"Я помню вальса звук прелестный …"

Разделы: Музыка


Цели:

  • сформировать понимание специфики жанра вальса;
  • научить анализировать музыкальные произведения на основе жанровых признаков с точки зрения содержания;
  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
  • пробудить интерес к жанру оперы.
  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, синтезатор

ХОД УРОКА

I. Приветствие. Распевание. Дыхательная гимнастика

– На прошлом уроке мы говорили с вами о трех основных жанрах, на которых основаны практически все музыкальные произведения. Какие это жанры? (Песня, танец, марш)
– Легко ли их услышать?
– Какое средство музыкальной выразительности нам помогает их различать? (Ритм)
– В каких произведениях мы услышали эти жанры на прошлом уроке? (Танец и марш в Полонезе Ф. Шопена, песню в 4 симфонии П. Чайковского)

II. «Я помню вальса звук прелестный» – слушание

– Нетрудно догадаться, что темой сегодняшнего урока будет… (вальс)
– Почему вы так решили?
– Мы с вами слушали много различных музыкальных произведений. Почему вы решили, что прозвучал вальс? (В музыке был ритм вальса, размер 3/4)
– Что вы можете сказать о произведении? (Это романс, красивая, вальсовая мелодия, высокий женский голос, ощущение воздушности, невесомости, легкости, тоски какой-то, сожаление о чем-то)
– Как можно красиво сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? Первые строки романса подойдут? (Приложение 1, слайд 1)

III. «Девчонки и мальчишки» А. Островского – исполнение

– Можем ли мы исполнить музыку в характере вальса? (Песни «Девчонки, мальчишки», «Школьный корабль»)
– Чем отличается прозвучавшее произведение и песни из нашего репертуара? (Содержание разное, выразительные средства, исполнение)
– Давайте составим партитуру исполнения песни. Какие варианты исполнения вы предложите? (Пение с солистами, по группам)
– Работа с текстом, выделяем кульминацию. Какой куплет главный? Как можно его выделить? (Спеть громче) (Слайды 2-3)

IV. Вальс из оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского – слушание фрагмента II действия

– Где еще можно услышать вальс? (На балу, на празднике)
– Кто нам сможет показать основное движение вальса? (Показ движений участниками танцевального коллектива, которые учатся в этом классе)
– Представьте, что что-то случилось с музыкой (как у наших фигуристов на чемпионате мира), чем мы можем помочь нашим танцорам? (Простучать ритм). Попробуем.
– Размер вальса? (3/4).
– Сильная доля? (Первая)
– Простучим ритм – притоп, два хлопка. Танцуют.
– Чего не хватает? (Красивой мелодии)
– Мелодия песни, которую мы только что спели, подойдет?
– В фонограмме, которая нам помогала, нет мелодии, как быть? (Надо спеть)

Исполнение по группам

Танцуют под музыку.

– А теперь отправимся на настоящий бал. Он был устроен в честь именин Татьяны Лариной, героини оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» (слайд 4)
– Это современный бал?
– Как проводили время гости бала?
– Что было главным в этой сцене, что все объединяло в одно целое? (Музыка вальса)
– Какое настроение выражала музыка вальса?

V. Вальс №10 Ф. Шопена – слушание

Можно ли услышать Вальс в концертном зале?
– Один знакомый нам композитор писал вальсы для своего любимого инструмента, а так же мазурки, полонезы. И сам их исполнял в концертах по всей Европе. Догадались, о ком идет речь? (Cлайд 5)

Слушание Вальса

– Что вы можете сказать об этом вальсе? (Нежный, мечтательный, легкий)
– Похож на Вальс П. Чайковского? (Нет, у Чайковского яркий, искрометный, беззаботный, а здесь другое настроение)

VI. «Школьный корабль» – исполнение

– Я знаю, что у вас есть любимая песня. Она подходит для нашего урока. Мы учили ее в 6 классе, поэтому текст я вам напомню (слайд 6)
– Составим партитуру исполнения. p – mp – f , кульминация в начале каждого припева. Самый главный куплет – четвертый.

VII. Обобщение урока (cлайд 7)

– Что нового мы сегодня узнали? Разгадаем небольшой кроссворд и узнаем какой жанр сегодня на уроке был главным.

1. Как фамилия героини оперы П. Чайковского «Евгений Онегин»?
2. В какой форме обычно написаны песни, в том числе и те, которые сегодня прозвучали в вашем исполнении?
3. Кто из композиторов писал вальсы не для танцев? Чей это композитор?
4. Назовите автора оперы, фрагмент которой мы сегодня смотрели?
5. О каком жанре шла речь сегодня?

– Какой вальс, прозвучавший на уроке больше понравился?

VIII. Домашнее задание

Послушать 2-3 произведения танцевального характера. Записать название, автора. Можно принести запись на следующий урок и подготовить мини-викторину для одноклассников.