- познакомить учащихся с рассказом В.Драгунского «Что любит Мишка»;
- развивать навыки оптимального чтения, умения пересказывать текст;
- способствовать воспитанию интереса к чтению.
Оборудование: магнитофон, кассета с музыкой Шопена, портрет Шопена, рисунок лани, кружочки и лица мальчиков, пословица, липучка, карандаши, фломастеры.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Настрой на урок
1. Упражнения для речевого аппарата:
- «певец»
- «баян»
- «дирижер»
2. Проверка домашнего задания
– Мы с вами на прошлом уроке познакомились с рассказом Виктора Драгунского «Англичанин Павел». Чему учит нас этот рассказ?
Вывод. Этот рассказ о мальчике-ленивце, который за два месяца ничему не научился, а только умеет хвастаться и учит нас трудолюбию, скромности.
II. Нацеливание
– Сегодня мы на уроке познакомимся с рассказом Виктора Юзефовича Драгунского «Денискины рассказы»
III. Работа над новой темой
1. Словарная работа
Поработаем над словами:
Приветливый – подберите синоним к этому
слову
Строгать – срезать с поверхности
чего-нибудь тонкие слои острым инструментом
Лань – вид оленя, живет в странах с теплым
климатом. От оленей отличается более короткими и
менее сильными ногами, толстым туловищем, более
короткой шеей и лопатообразными рогами. В
быстроте и проворстве уступает оленю, может
перескочить препятствия высотой в два метра,
хорошо плавает. Ее летний наряд
красновато-коричневый с белыми пятнами, по бокам
по спине и хвосту – черная, зимой окраска
становится серовато-коричневой. Часто
встречаются белые и черные лани, которые не
меняют цвета по временам года.
Рояль – клавишный музыкальный инструмент
Шопен – композитор
2. Сообщение о Шопене
Сообщение о польском композиторе Фридерике Шопене послушайте (ученика).
– Эпиграфом нашего урока является русская
пословица «Не хлебом единым сыт человек»
О том, как вы понимаете эти слова, мы поговорим
позже. А сейчас посмотрите на доску. На ней вы
видите лица мальчиков. Это герои нашего рассказа
– Денис и Мишка. Лица мальчиков бесцветные,
потому что пока о них мы ничего не знаем.
Сейчас вы должны внимательно прослушать
рассказ, а затем при помощи кружочков, которые
лежат у вас на партах, должны будете показать
духовный мир мальчиков, их интересы, отношение к
окружающему. Подумайте, какие размеры и цвета вам
помогут представить себе наших героев.
3. Чтение учителем рассказа
– Откройте учебники на странице 118. Внимательно послушайте рассказ.
4. Рисование
– Как зовут мальчиков? Возьмите кружочки. Один
из них Денис, а другой – Миша.
– Какими цветами красок вы хотели бы представить
мальчиков? Вы будете работать под музыку Шопена.
Подумайте, это песенка или музыка, как сказал
Борис Степанович.
– Кто закончил, прикрепляйте к доске и читайте рассказ про себя.
– Что это – песенка или музыка?
Песня – музыкальное произведение для
исполнения голосом, мелодия со словами.
Музыка – искусство, отражающее
действительность в звуковых художественных
образах.
– Итак, лица прикреплены. Это, ребята, ваше первичное восприятие героев рассказа. Но после того, как мы поработаем над рассказом, возможно, кому-то захочется что-то изменить: либо цвет, либо размер.
5. Беседа по первым впечатлениям
– Как вы думаете, почему так назван рассказ? Что рассмешило вас? Похожи ли Денис и Миша? Кто из детей взрослее, несмотря на то, что они одного возраста?
Вывод. Итак, что же мы можем сказать о мальчиках? У Дениса и Миши интересы разные. Денис всесторонне развитый мальчик.
6. Выборочное чтение
– А что любит Денис? Чем он интересуется?
– Давайте прочитаем. Найдите в тексте
словосочетания, в которых Борис Степанович
говорит о любви Дениса ко всему, что его
окружает?
– Значит, у Дениса богатый духовный мир, широкий
кругозор познания.
