Программное содержание:
- Систематизировать знания детей о двух агрегатных состояниях вещества – твердом и жидком, о теплопроводности веществ.
- Развивать умение анализировать, выделяя два и более признака объекта.
- Закреплять навык схематизации и пользования морфотаблицей.
Методы:
- МШ – мозговой штурм
- ММЧ – моделирование маленькими человечками
- МА – морфоанализ
- Схематизация
- Эмпатия
- Игровая ситуация (строим лисе дом)
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, символы маленьких человечков, морфотаблица, карточки – символы деревянного, стеклянного, металлического домов, теплопроводности и прочности.
Ход НОД
1 часть.
На экране лес. Слайд 2. Приложение 1
Дети садятся на стульчики. Появляется лиса. Она плачет.
Лиса: Ой, бедная лиска, бедная, осталась лиска без домика. На дворе зима, а мне и голову приклонить негде. Ой, бедная я, бедная.
Воспитатель: Что ты, лисонька, плачешь, что причитаешь?
Лиса: Как же мне не плакать. Была у меня избушка. Избушка растаяла, а я осталась без домика.
В: Из чего же у тебя избушка была построена?
Л: Изо льда, изо льда. Ой, я несчастная. Как мне зиму пережить, где голову, приклонить?
В: Подожди, лиса, не плачь. Иди к нам. Вместе с ребятами что-нибудь придумаем.
Лиса, садится на стульчик.
В: Ребята, почему же домик у лисы растаял весной? Слайд 3
Д: Солнце пригрело, избушка и растаяла.
В: А поточнее, что произошло?
Д: Лед растаял и превратился в воду.
В: Покажите этот процесс с помощью схемы.
Ребенок у магнитной доски строит схему:
Слайд 4
В: Как же лиса строила свой дом?
Д: Из ледяных кирпичей.
В: А где она их брала?
Д: Сама делала. Если воду залить в прямоугольную форму, она замерзнет, и получатся кирпичи.
В: Можем мы этот процесс засхематизировать?
Ребенок работает у доски.
– Проверьте. Схемы появляется на экране. Слайд 5
В: Ребята, посмотрите на эти схемы. Что произошло в первом случае?
Д: Лед растаял: и превратился в воду.
В: А во втором?
Д: Вода замерзла и превратилась в лед.
В: Какой мы: можем сделать вывод?
Д: Лед и вода – это одно и то же вещество.
В: Правильно. Лед и вода – два агрегатных состояния одного и того же вещества. Можем мы объединить эти схемы?
Ребенок строит схему:
– Проверьте. Схема появляется на экране. Слайд 6.
В: Какие еще вещества подчиняются этой схеме?
Д: Сахар тает, если его нагреть, а потом он опять застывает, и получается леденец. Металлы плавятся от огня и становятся твердыми – когда остывают. Свеча плавится, когда горит.
В: Молодцы. Давайте покажем эти процессы. ____(имена) помогут поставить опыт, а вы, дети, превращайтесь в маленьких твердых человечков. Постройте модель твердого вещества. А теперь твердое вещество нагревают – оно превращается в жидкое вещество.
Дети моделируют.
Жидкое вещество остывает и превращается снова в твердое.
Дети моделируют.
– Молодцы! Садитесь на свои места, вы снова дети. Давайте теперь посмотрим на результаты опыта.
Д: Сахар, металл и свеча расплавились при нагревании. Сейчас они остынут и станут твердыми.
2 часть.
В: Так как же нам лисе помочь? Может быть, построим ей дом из ледяных кирпичей?
Д: Он весной опять растает.
В: Тогда обратимся к виртуальным рекламным агентам.
Звонит по телефону.
Алло! Это компания «Таис»? Мы хотим построить дом: Пришлите, пожалуйста, виртуальную рекламу. Спасибо.
Рекламные агенты (на слайде).
Мы хотим вам предложить три эксперимента.
1-й рекламный агент:
Все имеется для лис у компании «Таис».
Лиса, тебе металл я предлагаю.
Он очень прочный, я-то знаю!
Дом построишь ты прелестный,
Будешь жить ты в нем чудесно!
2-й рекламный агент:
Лиса, тебе стекло я предлагаю.
Оно прозрачное, я это знаю!
Дом будет выглядеть искусно,
Что же еще для счастья нужно?
3-й рекламный агент:
Лиса, тебе я древесину предлагаю,
Она надежная, я это знаю!
Дом будет очень милый,
В нем: все уютно и красиво!
В: Спасибо, дорогие агенты, мы подумаем какой проект выбрать.
Работа по морфотаблице.
Теплопроводность | - | + | + |
Прочность | + | - | + |
Металлический дом | Стеклянный дом | Деревянный дом |
В: Каким должен быть дом?
Д: Красивым, теплым – уютным, большим, прочным, светлым.
В: Из всех свойств, которые вы называли, я выберу два: прочность и теплота. Потому что именно эти свойства зависят от того, какой материал мы выберем для строительства дома. Помещаю их на МТ.
В: Давайте сначала проверим предлагаемые материалы на прочность. Постучим по ним молотком. Металл – прочный (ставим плюс), стекло – хрупкое (ставим минус), дерево – прочное (ставим плюс).
А теперь проверим на теплопроводность. Поставим металлическую, стеклянную и деревянную палочки в стакан с кипятком. Подождем немного. Скажите, пожалуйста, какая температура в доме должна быть зимой?
Д: Высокая. Зимой в доме должно быть тепло.
В: А летом?
Д: Летом в доме должно быть прохладно.
В: Значит, как стены дома должны пропускать тепло?
Д: Плохо. Зимой тепло не должно выходить на улицу из дома, а летом, наоборот, не должно попадать внутрь.
В: Молодцы! А теперь проверьте, какой материал хуже всех проводит тепло.
Дети проверяют, как нагрелись палочки в стакане с горячей водой.
Д: Металлическая и стеклянная палочки горячие, а деревянная – холодная. Значит, дерево не проводит тепло.
В: Ставим плюс (положительное качество) дереву, а металлу и стеклу по минусу. Какой дом получил больше плюсов? Из какого материала мы будем строить дом?
Д: Из дерева. Так ли у нас получилось, посмотрим на экран. Слайд 7.
Творческий этюд «Строим дом».
Тили-бом, тили-бом,
Мы построим лисе дом.
Красим крышу, красим пол,
Убираем все кругом.
На пол мягкую дорожку –
Постелю ее к порожку.
Принесем лисе подарки:
Две подушки на диван,
Меду липового жбан.
Лиса: Ребята, я вас в гости приглашаю
И всех чаем угощаю. Слайд 8
Итог НОД.
В: Молодцы! Что мы делали.
Д: Строили лисе дом.
В: Что нам помогло построить хороший дом?
Д: Наши знания о том, как вещества принимают и отдают тепло.
Слайд 9.
Список принятых сокращений:
МШ – мозговой штурм
ММЧ – моделирование маленькими человечками
МА – морфоанализ
МЧ – маленькие человечки
МТ – морфотаблица
Используемая литература:
- Большая книга «Почему». – М.: Махаон, 2006.
- Бурмистрова Л., Мороз В .«Всемирная детская энциклопедия. Космос». – М.: Эксмо, 2003.
- Воронцов-Вельяминов Б.А., Маркушевич А.И . «Детская энциклопедия. Мир небесных тел». – М.: Педагогика, 1972.
- Левитан Е.П. «Твоя вселенная», М.: Просвещение, 1995.
- Нуриа Рока . Серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля». – М., 2006.