Урок музыки "Москва! Как много в этом звуке…" 4-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 4


Цель: Воспитание патриотизма через соприкосновение с музыкальными произведениями об Отечественной войне 1812 года, с песнями о Москве.

Планируемый результат: Знать и узнавать на слух музыкальные произведения, изучаемые на уроке, эмоционально исполнять песни, воплощая торжественный величавый образ, передавая чувство гордости за свою Родину.

Основные понятия: Жанр увертюры как самостоятельного произведения, исторические события Отечественной войны1812 года, ударные, медно-духовые музыкальные инструменты.

Межпредметные связи: Музыка, история, литература, живопись, архитектура.

Ресурсы:

  • основные: Учебник по музыке для 4 класса под редакцией В.В.Алеева, учебник по окружающему миру для 4 класса
  • дополнительные: Куберский, И.Ю. Энциклопедия для юных музыкантов. СПб. ООО “Золотой век”, 1996.
  • Википедия. Электронный ресурс. http://ru.wikipedia.org/wiki

Организация пространства: Записи музыкальных произведений, презентация к уроку, таблицы для учеников в бумажном варианте.

Добрый день, дорогие ребята! Я предлагаю вам продолжить музыкальное путешествие по странам и городам.

Начинаем урок. Внимание на экран! (Слайд 2, Приложение 1). Перед вами таблица с пропущенными словами. Такая же таблица у вас на партах. Возьмите ручку, посмотрите на 1 и 2 колонки, по какому принципу они составлены, назовите, напишите пропущенные слова.

1 2 3 4
Шопен     Революционный этюд
  Норвегия В пещере горного короля  
Моцарт Австрия   Ария царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”
Бах Германия Токката для органа  
  Россия “Времена года. Май. Белые ночи”  

Можете ли вы назвать некоторые пропущенные слова в 3 и 4 колонках? Таблицу пока отложите.

Итак, мы продолжаем музыкальное путешествие по странам и городам, сегодня – вместе с русским композитором – П.И.Чайковским.

Давайте вспомним, где мы были совсем недавно. (Слайд 3, 4). Ребята отгадывают представленные здания на экране – памятник Петру I, крейсер “Аврора”, Петропавловский собор Санкт-Петербурга; Эйфелева башня, Собор Парижской Богоматери в Париже. А вот город, где мы еще не были: (Слайд 5) Кремль, Собор Василия Блаженного Москвы. Темой нашего урока будет – “Москва! Как много в этом звуке…” (Слайд 1).

А это здание, я думаю, вам знакомо. (Слайд 6). Как и почему оно было построено?

Подсказка: оно связано с юбилейной исторической датой, отмечаемой в 2012 году (200-летие Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года). Ученики рассказывают все, что знают о Храме Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя был построен в честь Победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на народные средства, архитектор Константин Тон. Так он выглядел вначале, а так сейчас. С древнейших времен на Руси был обычай – в знак благодарности Богу за дарованные победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри. В них постоянно и особенно усердно поминались воины, “на поле брани за Веру и Отечество отдавших жизнь”. Заложен был Храм Христа Спасителя в 1838 г. Строился он 45 лет. Освящен 26 мая 1883 г. Освящение стало всенародным праздником с войсковым парадом и крестным ходом по Москве. Храм стал всенародным памятником всем тем, кто пал на полях сражений Отечественной войны 1812 г.

В 1931 г. Храм был взорван, и только в 1996 г. восстановлен.

Что вы знаете об Отечественной войне, против кого воевала Россия, кто командовал армиями двух стран? Самое яркое сражение? (Ответы учеников.) (Слайд 7 – Кутузов и Наполеон.)

Картина художника Кившенко “Совет в Филях” (слайд 8) рассказывает, как непросто было принять решение Кутузову оставить Москву. Почему непросто, как вы думаете? (Ответы учеников.)

Память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 года осталась и в других произведениях искусства. Это Л.Н.Толстой и его роман “Война и мир”, С.Прокофьев и опера “Война и мир”, Лермонтов “Бородино”. (Зачитать отрывки из стихотворения.)

Существует и еще одно произведение – “Увертюра. 1812 год”, автор которого П.И.Чайковский. (Слайд 9).

Слушаем фрагмент увертюры, и, исходя из характера музыки, попробуем найти одно слово – прилагательное, которое ярче всего характеризует эту музыку. (Ученики дают определение характера музыки увертюры после прослушивания, в результате приходят к определению – Торжественной увертюры.) А теперь возвратимся к таблице и внесем туда новое произведение П.И.Чайковского.

Как вы думаете, ребята, в увертюре идет подробный рассказ о событиях, или в самом общем виде? (Ответы детей.) Да, мы убедились, в том, что бывают увертюры – вступление в опере или балету, а бывают увертюры – самостоятельные музыкальные произведения, в которых в самом общем виде раскрывается содержание. А какие музыкальные средства использует композитор, чтобы создать такое торжественное звучание? (Ответы ребят.) Да, действительно это медные – духовые инструменты, ударные, имитирующие звон колоколов.

Проходят времена, но композиторы продолжают писать произведения, посвященные великим историческим событиям, в том числе, песни. Сейчас мы познакомимся с несколькими песнями о Москве, столице нашей Родины, городе-герое. А вам задание: определить, что между ними общего, и чем они различаются. Какие чувства высказывают композиторы в песнях о Москве?

Звучат фрагменты песен: (Приложение 2)

– С. Кац, А.Софронов. Песня о Москве.

– И Дунаевский, М.Лисяновский. Моя Москва, в исполнении И.Кобзона.

– А.Петров. Я шагаю по Москве, в исполнении Э. Хиля.

– Лучший город Земли в исполнении М Магомаева.

(Ответы учеников – чувства гордости, восхищения, восторга).

А в следующей песне о Москве вы угадаете автора и исполнителя. (Звучит песня “Москва” в исполнении О.Газманова).

Что общего в песне Газманова “Москва” с музыкой увертюры Чайковского? (Ответы учеников).

Разучивание данной песни.

Итак, назовите новые музыкальные произведения, которые мы сегодня послушали, каким событиям они посвящены. Как вы справлялись с заданиями? Мы убедились в том, что о важных исторических событиях рассказывают разные виды искусств, каждое по-своему, своими средствами. Но общее в них – это чувство гордости, восхищения, любви к Родине.