– Миша, как маленький, перечисляет только
вкусные кушанья, которые являются для него
главными в жизни, которые его интересуют, о
которых он постоянно думает.
7. Физминутка
8. Чтение рассказ детьми (оптимальное чтение)
– Приготовьтесь читать.
- Чтение на время
- Буксир
- Ловушка
- Молния
- Жужжащее чтение
- Чтение-разведка. Внимательно рассмотрите иллюстрацию и найдите строчки к ней. Кто нашел? Каким нарисовал Мишу художник?
Вывод. Французский писатель Скаррон
сказал, что «ни один человек, любящий свой
желудок, не произвел ничего истинно прекрасного»
Миша ничем не интересуется, поэтому у него
отсутствует «духовная пища», у него узок круг его
интересов, поэтому он и не растет.
9. Выборочное чтение
– Посмотрите текст и подумайте, как Миша
перечисляет то, что он любит? Какие слова он
употребляет? С какой интонацией прочитаете?
(восторг, восхищение, радость, захлебываясь,
слюни текут).
– Как можно одним словом сказать о Мише? Лакомка
или обжора?
Лакомка – человек, который любит лакомиться, т.е. съесть чего-либо вкусное, лакомое, понемножку.
Обжора – ненасытный, жадный на еду, прожорливый, всеядный.
Я люблю покушать сытно
Много, вкусно, аппетитно.
Ем я все и без разбору
Потому что я – обжора.
– Ребята, но ведь Миша на спор может съесть целый кг колбасы. А это нужно ребенку, хотя бы ради спора?
Вывод. ЗОЖ.
Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. Переедание опасно для организма. А чему оно приведет? Оно приводит к ожирению, болезням желудка, сердца. Чтобы пища приносила больше пользы, чтобы не заболел желудок, нужно знать и соблюдать правила питания, которые мы должны помнить постоянно. Мы должны питаться продуктами, в которых много витаминов, которые оказывают большое влияние на самочувствие человека. Очень важно для организма витамин С, им богат лук, чеснок, петрушка, перец, черная смородина, облепиха, шиповник, которые у нас растут в Башкортостане. Вспомним классный час о витаминах.
Пищи жирной воздержись, ой, ой, ой!
Ты запомни навсегда –
Это вредная еда, да, да, да.
Фрукты, овощи – полезней
Защищают от болезней.
10. Физминутка для глаз
11. Выделение опорных слов. Работа в группах
– Берем простой карандаш, подчеркиваем опорные
слова, готовимся к пересказу.
– Какие слова вы выделили?
Рояль, Шопен, Целый мир, вмешался Мишка, целый
продуктовый магазин.
12. Пересказ
– Готовимся к пересказу. Кто сможет по опорным словам пересказать текст?
13. Работа в парах
– А теперь поработаем в парах. Пересказываем друг другу. Кто хочет сказать доброе слово о пересказе товарища?
14. Пересказ слабого ученика
– Кто сможет теперь пересказать всему классу?
– Ребята, а что вы любите больше всего на свете?
– Ваш список мне понравился больше, чем Мишкин. Я
рада за вас. Почему список «любимых» Мишкиных
занятий не понравился учителю? Как он
отреагировал на слова. Давайте прочитаем. Почему
учитель не похвалил его? (т.к. у него на последнем
месте котята, бабушка). Он даже о маме не вспомнил.
IV. Итог
1. Эпиграф
– Мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эту пословицу? Эта пословица является главной мыслью нашего рассказа.
2. Рисунки
– Обратимся к нашим рисункам. Изменилось ли
ваше мнение о Денисе и о Мише? Кто перерисовал бы
свой рисунок? Что бы ты изменил? Почему?
– А как Виктор Драгунский относится к своим
героям? Посмотрите, о чем говорят имена: Мишка –
пренебрежение
Денис – уважение, как к взрослому. Как же
охарактеризуем наших мальчиков?
Целый мир – обжора.
V. Оценивание
VI. Домашнее задание
1 группа – выразительное чтение;
2 группа – чтение по ролям
3 группа – сочинение на тему «Что я люблю»
Желающие могут нарисовать наших героев.