Математический брейн-ринг

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Что может заставить умственно-отсталого ребёнка задуматься, начать размышлять над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него?

Главный источник побуждения к умственному труду на внеклассных занятиях это интерес ребёнка. Поэтому нужно искать и находить средства и способы побуждения познавательного интереса к тем математическим, логическим заданиям, которые предлагаются в процессе внеклассной работы. Например, это может быть красочное оформление, сочетание знакомых фактов с таинственным миром математики вызвавших удивление – Математика и сказки! Математика и любимые герои! Математика на арене цирка! Спортивная математика! Математика в шутках и анекдотах!... Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет у них удивление? Удивление и интерес вызывают занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, ребусы, шарады, несложные логические упражнения. Удивление вызывает у детей более острое, сосредоточенное внимание, соседствует с любопытством, помогает активизировать мыслительную деятельность.

Из всех видов предметной внеклассной работы с детьми наибольшей популярностью пользуются математические вечера, которые проводятся, чаще всего, в нетрадиционной форме, как интеллектуальные игры: “Брейн-ринг”, “КВН”, “Кто хочет стать математиком?”, “Счастливый случай”, “Авторалли по математической стране”.

Преимущества их проведения очевидно. Игра – это неожиданность, непредсказуемость, азарт, обстановка эмоционального подъема, дух соревнования, возможность блеснуть находчивостью. Что немаловажно и для наших воспитанников.

При проведении математических вечеров нужно руководствоваться следующими организационными принципами:

  • математический вечер это итог разнообразной, многоплановой классной и внеклассной работы, а не самоцель;
  • математический вечер должен демонстрировать лучшие образцы знаний, как всего коллектива, так и отдельных учащихся;
  • вечер строится на основе самодеятельности ребят, выступающих не только в качестве исполнителей и зрителей, но и в качестве организаторов мероприятия, хотя в наших условиях руководящая роль остаётся за учителем;
  • задания для вечера подбираются с учётом умственных особенностей детей;
  • математические вечера должны проводится не от случая к случаю, а в системе;
  • нужно постараться, чтобы большинство участников игры были отмечены поощрительными призами, типа “Самый находчивый”, “Самый смекалистый”, “Самый любознательный”, “Знаток математики”;
  • финал вечера должен нести максимально положительную энергетику – это будет стимулом для последующей работы на уроках и для подготовки новой игры..

Нельзя недооценивать роль предварительной подготовки к проведению вечера, ведь она сама по себе уже достигает многих учебных целей, способствует формированию учебной мотивации.

Подготовка включает в себя участие в математических викторинах, конкурсах на лучшего счётчика, конкурс рисунков и поделок на математическую тематику, разучивание песен, стихов, подбор пословиц, поговорок и считалок, инсценировки, праздничного оформления зала. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли с помощью учителя, воспитателя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Атмосфера приподнятости, соучастия и сотрудничества в общем деле позволит детям испытать ощущение радости знаний и творчества. Скучные и абстрактные математические правила и закономерности станут более интересными для изучения, вызовут интерес к познанию.

Математический брейн-ринг
(сценарий по версии телеигры)

Цель: Содействовать повышению интереса к урокам и внеклассной работе по математике.

Задачи:

  • Развивать навык практического применения знаний.
  • Корригировать недостатки мыслительной деятельности.
  • Воспитывать навыки общения в групповой форме работы.
  • Добиваться формирования реальной самооценки.

Оборудование:

  • колесо от поля чудес с секторами;
  • реквизит для инсценировки пословиц;
  • реквизит для оформления зала.

Предварительная работа:

  • организация творческой группы из учеников и педагогов для подготовки вечера;
  • подготовка к конкурсу считалок (индивидуальная и групповая);
  • подготовка к конкурсу пословиц;
  • повторение традиционной песни “Дважды два – четыре”;
  • формирование команд, равных по силе;
  • подбор заданий для работы со зрителями.

Ход игры

Ведущий: Ребята, сегодня мы вновь собрались с вами, чтобы отправиться в путешествие. Где мы будем путешествовать – догадайтесь сами.

1: Если б, строя дом, тот, в котором живёте,
    Архитектор немножко ошибся в расчёте,
    Знаешь ли ты, чтоб случилось?

2: Ты вступаешь на мост,
    Он надёжен и прочен,
    А не будь инженер в чертежах своих точен….
    Ты сказал бы спасибо ему?

3. Три десятых и стены возводятся косо
    Три десятых и рухнут вагоны с откоса
    Ошибись только на три десятых аптека
    Станет ядом лекарство, убьет человека.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, а какая наука поможет нам избежать этих неприятностей?

Наука, которая любит точность, строгий расчёт. Смекалку, быстроту мысли – это математика. И мы сегодня вновь отправляемся в гости в мир смекалки, чисел, фигур. Готовы? А считать умеете? Посмотрим.

Объявляется “Конкурс считалок”

Молодцы, ребята! Хорошо считаете.

