Урок литературного чтения "В.Ю. Драгунский "Что любит Мишка"". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить учащихся с рассказом В.Драгунского  «Что любит Мишка»;
  • развивать навыки оптимального чтения, умения пересказывать текст;
  • способствовать воспитанию интереса к чтению.

Оборудование: магнитофон, кассета с музыкой Шопена, портрет Шопена, рисунок лани, кружочки и лица мальчиков, пословица, липучка, карандаши, фломастеры.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Настрой на урок

1. Упражнения для речевого аппарата:

  • «певец»
  • «баян»
  • «дирижер»

2. Проверка домашнего задания

– Мы с вами на прошлом уроке познакомились с рассказом Виктора Драгунского «Англичанин Павел». Чему учит нас этот рассказ?

Вывод. Этот рассказ о мальчике-ленивце, который за два месяца ничему не научился, а только умеет хвастаться и учит нас трудолюбию, скромности.

II. Нацеливание

– Сегодня мы на уроке познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Денискины рассказы»

III. Работа над новой темой

1. Словарная работа

Поработаем над словами:

Приветливый – подберите синоним к этому слову
Строгать – срезать с поверхности чего-нибудь тонкие слои острым инструментом
Лань – вид оленя, живет в странах с теплым климатом. От оленей отличается более короткими и менее сильными ногами, толстым туловищем, более короткой шеей и лопатообразными рогами. В быстроте и проворстве уступает оленю, может перескочить препятствия высотой в два метра, хорошо плавает. Ее летний наряд красновато-коричневый с белыми пятнами, по бокам по спине и хвосту – черная, зимой окраска становится серовато-коричневой. Часто встречаются белые и черные лани, которые не меняют цвета по временам года.
Рояль – клавишный музыкальный инструмент
Шопен – композитор

2. Сообщение о Шопене

Сообщение о польском композиторе Фридерике  Шопене послушайте (ученика).

– Эпиграфом нашего урока является русская пословица «Не хлебом единым сыт человек»
О том, как вы понимаете эти слова, мы поговорим позже. А сейчас посмотрите на доску. На ней вы видите лица мальчиков. Это герои нашего рассказа – Денис и Мишка. Лица мальчиков бесцветные, потому что пока о них мы ничего не знаем.
Сейчас  вы должны внимательно прослушать рассказ, а затем при помощи кружочков, которые лежат у вас на партах, должны будете показать духовный мир мальчиков, их интересы, отношение к окружающему. Подумайте, какие размеры и цвета вам помогут представить себе наших героев.

3. Чтение учителем рассказа

– Откройте учебники на странице 118. Внимательно послушайте рассказ.

4. Рисование

– Как зовут мальчиков? Возьмите кружочки. Один из них Денис, а другой – Миша.
– Какими цветами красок вы хотели бы представить мальчиков? Вы будете работать под музыку Шопена. Подумайте, это песенка или музыка, как сказал Борис Степанович.

– Кто закончил, прикрепляйте к доске и читайте  рассказ про себя.

– Что это – песенка или музыка?

Песня – музыкальное произведение для исполнения голосом, мелодия со словами.
Музыка – искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах.

– Итак, лица прикреплены. Это, ребята, ваше первичное восприятие героев рассказа. Но после того, как мы поработаем над рассказом, возможно, кому-то захочется что-то изменить: либо цвет, либо размер.

5. Беседа по первым впечатлениям

– Как вы думаете, почему так назван рассказ? Что рассмешило вас? Похожи ли Денис и Миша? Кто из детей взрослее, несмотря на то, что они одного возраста?

Вывод. Итак, что же мы можем сказать о мальчиках? У Дениса и Миши интересы разные. Денис всесторонне развитый мальчик.

6. Выборочное чтение

– А что любит Денис? Чем он интересуется?
– Давайте прочитаем. Найдите в тексте словосочетания, в которых Борис Степанович говорит о любви  Дениса ко всему, что его окружает?
– Значит, у Дениса богатый духовный мир, широкий кругозор познания.
– Миша, как маленький, перечисляет только вкусные кушанья, которые являются для него главными в жизни, которые его интересуют, о которых он постоянно думает.

