В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Одним из эффективных и актуальных методов является метод проектов, применяемый как в школе, так и в ДОУ.
В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе.
Отличительной чертой использования метода
проектов в ДОУ является опора на ведущую
деятельность дошкольников – игровую. Именно
посредством игры вводится проблемная ситуация, а
затем осуществляется реализация самого детского
проекта. Поэтому перед педагогами ДОУ стоят
важные задачи:
– подготовить дошкольников к осуществлению
проектной деятельности;
– обучить умениям и навыкам исследовательского
поиска;
– создать условия для развития коммуникативных
навыков и рефлексии дошкольников;
– способствовать практическому применению
имеющихся у детей знаний и умений.
Успешное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе возможно при постоянном профессиональном самосовершенствовании педагогов: повышении профессионального мастерства, творческого потенциала, умения анализировать и прогнозировать. Неотъемлемой частью в этой работе является также привлечение родителей и укрепление взаимодействия с семьями воспитанников.
В качестве практического примера использования проектного метода в ДОУ предлагается познавательно-исследовательский проект «В гостях у Деда Мороза», реализованный на базе МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 99» (г. Воронеж) в декабре 2012 года в рамках осуществления образовательной деятельности по программе «Успех».
Познавательно-исследовательский проект «В гостях у Деда Мороза»
Паспорт проекта
Полное название проекта: «В гостях у Деда Мороза».
Автор проекта: Бабаянц Н.А.
Продолжительность проекта: средняя (1 месяц).
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников.
Проблема:
Для всестороннего развития личности ребёнка важно с детских лет знакомить его с исконно русскими традициями, приобщать к культуре своего народа. Однако не всегда дети имеют достаточно полное представление о народных традициях. В частности, при праздновании Нового года возникают сложности в определении происхождения традиционного сказочного персонажа – Деда Мороза. В связи с этим возникла необходимость изучения данного вопроса для расширения кругозора детей и воспитания у них бережного отношения к культурным народным традициям.
Цель: расширить и углубить представление детей о главном традиционном сказочном персонаже Нового года – каноническом образе Деда Мороза.
Задачи:
Для детей:
Образовательные:
1. Формировать познавательный интерес
дошкольников к изучению традиций славянского
народа.
2. Воспитывать положительное отношение к
народным культурным традициям.
Развивающие:
1. Развивать коммуникативные навыки детей.
2. Способствовать развитию творческой инициативы
и поисковой деятельности дошкольников.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру отношения к другому и
самому себе.
2. Создать праздничную атмосферу в преддверии
Нового года.
Для педагогов:
1. Повысить уровень творческой инициативы
педагогов.
2. Развивать готовность к применению современных
методик и технологий для обеспечения качества
учебно-воспитательного процесса.
3. Создать условия для конструктивного
взаимодействия с семьями воспитанников в целях
дальнейшего сотрудничества.
Для родителей:
1. Углубить психолого-педагогическую
компетенцию родителей.
2. Повысить уровень вовлечённости родителей
воспитанников в деятельность ДОУ как активных
субъектов.
Предполагаемый результат:
Для детей:
– расширение кругозора детей;
– привитие исследовательских навыков;
– сплочение детского коллектива;
– развитие интереса к коллективной, командной
работе со всеми участниками образовательного
процесса.
Для педагогов:
– самореализация, повышение творческого
потенциала;
– повышение компетентности по использованию в
образовательном процессе современных
педагогических технологий.
Для родителей:
– оптимизация детско-родительских отношений;
– создание атмосферы доверия, взаимопонимания и
сотрудничества со всеми участниками
образовательного процесса;
– повышение уровня информированности родителей
о деятельности ДОУ.
Участие специалистов ДОУ:
– музыкальное сопровождение, разучивание
песен к Новогоднему утреннику;
– постановка танцев.
Продукт проектной деятельности: видеосюжет «В гостях у Деда Мороза».
Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание «В гостях у Деда Мороза». Презентация деятельности воспитанников, викторина для родителей и детей.
Сценарий итогового мероприятия по результатам реализации проекта «В гостях у Деда Мороза»
Форма проведения: совместное детско-родительское собрание.
Цель: познакомить родителей с результатами деятельности детей в ходе реализации проекта.
Задачи:
- Создать условия для оптимизации детско-родительских отношений.
- Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в деятельность ДОУ.
- Создать праздничную атмосферу в преддверии Нового года.
Оборудование: мультимедийный
проектор, переносной экран, ноутбук.
Шкатулка для вопросов, искусственная ёлка, шары
2-х цветов (салатовые и фиолетовые), снежинки по
количеству участников, подарки для родителей,
сделанные детьми (фигурки из солёного теста и
символ года-змея).
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Вводная часть. Приветствие
В помещении группы дети и родители сидят, образуя круг: одна половина круга – дети, вторая – родители.
Ведущий. Уважаемые родители, дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча – мы с Вами подведём итоги нашей совместной деятельности по выполнению проекта «В гостях у Деда Мороза». Начали мы свой проект в символичный день – в день рождения Деда Мороза (19 ноября). В самом начале у ребят возникли вопросы, ответы на которые они старательно пытались найти в течение месяца. В это время они вместе со взрослыми читали книги, узнавали информацию из различных источников, отправлялись в путешествие на родину Деда Мороза – в Великий Устюг, а сегодня настало время познакомиться с результатами нашей работы. Давайте посмотрим, какие вопросы интересовали детей в самом начале.
