Цели:
- сформировать понимание специфики жанра вальса;
- научить анализировать музыкальные произведения на основе жанровых признаков с точки зрения содержания;
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- пробудить интерес к жанру оперы.
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, синтезатор
ХОД УРОКА
I. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика
– На прошлом уроке мы говорили с вами о трех
основных жанрах, на которых основаны практически
все музыкальные произведения. Какие это жанры? (Песня,
танец, марш)
– Легко ли их услышать?
– Какое средство музыкальной выразительности
нам помогает их различать? (Ритм)
– В каких произведениях мы услышали эти жанры на
прошлом уроке? (Танец и марш в Полонезе Ф.
Шопена, песню в 4 симфонии П. Чайковского)
II. «Я помню вальса звук прелестный» – слушание
– Нетрудно догадаться, что темой сегодняшнего
урока будет… (вальс)
– Почему вы так решили?
– Мы с вами слушали много различных музыкальных
произведений. Почему вы решили, что прозвучал
вальс? (В музыке был ритм вальса, размер 3/4)
– Что вы можете сказать о произведении? (Это
романс, красивая, вальсовая мелодия, высокий
женский голос, ощущение воздушности,
невесомости, легкости, тоски какой-то, сожаление
о чем-то)
– Как можно красиво сформулировать тему нашего
сегодняшнего урока? Первые строки романса
подойдут? (Приложение 1,
слайд 1)
III. «Девчонки и мальчишки» А. Островского – исполнение
– Можем ли мы исполнить музыку в характере
вальса? (Песни «Девчонки, мальчишки», «Школьный
корабль»)
– Чем отличается прозвучавшее произведение и
песни из нашего репертуара? (Содержание разное,
выразительные средства, исполнение)
– Давайте составим партитуру исполнения песни.
Какие варианты исполнения вы предложите? (Пение
с солистами, по группам)
– Работа с текстом, выделяем кульминацию. Какой
куплет главный? Как можно его выделить? (Спеть
громче) (Слайды 2-3)
IV. Вальс из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского – слушание фрагмента II действия
– Где еще можно услышать вальс? (На балу, на
празднике)
– Кто нам сможет показать основное движение
вальса? (Показ движений участниками
танцевального коллектива, которые учатся в этом
классе)
– Представьте, что что-то случилось с музыкой
(как у наших фигуристов на чемпионате мира), чем
мы можем помочь нашим танцорам? (Простучать
ритм). Попробуем.
– Размер вальса? (3/4).
– Сильная доля? (Первая)
– Простучим ритм – притоп, два хлопка. Танцуют.
– Чего не хватает? (Красивой мелодии)
– Мелодия песни, которую мы только что спели,
подойдет?
– В фонограмме, которая нам помогала, нет
мелодии, как быть? (Надо спеть)
Исполнение по группам
Танцуют под музыку.
– А теперь отправимся на настоящий бал. Он был
устроен в честь именин Татьяны Лариной, героини
оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (слайд 4)
– Это современный бал?
– Как проводили время гости бала?
– Что было главным в этой сцене, что все
объединяло в одно целое? (Музыка вальса)
– Какое настроение выражала музыка вальса?
V. Вальс №10 Ф. Шопена – слушание
– Можно ли услышать Вальс в
концертном зале?
– Один знакомый нам композитор писал вальсы для
своего любимого инструмента, а так же мазурки,
полонезы. И сам их исполнял в концертах по всей
Европе. Догадались, о ком идет речь? (Cлайд 5)
Слушание Вальса
– Что вы можете сказать об этом вальсе? (Нежный,
мечтательный, легкий)
– Похож на Вальс П. Чайковского? (Нет, у
Чайковского яркий, искрометный, беззаботный, а
здесь другое настроение)
VI. «Школьный корабль» – исполнение
– Я знаю, что у вас есть любимая песня. Она
подходит для нашего урока. Мы учили ее в 6 классе,
поэтому текст я вам напомню (слайд 6)
– Составим партитуру исполнения. p – mp – f ,
кульминация в начале каждого припева. Самый
главный куплет – четвертый.
VII. Обобщение урока (cлайд 7)
– Что нового мы сегодня узнали? Разгадаем небольшой кроссворд и узнаем какой жанр сегодня на уроке был главным.
1. Как фамилия героини оперы П. Чайковского
«Евгений Онегин»?
2. В какой форме обычно написаны песни, в том числе
и те, которые сегодня прозвучали в вашем
исполнении?
3. Кто из композиторов писал вальсы не для танцев?
Чей это композитор?
4. Назовите автора оперы, фрагмент которой мы
сегодня смотрели?
5. О каком жанре шла речь сегодня?
– Какой вальс, прозвучавший на уроке больше понравился?
VIII. Домашнее задание
Послушать 2-3 произведения танцевального характера. Записать название, автора. Можно принести запись на следующий урок и подготовить мини-викторину для одноклассников.