Итак, сегодня на нашем математическом вечере состоится брейн-ринг – игра удачи для самых сообразительных, находчивых, удачливых, для тех, кто хорошо знает и любит математику. Сегодня сражаются 2 команды.

Встречаем 1 команда “Радиус”.

Ребята представляют свою команду; расшифровывают название команды. Радиус– это рыцари арифметики, думающие, ищущие, умеющие, смекалистые.

Встречаем 2 команду “БАМ”

Ребята представляют свою команду.
БАМ – это значит: Будем Активно Мыслить.
Наш поединок начнём с разминки.

1. Сектор “Разминка”.

Колесо от поля чудес по окружности которого наклеены буквы П, М, Ч, К, Р, О, С, Д.
Задание: Придумать математические слова , начинающиеся на эти буквы.
Болельщики помогают, за 1 слово команде начисляется 1 очко.

2. Сектор “Вопрос – ответ”.

Какая команда быстрее найдет правильный ответ – подаёт звуковой сигнал и отвечает.
Вопросы:
– Как звали трёх богатырей из известной картины?

(Картина демонстрируется).

– 40 бабушек ловили 3 поросят. 15 бабушек поймали первого поросёнка, пятая часть оставшихся бабушек поймали второго поросёнка, а третьего поросёнка поймали остальные бабушки. Как звали трёх поросят в известной сказке?
– Мальчик скинул с десяти десять, и осталось десять. Как это случилось?
– Какие 3 местоимения говорят, что руки чистые?
– 12 братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят? Назови их.
– Что можно предпринять, чтобы определить горизонтальное ли положение занимает поверхность стола, поверхность пола, если нет уровня?
– Национальная загадка: “То один другого обгонит, то другой одного опередит”. (Ноги).
– Национальная загадка: “Ног нет, рук нет, а в рубашке”. (Подушка)

3 Сектор “7”.

– Разноцветное коромысло над полем повисло.
Объяснить связь с математикой, назвать по порядку цвета радуги.
– Какая часть тела человека имеет 7 отверстий?
Назвать, показать.
– За сколько дней по библейской легенде бог сотворил мир?
Вспомните, что, за чем и в какой день он создал.
– Как цифра 7 связана с музыкой?
– Ребус с зашифрованным названием песни для каждой команды.
– Назови меру времени, содержащую в себе 7.
– Назови пословицы, содержащие в себе числительное 7.

4. Сектор “Пословица”.

Инсценируй пословицу.
Команда “БАМ”– У семи нянек дитя без глазу.
Команда “Радиус”– Один с сошкой, а семь с ложкой.

5. Работа со зрителями

Пока команды готовятся к показу инсценировки, проводится игра со зрителями.
Зрителям предлагаем загадки – необычные и интересные.
– Проживают в трудной книжке хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти сосчитают всё на свете. (Цифры)

– Чёрненькая, хвостатенькая,
    Не лает, не кусает,
    А из класса в класс не пускает. (Двойка)

– Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра – акробатка?
    Если на голову встанет, ровно на три больше станет? (Шесть)

– Отгадайте-ка, ребятки, что за цифра – акробатка?
    Если на голову встанет, ровно на три меньше станет? (Девять)

– Есть, друзья, такая птица: если сядет на страницу,
    Очень рад бываю я , а со мною вся семья. (Пятёрка)

– Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно
    Ты беседуй чаще с ней – станешь в 10 раз умней. (Книга)

– На лесенке – стремянке развешаны баранки.
    Щёлк да щёлк – пять да пять-
    Так мы учимся считать. (Счёты)

– Какие ноги у жирафа длиннее– передние или задние? (Одинаковые)

– Бублик разрезали на 3 части. Сколько сделали разрезов? (2)

– У матери 5 сыновей, у каждого по одной сестре. Сколько всего детей? (6)

6. Слово командам. Инсценировка пословиц.

7. Итоги брейн-ринга.

Слово жюри для объявления результатов игры, вручение дипломов и призов. Звучит торжественная музыка. Ведущий объявляет результаты математической викторины, награждает победителей. Благодарит всех, кто принял активное участие в подготовке и проведении вечера.

По традиции вечер заканчивается песней “Дважды два – четыре”.

Используемая литература:

  1. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.: Просвещение,1988.
  2. Воронкова В.В. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы V III вида. Сб.1:5-9 классы. – М.: Владос,2001.
  3. Котов А.Я. Вечера занимательной арифметики. – М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1960.
  4. Мозговой В.М, Яковлева И.М. Основы олигофренопедагогики. – М.: AKADEMA, 2006.
  5. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. – М.; Просвещение,1984.
  6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1967.
  7. Погудин В.В. В часы досуга. – Тюменское книжное издательство, 1953.
  8. Сорокин П.И. Занимательные задачи по математике. – М.: Просвещение, 1967.
  9. Степанов В.Д. Активизация внеурочной работы по математике в средней школе. – М.: Просвещение, 1991.
  10. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. – М.: Просвещение, 1975.

Информационные ресурсы:

  1. portalschool.ru
  2. www.eurekanet.ru
  3. http://www.1sept.ru
  4. http://www.openworld.ru/school