Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки

Разделы: Музыка


(Приложение 1. Слайд 1)

Одна из современных образовательных технологий – технология здоровьесбережения. Термин "здоровьесбережение" получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках.
(Слайд 2)
Огромную роль в формировании духовного здоровья человека играет искусство, в частности – музыка. Любое произведение искусства воздействует на человека, прежде всего психологически, формируя у него здоровую психику. Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.
(Слайд 3)
Ещё в давние времена люди заметили, что музыка не только развлекает их, но и оказывает исцеляющее воздействие как на физическое здоровье человека, так и на его психику. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыки на больного. Пифагор считал, что музыка, как проявление космической гармонии, может создавать у человека такой же внутренний порядок и гармонию, как в космосе.
Такой же точки зрения придерживаются и более современные нам учёные и педагоги.
(Слайд 4)
Так Ян Амос Каменский ввёл музыкальное искусство в число обязательных школьных предметов. Многие педагоги, создатели прогрессивных музыкальных методик (Б.Барток, Ш.Сузуки, Д.Кабалевский и др.), говорили о необходимости обучения всех детей музыке, независимо от их природных способностей. Автор книги «Формирование человека посредством музыки» В.Вюнш рассматривает музыку в качестве центрального предмета преподавания, который формирует человека и позволяет ему набирать духовный опыт.
В современном мире медицина и искусство объединились и прекрасно помогают людям.
(Слайд 5)

МУЗЫКОТЕРАПИЯ  – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Музыкотерапия в мире становиться признанной наукой. При Российской Академии Музыки им. Гнесиных создано отделение музыкальной реабилитации. В ряде западных ВУЗов готовят профессиональных докторов, врачующих музыкой. (Слайд 6)
Музыка и искусство врачевания неразрывно связаны друг с другом. Музыка воздействует на определенные мозговые зоны и активизирует работу мозга в целом.
(Слайды 7-8)

ВОКАЛОТЕРАПИЯ

1. Благотворно влияет на работу почек, желез внутренней секреции;
2. Массирует гортань, щитовидную железу;
3. Влияет на работу сердца;
4. Высоко-вокальные звуки благотворно воздействуют на повышение иммунитета человека;
5. Пение помогает человеку развивать грамотное письмо, воздействуя на подкорку головного мозга.

Разработано много современных апробированных методик, истоки  которых идут из общеобразовательных школ.

Автор методики «музыкальная – рациональная психотерапия». В. И. Петрушин, не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в общеобразовательных школах и детских больницах. В этом лечении используются приемы музыкально-образной медитативной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, групповой массаж, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор концепции создал формулы (установки) музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного и соматического здоровья. Неправда ли, все выше сказанное очень похоже на уроки музыки.
В «Концепции содержания образовательной области «Искусство» в образовательной  школе определена одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся. Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках используют логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арт-терапию, эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами и др.виды терапии.
(Слайд 9)

Музыкально-рациональная психотерапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных учащемуся переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.

Хоровое же  пение  не только укрепляет здоровье, но и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогaет (как сказал К.Д.Ушинский) «…слить много сердец в одно сильное чувственное сердце».
А.И.Попов основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерость: обладатели сильного голоса имеют, как правило, крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел» необходимо укреплять тренировать голосовые мышцы. А.И.Попов определил, что, если мышечная координация оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение aртикуляции и дикции, устранение монотонности, повизгивания и гнусавости. Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом.

Одно из них: подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если учащиеся будут выполнять такое упражнение, их сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма её поддерживать.
(Слайд 10)

Как глоссит народная пословица "Кто много поет, того хворь не берет!"

На уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует, да и некогда. Когда ребёнок поёт свободно и легко голос развивается свободно и легко, голос естественно рaзвивается и укрепляется. Дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Дыхательную недостаточность, которой страдают 80 человек из100,можно даже считать « профессиональной » болезнью школьников. Но с этой проблемой можно справиться, если вовремя обратить внимание на ребёнка и на его дыхание. Есть много упражнений, которые можно выполнять на уроках музыки. Некоторые из них:

1. Покусывaть кончик языка (4-8 раз)
2. «Жевать» язык (слева и справа) (4-8 раз)
3. «Воздушный шарик». Резкий выдох – живот втянули. Затем расслабить или "отпустить" мышцы живота. При вдохе живот естественно"выталкивается" вперед, как шарик.
4. «Собачке жарко». Часто подышать носом с высунутым языком.
5. «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
6. Произносить согласные звуки (последовательно глухие, звонкие), а также растягивая гласные звуки.
звук “а – а” массирует глотку, гортань, щитовидную железу;
звук “о – о” оздоровляет среднюю часть груди;
звук “о – и – о – и” массирует сердце;
звук “а – у – э – и” помогает всему организму в целом.
7. Вопросы-ответы (гласные звуки) и многие другие упражнения
8. Игры-кричалки (текст + движение)
9. Скороговорки

(Слайд 11)

Реализация здоровьесберегающих технологий  зависит от многих составляющих:

  • активного участия в этом процессе самих учащихся;
  • создание здоровьесберегающей среды;
  • высокой профессиональной компетентности и грамотности педагогов;
  • планомерной работы с родителями;
  • тесного взаимодействия с социально-культурной сферой.

(Слайд 12)

Результаты музыкально-оздоровительной работы

  • повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
  • стабильность эмоционального благополучия каждого ученика;
  • повышение уровня речевого развития;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года, не зависимо от погоды.

(Слайд 13)

По словам Всемирной  организации  здравоохранения:  «Здоровье – это состояние  полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков».

(Слайды 14-15)

Литература:

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
2. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в   современной школе». М., 2002 г.
3. Ботицкий  М. Знаете ли вы музыку. – М.: Музыка, 1985
4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003
5. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000
6. Гришина Лариса Аркадьевна, преподаватель методики ОГОУ СПО УМПК N 2, председатель ПЦК «Психолого-педагогический цикл дисциплин»
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г .
8. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, – 2000
9. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002 г.
10. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999.