушка)
3 Сектор “7”.
– Разноцветное коромысло над полем повисло.
Объяснить связь с математикой, назвать по порядку цвета радуги.
– Какая часть тела человека имеет 7 отверстий?
Назвать, показать.
– За сколько дней по библейской легенде бог сотворил мир?
Вспомните, что, за чем и в какой день он создал.
– Как цифра 7 связана с музыкой?
– Ребус с зашифрованным названием песни для каждой команды.
– Назови меру времени, содержащую в себе 7.
– Назови пословицы, содержащие в себе числительное 7.
4. Сектор “Пословица”.
Инсценируй пословицу.
Команда “БАМ”– У семи нянек дитя без глазу.
Команда “Радиус”– Один с сошкой, а семь с ложкой.
5. Работа со зрителями
Пока команды готовятся к показу инсценировки, проводится игра со зрителями.
Зрителям предлагаем загадки – необычные и интересные.
– Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры)
– Чёрненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает. (Двойка)
– Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три больше станет? (Шесть)
– Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет, ровно на три меньше станет? (Девять)
– Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу,
Очень рад бываю я , а со мною вся семья. (Пятёрка)
– Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно
Ты беседуй чаще с ней – станешь в 10 раз умней. (Книга)
– На лесенке – стремянке развешаны баранки.
Щёлк да щёлк – пять да пять-
Так мы учимся считать. (Счёты)
– Какие ноги у жирафа длиннее– передние или задние? (Одинаковые)
– Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)
– У матери 5 сыновей, у каждого по одной сестре. Сколько всего детей? (6)
6. Слово командам. Инсценировка пословиц.
7. Итоги брейн-ринга.
Слово жюри для объявления результатов игры, вручение дипломов и призов. Звучит торжественная музыка. Ведущий объявляет результаты математической викторины, награждает победителей. Благодарит всех, кто принял активное участие в подготовке и проведении вечера.
По традиции вечер заканчивается песней “Дважды два – четыре”.
Используемая литература:
- Бабанский Ю.К
Информационные ресурсы:
- portalschool.ru
- www.eurekanet.ru
- http://www.1sept.ru
- http://www.openworld.ru/school