Презентация вопросов проекта. На мультимедийной доске ведущий показывает презентацию, содержащую вопросы детей. Сначала ведущий читает вопрос, а дети отвечают. Таким образом дети демонстрируют свои знания, полученные в ходе реализации проекта.
Ведущий. Видите, как много ребята
узнали о Дедушке Морозе, они смогли получить
ответы на все интересующие их вопросы. Большую
помощь в этом оказали взрослые: наши мамы и папы и
воспитатели.
Настал черёд посмотреть сюжет о том, что мы
делали вместе с детьми для того, чтобы узнать как
можно больше о Дедушке Морозе и побывать у него в
гостях. Сейчас каждый из ребят сможет вспомнить о
проделанной работе и увидеть неповторимые
моменты работы над нашим проектом. Внимание на
волшебный экран!
Видеосюжет «В гостях у Деда Мороза»
2. Основная часть
Ведущий. Мы посмотрели сюжет, что ребята делали в рамках осуществления проекта, но Дедушка Мороз приготовил два испытания для детей и их родителей.
Испытание № 1. Посмотрите, какая у нас в группе ёлочка! Нам нужно её нарядить, ведь праздник уже совсем скоро. Сейчас мы с вами сейчас будем наряжать нашу красавицу-ёлку. Дедушка Мороз приготовил для ребят и их родителей Новогоднюю викторину. Из волшебного сундучка участники каждой из команд (родителей и детей) по очереди будут доставать вопросы для своей команды и отвечать на них. (Четыре вопроса команде детей, четыре – команде родителей). За правильный ответ каждая команда получает игрушку-шарик и вешает его на ёлку. Таким образом, по завершении викторины наша ёлочка будет украшена к предстоящему празднику.
Вопросы Новогодней викторины
1. Где находится родной город Деда Мороза
Великий Устюг?
2. Как зовут внучку Деда Мороза?
3. Где живет Санта Клаус?
4. Есть ли внучка у Санта Клауса?
5. При каком царе начали отмечать Новый год 1
января?
6. Почему люди украшают елку на Новый год?
7. Чем раньше украшали ёлку?
8. В каких русских сказках упоминается о Дедушке
Морозе?
Ведущий. С первым испытанием Деда Мороза мы справились, но он хочет, чтобы наши команды отгадали его непростые волшебные загадки.
Испытание № 2. Ведущий читает загадки по очереди команде родителей и команде детей.
Новогодние загадки
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)Чтобы почва не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады. (Мороз)Ежегодно приходят к нам в гости
Один седой, другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года)На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (Новый год)Дед Мороз круглый год
В белом домике живёт.
То притихнет и молчит,
То проснется и ворчит. (Холодильник)Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинки)
После проведения викторины и разгадывания загадок ведущий обращает внимание детей и родителей на красивую нарядную ёлку, которую они нарядили, выполнив все испытания Деда Мороза.
Ведущий. Посмотрите, какая у нас нарядная ёлочка!!! Все испытания Деда Мороза мы выдержали, ёлочку нарядили, загадки отгадали. Наступил самый торжественный момент – пришло время дарить подарки.
Дорогие родители! Ваши дети с вниманием и
заботой готовились к сегодняшнему дню, они с
огромной любовью делали для вас свои необычные
подарки.
Воспитатели раздают детям подарки (символ года –
змейку и фигурку из солёного теста), и дети
дарят их своим родителям. (Приложение
1)
Ведущий. А сейчас я приглашаю всех в новогодний хоровод. Звучит песня в исполнении Д. Маликова «Пока часы двенадцать бьют». В ходе танца детям и родителям раздаются снежинки.
3. Итоговая часть
Ведущий. Дорогие ребята, дорогие родители! Вот и подошло к концу наше необычное родительское собрание, завершить которое хочется пожеланиями от Дедушки Мороза.
Новогодние пожелания
Желаем, чтобы Дед Мороз
Мешок Вам радости принёс.
Второй мешок – со смехом!
А третий – чтоб с успехом!
Свою болезнь, печаль, тоску –
Сложите все в мешок ему.
Пусть их он в кучу соберёт
И в лес с собою унесёт!
В завершении праздника родители и дети
аплодируют друг другу.
Ведущий благодарит всех присутствующих.
После окончания мероприятия родители заполняют
анкету (Приложение 2).
Литература:
1. Гурина И.В. Новогодние загадки. – М.: ООО
«Издательство «Фламинго»», 2006.
2. Любимый праздник Новый год: стихи, песенки,
сказки, загадки / А. Барто, С. Михалков, А. Усачёв и
др. – М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2011.
3. Новогодний калейдоскоп. Репертуарный сборник
литературных материалов в помощь организаторам
детских новогодних и музыкальных праздников.
Методическое пособие / Сост. А.С. Фролов. – М.:
Педагогическое общество России, 2005.
4. Новогодний карнавал. – Ростов-на-Дону:
Издательский дом «Проф-Пресс», 2011.
5. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г.
Проекты в работе с семьей, Методическое пособие.
– М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Сыпченко Е.А. Инновационные
педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ.
– СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСВО «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2012.