7. Физминутка

8. Чтение рассказ детьми (оптимальное чтение)

– Приготовьтесь читать.

  • Чтение на время
  • Буксир
  • Ловушка
  • Молния
  • Жужжащее чтение
  • Чтение-разведка. Внимательно рассмотрите  иллюстрацию и найдите строчки к ней. Кто нашел? Каким нарисовал Мишу художник?

Вывод. Французский писатель Скаррон сказал, что «ни один человек, любящий свой желудок, не произвел ничего истинно прекрасного»
Миша ничем не интересуется, поэтому у него отсутствует «духовная пища», у него узок круг его интересов, поэтому он и не растет.

9. Выборочное чтение

– Посмотрите  текст и подумайте, как Миша перечисляет то, что он любит? Какие слова он употребляет? С какой интонацией прочитаете? (восторг, восхищение, радость, захлебываясь, слюни текут).
– Как можно одним словом сказать о Мише? Лакомка или обжора?

Лакомка – человек, который любит лакомиться, т.е. съесть чего-либо вкусное, лакомое, понемножку.

Обжора – ненасытный, жадный на еду, прожорливый, всеядный.

Я люблю покушать сытно
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбору
Потому что я – обжора.

– Ребята, но ведь Миша на спор может съесть целый кг колбасы. А это нужно ребенку, хотя бы ради спора?

Вывод. ЗОЖ.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. Переедание опасно для организма. А чему оно приведет? Оно приводит к ожирению, болезням желудка, сердца. Чтобы пища приносила больше пользы, чтобы не заболел желудок, нужно знать и соблюдать правила питания, которые мы должны помнить постоянно. Мы должны питаться продуктами, в которых много витаминов, которые оказывают большое влияние на самочувствие человека. Очень важно для организма витамин С, им богат лук, чеснок, петрушка, перец, черная смородина, облепиха, шиповник, которые у нас растут в Башкортостане. Вспомним классный час о  витаминах.

Пищи жирной воздержись, ой, ой, ой!
Ты запомни навсегда –
Это вредная еда, да, да, да.
Фрукты, овощи – полезней
Защищают от болезней.

10. Физминутка для глаз

11. Выделение опорных слов. Работа в группах

– Берем простой карандаш, подчеркиваем опорные слова, готовимся к пересказу.
– Какие слова вы выделили?
Рояль, Шопен, Целый мир, вмешался Мишка,  целый продуктовый магазин.

12. Пересказ

– Готовимся к пересказу. Кто сможет по опорным словам пересказать текст?

13. Работа в парах

– А теперь поработаем в парах. Пересказываем друг другу. Кто хочет сказать доброе слово о пересказе товарища?

14. Пересказ слабого ученика

– Кто сможет теперь пересказать всему классу?
– Ребята, а что вы любите больше всего на свете?
– Ваш список мне понравился больше, чем Мишкин. Я рада за вас. Почему список «любимых» Мишкиных занятий не понравился  учителю? Как он отреагировал на слова. Давайте прочитаем. Почему учитель не похвалил его? (т.к. у него на последнем месте котята, бабушка). Он даже о маме не вспомнил.

IV. Итог

1. Эпиграф

– Мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эту пословицу? Эта пословица является главной мыслью нашего рассказа.

2.  Рисунки

– Обратимся к нашим рисункам. Изменилось ли ваше мнение о Денисе и о Мише? Кто перерисовал бы свой рисунок? Что бы ты изменил? Почему?
– А как Виктор Драгунский относится к своим героям? Посмотрите, о чем говорят имена: Мишка – пренебрежение
Денис – уважение, как к взрослому. Как же охарактеризуем наших мальчиков?
Целый мир – обжора.

V. Оценивание

VI. Домашнее задание

1 группа – выразительное чтение;
2 группа – чтение по ролям
3 группа – сочинение на тему «Что я люблю»
Желающие могут нарисовать наших героев.